СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Источники образовательного права

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исто́чник (фо́рма) пра́ва — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник».

Источники права — это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Под источником позитивного права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.

Виды источников права

Самым первым источником права следует считать правовой обычай.

Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это самиобщественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле — это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской, существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев, существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметьбогословские доктрины.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:

Образовательные отношения отнесены к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что предопределяет наличие как федерального законодательства об образовании, так и законодательства об образовании субъектов Российской Федерации.

Закон Российской Федерации "Об образовании" в ст. 3, раскрывая структуру (источники) законодательства Российской Федерации в области образования, представлял ее следующим образом:

1) Конституция Российской Федерации;

2) настоящий Федеральный закон (несмотря на то, что Закон Российской Федерации не являлся федеральным законом);

3) законы Российской Федерации;

4) подзаконные акты федерального уровня (нормативные правовые акты Российской Федерации);

5) законы субъектов Российской Федерации в области образования;

6) подзаконные акты субъектов Российской Федерации в области образования.

И в Законе Российской Федерации "Об образовании", и в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" избрана та модель системы законодательства об образовании, которая в теории права получила название "широкое понимание законодательства". Широкое понимание термина "законодательство" (в законодательство включаются как собственно законы, так и подзаконные акты) имеет не только плюсы, но и минусы. Среди последних - оно способствует смешению уровней регулирования, необоснованному преобладанию подзаконных актов.

Являясь важным звеном в правовой цепи, подзаконные акты призваны содействовать реализации законодательных норм, а также принятых в соответствии с ними управленческих решений Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Однако нередко отдельные ведомственные нормы противоречат действующему законодательству, а колоссальный объем и невысокое качество ведомственного нормотворчества приводят к девальвации законодательных норм.

Нередко причинами регулирования норм на уровне акта Правительства Российской Федерации или министерства служат соображения ведомственно понимаемой целесообразности: акт проще принять, проще изменить, быстрее можно отменить. Но наиболее важные аспекты образовательных правоотношений, связанные с реализацией субъективных образовательных прав граждан, должны получить регулирование в нормах законодательных актов. Кстати, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" при регулировании отдельных вопросов предусматривает, помимо актов государственных органов власти, еще и регулирование отношений на уровне локальных актов. Тем самым создается правовая основа для локального нормотворчества, которое может и должно развиваться не столько на основании управленческих решений, сколько преимущественно на основе норм законов. Локальным нормативным актам посвящена ст. 30 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", где указано, что нормы локальных нормативных актов регулируют образовательные отношения по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, но в силу ч. ч. 1 и 4 ст. 4 этого Федерального закона локальные нормативные акты не включены в систему нормативного правового регулирования образовательных отношений.

Принятие Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" повлекло за собой значительные изменения в системе законодательства Российской Федерации об образовании. Сущностные изменения в регулировании образовательных отношений вкупе с систематизацией нормативного массива позволят говорить о "скрытой кодификации", понимая под ней процесс кодификации нормативного материала, не сопровождающийся в итоге использованием формы кодекса.

В настоящее время всеми субъектами Российской Федерации проведена работа по приведению регионального законодательства об образовании в соответствие с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".

В целях обеспечения синхронности регулирования, достижения высокой степени соответствия между новыми нормами федерального уровня и нормами вновь разрабатываемых региональных актов Минобрнауки России были подготовлены методические материалы, направленные письмом Минобрнауки России от 1 апреля 2013 г. N ИР-170/17 "О Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", в которых содержались рекомендации о том, что работа по приведению актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления должна быть завершена не позднее 1 января 2014 г.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" произошла систематизация подходов к регулированию образовательных отношений. В результате возросло значение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, сведено к минимуму нормотворчество на муниципальном уровне, значительно увеличен объем регулятивных полномочий собственно образовательной организации и в связи с этим роль органов и организаций, представляющих интересы различных субъектов образовательных отношений.

Согласно ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

7) осуществление иных установленных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" полномочий в сфере образования.

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. ФЗ N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий";
  4. ФЗ "Об общественных объединениях";
  5. ФЗ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
  6. ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
03.10.2017 05:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!