СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Исторические науки и вспомогательные исторические дисциплины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследуя любую тему, историк обязательно должен разобраться в общей (внешней) хронологии освещаемых событий. После этого перед исследователями откроется новый более сложный этап работы, уже обобщающий, во время которого разрабатывается внутренняя, синхронная хронология. С одной стороны, события размещаются в хронологической последовательности по определенным этапам, периодам, с другой – по тематическим линиям, рубрикам, на которые разделяется исследуемое явление.

Для разработки пространственных параметров темы для исследователя важна историческая география. При помощи историко-географического метода определяется регион исследования.

Близка к исторической географии вспомогательная историческая дисциплина топонимика, изучающая географические названия населенных пунктов, улиц, площадей (топонимы), рек, озер, каналов(гидронимы), гор, долин, др. частей ландшафта (оронимы).

Географические названия всегда историчны и дают представление о происхождении, принадлежности населенных пунктов, о занятиях их обитателей и т.д. Эти вспомогательные исторические дисциплины, посвящены источникам отражающим такие важные параметры исторического процесса, как время и пространство.

Следующая группа этих дисциплин характеризует определенные стороны письменных исторических источников. И среди них прежде всего следует назвать палеографию, занимающуюся вопросами изучения развития письма в разнообразных его аспектах. Другой важной дисциплиной является дипломатика.

Дипломатика – это дисциплина, изучающая формуляры (т.е. перечни составных частей текста в определенной последовательности) памятников письменности различных периодов истории, включая современные. Среди рассматриваемой группы вспомогательных дисциплин заметное место принадлежит метрологии. В течение многовековой истории человечества различные меры (длины, веса, объема) часто менялись. Анализ внешних признаков помогает решить задачи палеографии: установить время, место, авторство, подлинность рукописей, выявить подделки. Датировка по палеографическим признакам порой приблизительна и может колебаться в радиусе от нескольких лет до столетия.

Палеография тесно связана с эпиграфикой, сфрагистикой, нумизматикой, хронологией, археографией, архивным делом, а также с источниковедением в целом, поскольку палеографические приемы дают материал для внешней критики источника.

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки (приметы) рукописных и печатных источников в их историческом развитии. Термин «палеография» происходит от двух греческих слов: «палайос» - древний, «графо» - пишу

Внешние признаки (приметы), изучаемые палеографией, включают: знаки письменности, особенности их графики, почерки, материал для письма, орудия письма, украшения, каски, чернила, водяные знаки, клейма, штемпели, формат и переплет рукописей

Первоначальные приемы, которыми пользуется палеография при анализе внешних признаков рукописей, зародились на Руси, возможно, уже в раннефеодальный период в связи с чисто практическими целями: написать и оформить документ, отличить подлинник от подделки. Как отмечал Л.В.Черепнин, древние русские писцы в зачаточном виде применяли методы, которые много позже стали рассматриваться в соответствующей научной дисциплине. В 16 – 17 вв. в области практической палеографии делается шаг вперед: появились специальные руководства для писцов-рисовальщиков, занимающихся художественным оформлением рукописей, а также азбуки-прописи, в которых давались наиболее типичные варианты графики скорописных букв.

Переход от практической палеографии к палеографии как научной дисциплине связан с развитием русской историографии, выявлением и публикацией исторических источников. Работы историков 18 в. В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова поставили на очередь дня вопрос о необходимости развития русской палеографии и наметили в общих чертах пути ее развития. В первой половине 19 в. Е.Болховитиновым, К.Ф.Калайдовичем, А.Х.Востоковым, П.М.Строевым и другими учеными была проведена большая работа по собиранию и изучению памятников письменности.

Палеографы 19 – 20вв. оставили большое наследие. Но многие их работы в целом характеризовались формальным рассмотрением внешних признаков источников вне их связи с историческими явлениями и даже с содержанием документа. Современная палеография характеризуется новыми методологическими подходами. Основным моментом методологического порядка явилось все большее проникновение историзма в область палеографии. Это помогает в получении выводов, связанных с социально-экономической, политической и культурной историей. Усовершенствовались старые и появились новые методы и технические приемы (например, используется оптико-фотографические методы для прочтения угасших текстов, бета-радиографический метод для прочтения водяных знаков). Хронологические рамки палеографии расширились. Выделены признаки документов 20в., которые могут быть объектом изучения палеографии: почерки, материал для письма, машинописные тексты. В основе палеографического метода лежат наблюдения над совокупностью палеографических признаков (графикой букв, материалом для письма, украшениями, орудиями письма и др.) и выявление их соответствия друг другу для определенного периода времени. Каждому историческому периоду соответствовала совокупность определенных палеографических признаков. Несоответствие некоторых признаков «своей» эпохе является свидетельством копии или даже подделки рукописи.

Палеографический анализ источника должен сочетаться с внимательным изучением текста, уяснением его смысла, а также с материалом, который дают другие вспомогательные исторические дисциплины. Термин «хронология» происходит от греческих слов «хронос» - время, и «логос» - слово, учение, наука. Различается хронология математическая и историческая.

Историческая хронология – вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается определением, уточнением проверкой дат исторических событий, изучением систем времясчисления, календарей.

Научный интерес к вопросам хронологии появился в связи с изучением истории и публикацией исторических источников. В 18-19 вв. вопросами времясчисления занимались В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, И.Д.Шахматов и др.

В конце 19-начале20 вв. интерес к вопросам летоисчисления усилился. Со второй половины 20 в. Развитие хронологии связано с дальнейшим изучением времясчисления, составлением более совершенных формул и таблиц, проверкой и уточнением дат исторических событий. Природными единицами являются солнечные сутки, синодический месяц и тропический год.

Солнечные сутки – средний период времени, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг своей оси. Солнечные сутки составляют 24 часа.

Синодический месяц – период наблюдаемого чередования лунных фаз, зависящих от движения Луны вокруг Земли. Синодический (лунный) месяц составляет 29 суток 13 часов 44 минуты 3 секунды или приблизительно 29,5 суток.

Тропический (солнечный) год – время полного обращения Земли вокруг Солнца. Тропический год равен 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам или приблизительно 365 суткам 6 часам основу календарей. Календарь – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделением их на календарные годы, месяцы, недели, сутки.

Календарные единицы времени отличаются от природных единиц тем, что условно выражены целыми числами и не содержат в себе дробных.Отсюда возникает два понятия: солнечные сутки – календарные сутки, синодический месяц – календарный месяц, тропический год - календарный год.

Поскольку календарные и природные единицы времени не совпадают, человечество искало наиболее оптимального их соответствия. Этим и объясняется многообразие календарных систем, известных к настоящему времени. До принятия Юлианского календаря счет времени у восточных славян соответствовал циклам сельскохозяйственных работ, и их календарь считался земледельческим (аграрным).

В 988 г. на Руси было принято христианство. Вместе с христианством на Русь из Византии пришел Юлианский календарь. Переход с Юлианского календаря на Григорианский был осуществлен только в начале 1918 г. Так как с 1582г. По 1918 разница между календарями составила 13 суток, было установлено после 31 января 1918 г. Считать не1 февраля, а 14 февраля 1918 г. Кроме изучения систем летосчисления, хронология занимается разработкой приемов и методик, с помощью которых могут быть датированы исторические источники.

Под датировкой подразумевается операция, направленная на получение даты исторического факта. Датировка опирается на прямую и косвенную информацию. Прямая информация выражена датой, данной в одной из систем летосчисления. Косвенная информация содержит лишь косвенные сведения о времени событий и явлений, отраженных в источнике, и не выражена конкретной датой. Для проверки, уточнения и получения временных сведений хронология пользуется различными математическими расчетами, формулами и таблицами.

Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, объектом изучения которой являются гербы. Слово «герб» произошло от латинского слова глашатай.

Что такое герб? Существуют два определения герба:

1. Герб – это условное изображение, символ, носящий наследственный характер, утвержденный верховной властью, составленный по геральдическим правилам и выражающий исторические традиции, главные идеи своего владельца, в качестве которого могут выступать государство, территория, город, частное лицо, средневековые профессиональные корпорации – цехи, гильдиии т.д.

2. Герб отождествляется с эмблемой, носящей наследственный характер.

В Западной Европе в 12 в. Появились люди, сделавшие геральдику своей профессией. Это были герольды. Они вырабатывали правила составления гербов, приводили в систему знания о них. Герольды организовывали рыцарские турниры, во время войны объявляли день сражения, узнавали мертвых и раненых на поле боя, обменивали пленных, были парламентерами и пользовались неприкосновенностью.

Долгое время герольды знали на память кому принадлежит та или иная эмблема. Но постепенно гербов становилось все больше,

держать их в памяти стало невозможно. В связи с этим стали появляться трактаты и справочники о гербах.

Исследуя любую тему, историк обязательно должен разобраться в общей (внешней) хронологии освещаемых событий. После этого перед исследователями откроется новый более сложный этап работы, уже обобщающий, во время которого разрабатывается внутренняя, синхронная хронология. С одной стороны, события размещаются в хронологической последовательности по определенным этапам, периодам, с другой – по тематическим линиям, рубрикам, на которые разделяется исследуемое явление.

Для разработки пространственных параметров темы для исследователя важна историческая география. При помощи историко-географического метода определяется регион исследования.

Близка к исторической географии вспомогательная историческая дисциплина топонимика, изучающая географические названия населенных пунктов, улиц, площадей (топонимы), рек, озер, каналов(гидронимы), гор, долин, др. частей ландшафта (оронимы).

Географические названия всегда историчны и дают представление о происхождении, принадлежности населенных пунктов, о занятиях их обитателей и т.д. Эти вспомогательные исторические дисциплины, посвящены источникам отражающим такие важные параметры исторического процесса, как время и пространство.

Следующая группа этих дисциплин характеризует определенные стороны письменных исторических источников. И среди них прежде всего следует назвать палеографию, занимающуюся вопросами изучения развития письма в разнообразных его аспектах. Другой важной дисциплиной является дипломатика.

Дипломатика – это дисциплина, изучающая формуляры (т.е. перечни составных частей текста в определенной последовательности) памятников письменности различных периодов истории, включая современные. Среди рассматриваемой группы вспомогательных дисциплин заметное место принадлежит метрологии. В течение многовековой истории человечества различные меры (длины, веса, объема) часто менялись. Анализ внешних признаков помогает решить задачи палеографии: установить время, место, авторство, подлинность рукописей, выявить подделки. Датировка по палеографическим признакам порой приблизительна и может колебаться в радиусе от нескольких лет до столетия.

Палеография тесно связана с эпиграфикой, сфрагистикой, нумизматикой, хронологией, археографией, архивным делом, а также с источниковедением в целом, поскольку палеографические приемы дают материал для внешней критики источника.

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки (приметы) рукописных и печатных источников в их историческом развитии. Термин «палеография» происходит от двух греческих слов: «палайос» - древний, «графо» - пишу

Внешние признаки (приметы), изучаемые палеографией, включают: знаки письменности, особенности их графики, почерки, материал для письма, орудия письма, украшения, каски, чернила, водяные знаки, клейма, штемпели, формат и переплет рукописей

Первоначальные приемы, которыми пользуется палеография при анализе внешних признаков рукописей, зародились на Руси, возможно, уже в раннефеодальный период в связи с чисто практическими целями: написать и оформить документ, отличить подлинник от подделки. Как отмечал Л.В.Черепнин, древние русские писцы в зачаточном виде применяли методы, которые много позже стали рассматриваться в соответствующей научной дисциплине. В 16 – 17 вв. в области практической палеографии делается шаг вперед: появились специальные руководства для писцов-рисовальщиков, занимающихся художественным оформлением рукописей, а также азбуки-прописи, в которых давались наиболее типичные варианты графики скорописных букв.

Переход от практической палеографии к палеографии как научной дисциплине связан с развитием русской историографии, выявлением и публикацией исторических источников. Работы историков 18 в. В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова поставили на очередь дня вопрос о необходимости развития русской палеографии и наметили в общих чертах пути ее развития. В первой половине 19 в. Е.Болховитиновым, К.Ф.Калайдовичем, А.Х.Востоковым, П.М.Строевым и другими учеными была проведена большая работа по собиранию и изучению памятников письменности.

Палеографы 19 – 20вв. оставили большое наследие. Но многие их работы в целом характеризовались формальным рассмотрением внешних признаков источников вне их связи с историческими явлениями и даже с содержанием документа. Современная палеография характеризуется новыми методологическими подходами. Основным моментом методологического порядка явилось все большее проникновение историзма в область палеографии. Это помогает в получении выводов, связанных с социально-экономической, политической и культурной историей. Усовершенствовались старые и появились новые методы и технические приемы (например, используется оптико-фотографические методы для прочтения угасших текстов, бета-радиографический метод для прочтения водяных знаков). Хронологические рамки палеографии расширились. Выделены признаки документов 20в., которые могут быть объектом изучения палеографии: почерки, материал для письма, машинописные тексты. В основе палеографического метода лежат наблюдения над совокупностью палеографических признаков (графикой букв, материалом для письма, украшениями, орудиями письма и др.) и выявление их соответствия друг другу для определенного периода времени. Каждому историческому периоду соответствовала совокупность определенных палеографических признаков. Несоответствие некоторых признаков «своей» эпохе является свидетельством копии или даже подделки рукописи.

Палеографический анализ источника должен сочетаться с внимательным изучением текста, уяснением его смысла, а также с материалом, который дают другие вспомогательные исторические дисциплины. Термин «хронология» происходит от греческих слов «хронос» - время, и «логос» - слово, учение, наука. Различается хронология математическая и историческая.

Историческая хронология – вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается определением, уточнением проверкой дат исторических событий, изучением систем времясчисления, календарей.

Научный интерес к вопросам хронологии появился в связи с изучением истории и публикацией исторических источников. В 18-19 вв. вопросами времясчисления занимались В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, И.Д.Шахматов и др.

В конце 19-начале20 вв. интерес к вопросам летоисчисления усилился. Со второй половины 20 в. Развитие хронологии связано с дальнейшим изучением времясчисления, составлением более совершенных формул и таблиц, проверкой и уточнением дат исторических событий. Природными единицами являются солнечные сутки, синодический месяц и тропический год.

Солнечные сутки – средний период времени, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг своей оси. Солнечные сутки составляют 24 часа.

Синодический месяц – период наблюдаемого чередования лунных фаз, зависящих от движения Луны вокруг Земли. Синодический (лунный) месяц составляет 29 суток 13 часов 44 минуты 3 секунды или приблизительно 29,5 суток.

Тропический (солнечный) год – время полного обращения Земли вокруг Солнца. Тропический год равен 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам или приблизительно 365 суткам 6 часам основу календарей. Календарь – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделением их на календарные годы, месяцы, недели, сутки.

Календарные единицы времени отличаются от природных единиц тем, что условно выражены целыми числами и не содержат в себе дробных.Отсюда возникает два понятия: солнечные сутки – календарные сутки, синодический месяц – календарный месяц, тропический год - календарный год.

Поскольку календарные и природные единицы времени не совпадают, человечество искало наиболее оптимального их соответствия. Этим и объясняется многообразие календарных систем, известных к настоящему времени. До принятия Юлианского календаря счет времени у восточных славян соответствовал циклам сельскохозяйственных работ, и их календарь считался земледельческим (аграрным).

В 988 г. на Руси было принято христианство. Вместе с христианством на Русь из Византии пришел Юлианский календарь. Переход с Юлианского календаря на Григорианский был осуществлен только в начале 1918 г. Так как с 1582г. По 1918 разница между календарями составила 13 суток, было установлено после 31 января 1918 г. Считать не1 февраля, а 14 февраля 1918 г. Кроме изучения систем летосчисления, хронология занимается разработкой приемов и методик, с помощью которых могут быть датированы исторические источники.

Под датировкой подразумевается операция, направленная на получение даты исторического факта. Датировка опирается на прямую и косвенную информацию. Прямая информация выражена датой, данной в одной из систем летосчисления. Косвенная информация содержит лишь косвенные сведения о времени событий и явлений, отраженных в источнике, и не выражена конкретной датой. Для проверки, уточнения и получения временных сведений хронология пользуется различными математическими расчетами, формулами и таблицами.

Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, объектом изучения которой являются гербы. Слово «герб» произошло от латинского слова глашатай.

Что такое герб? Существуют два определения герба:

1. Герб – это условное изображение, символ, носящий наследственный характер, утвержденный верховной властью, составленный по геральдическим правилам и выражающий исторические традиции, главные идеи своего владельца, в качестве которого могут выступать государство, территория, город, частное лицо, средневековые профессиональные корпорации – цехи, гильдиии т.д.

2. Герб отождествляется с эмблемой, носящей наследственный характер.

В Западной Европе в 12 в. Появились люди, сделавшие геральдику своей профессией. Это были герольды. Они вырабатывали правила составления гербов, приводили в систему знания о них. Герольды организовывали рыцарские турниры, во время войны объявляли день сражения, узнавали мертвых и раненых на поле боя, обменивали пленных, были парламентерами и пользовались неприкосновенностью.

Долгое время герольды знали на память кому принадлежит та или иная эмблема. Но постепенно гербов становилось все больше,

держать их в памяти стало невозможно. В связи с этим стали появляться трактаты и справочники о гербах.

12.11.2017 12:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!