СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История Японии: культура Яёй

Нажмите, чтобы узнать подробности

Люди культуры Яёй обосновались на севере ближайшего к Корейскому полуострову острова Кюсю — южном из больших островов архипелага. В последующем они расселились на северо-восток, переплыв пролив Каммон, отделяющий Кюсю от самого большого из островов архипелага — Хонсю. По преданию, их вел вождь Иваро, имевший при себе знаки божественной власти: металлическое зеркало, меч и яшмовое ожерелье, якобы принадлежавшие когда-то сыну Аматэрасу — богини солнца. Заполучив эти регалии, Иваро будто бы сделал свою власть над племенами священной, унаследованной от богов.

богиня солнца Аматерасу (синтоизм)

Считалось, что именно потомки Иваро — вожди, передававшие свою власть по наследству и превратившиеся в полновластных царей, и основали первое на островах архипелага государство Ямато. Племена Яёйской культуры заняли значительные территории на юге и в центральной части Хонсю. Они селились на расположенных между горами и морем равнинах, в более-менее широких горных долинах, где в отсутствие крупного скота и лошадей вручную распахивали поля сохами. На полях, заливаемых водой, они сеяли рис, на сухих — батат, гречиху; все эти культуры привезли их предки с материка.

Кроме того, потомки переселенцев сохранили навыки добычи железа и бронзы и изготовления из них орудий, а также разводили шелковичных червей и получали шелк. Предание сообщает, что вождь Иваро, переселившись на Хонсю, вел тяжелую войну с местными племенами, однако в общем племена яёйской культуры обычно мирно вступали в контакты с древними аборигенами культуры Дзёмон. Земледельцев интересовали сранительно небольшие по площади равнинные участки островов, тогда как первобытные аборигены, вероятно, больше льнули к горам, где было много используемых как жилища пещер и скал, служивших пристанищем для животных, на которых они охотились.

Происходила преимущественно мирная ассимиляция исконных обитателей островов: аборигены приходили в земледельческие поселения торговать шкурами и мясом добытых ими диких животных, взамен получая совершенные железные и бронзовые орудия труда, украшения. Постепенно они нашли общий язык с потомками пришельцев и сами «за лучшей жизнью» стали переселяться к племенам яёйской культуры, переняли от тех искусство орошаемого земледелия и с поколениями уподобились тем в культуре и привычках. Вследствие высокого прироста населения и ассимиляции среди земледельцев культуры Яёй значительной части аборигенов наступил момент, когда подданные яёйских вождей стали испытывать земельный дефицит. Тогда стала утверждаться родовая собственность на землю: каждое поселение начало прогонять из своих угодий решивших запустить на них свою соху чужаков. Поселения стали обноситься высокими деревянными изгородями и сторожевыми вышками на случай нападения врагов.

Культура Яёй охватывала меньше половины всей территории островов, тогда как в прочих областях продолжали проживать исконные первобытные племена, однако именно она стала зародышем уникальной цивилизации, в последующие столетия охватившей весь архипелаг. Правивший в 97 — 30 гг. до н.э. верховный вождь племен Яёй, которого уже можно называть царем, по-имени Судзин впервые установил четкую систему налогооблажения подданных, что говорит о начале формирования государственности. Мужчины должны были приносить царю часть добытого ими на охоте, а женщины — часть тканей, которые они изготовляли. Как сообщает летопись, Судзин вел войны, чтобы привести к покорности себе другие племена. Царь был одновременно и верховным жрецом, т.е., зарождавшееся государство было по сути теократическим.

Идея божественного наследования власти давала царю чувство превосходства над остальными людьми, а его подданным — над другими племенами. При царе Суйнине был отменен обычай вместе с умершими людьми из царского или другого знатного рода хоронить живых людей, которых они при жизни любили. Вместо живых возлюбленных и друзей в могилу стали опускать их глиняные изображения, которые должны были сопровождать покойного в загробном мире. Далее, как сообщает летопись, дочь царя Суйнина вступила в контакт с богиней солнца Аматэрасу, получив от той приказание построить единое святилище в Ису, где отныне должны были постоянно храниться царские регалии, которые, как уже говорилось, цари считали унаследованными от богов. За святилищем смотрели и совершали в нем служения жрицы-девственницы из царского рода.

По традиции, наследник царской власти жил в отдельном от царя селении, которое после смерти монарха делал столицей. Таким образом, всякий раз, как сменялся царь, общеплеменная столица переносилась из одного селения в другое. В I — II вв. н.э. пределы влияния царей расширились, охватив уже бóльшую часть архипелага. Цари воевали, стремясь покорить вольные племена на двух крайних островах: Хоккайдо на севере, где жило племя эбису, и Кюсю на юге, где не желало склонять перед царем голову племя кумасо.

Захватывая земли непокорных племен, царь и его род сильно обогащались, значительная часть добычи поступала в собственность храмов, где служили жрецами тоже царские родственники. Фигура царя была священной, его власть в покоренных землях — непререкаемой. Покоренные племена платили дань в царскую казну, а военнопленные трудились на царских землях, занимались ремеслами в принадлежавших царю мастерских. Так власть потомков предводителей переселенцев превротилась в типичную древневосточную деспотию. Приведение большей части населения островов под считавшуюся священной власть одного царя способствовало его культурной и языковой унификации: вливаясь в единую государственную систему, разные племена принимали одну религию, начинали следовать одним обычаям и укладу жизни, говорить на одном языке. При царе Сэйму (131 — 190 гг.) в стране была учреждена административная система: появились царские губернаторы, управлявшие от имени царя ее областями, и уездные начальники, исполнявшие царскую власть на местах. Появился и своего рода первый министр — оми, помощник царя по делам государственного управления.

11.05.2018 03:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!