СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История одного памятника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Василий Сергеевич Калинников

(1 (13) января 1866, село Воины Орловской губернии – 29 декабря 1900 (11 января 1901), Ялта)

В память о композиторе

Когда-то лишь в Орловском краеведческом музее был очень небольшой, фактически камерный, но очень тёплый отдел, посвящённый Василию Сергеевичу Калинникову. Потом имя композитора стала носить музыкальная школа; его фамилия значится на мемориальной доске на здании железнодорожного техникума – бывшей духовной семинарии, где учился Калинников. Имя композитора носит один из переулков в Железнодорожном районе и улица в Северном районе Орла. Небольшая экспозиция, посвящённая ему, есть в музее села Ильинское Хотынецкого района. Чтут имя композитора в Дмитровске и Мценске. Разговор о нём ведётся в музее Орловского музыкального училища, огромный источник познания о В. С. Калинникове – музей в Орловской детской музыкальной школе, носящей его имя.

Настоящим праздником для многих почитателей творчества Василия Калинникова было открытие ему памятника. Мысли о создании памятника Василию Сергеевичу высказывались очень давно. Многолетний директор музыкальной школы имени Калинникова, замечательный баянист и прекрасный организатор Борис Дмитриевич Гладков, преподаватель класса скрипки, создатель первой мемориальной экспозиции в школе Калинникова Евгений Александрович Кубарев, краевед и музыковед Павел Васильевич Сизов они были среди тех, кто настойчиво говорил о том, что в Орле должен быть памятник В. С. Калинникову.

Лучшее предложение

Вот выписка из протокола градостроительного совета Орла от 18 января 1990 года, где рассматривались проекты памятника композитору. Присутствовало на заседании 11 человек. Назовём некоторые фамилии: Б. В. Фомин – начальник управления архитектуры и строительства, В. Г. Королёв – председатель Заводского райисполкома, В. К. Соколов – первый секретарь Заводского райкома КПСС, Б. В. Антипов – председатель правления Орловской организации СА СССР, В. В. Плотников – ГАП института «Орелгипрогорсельстрой», В. И. Филин – ГАП института «Орелгипрогорсельстрой», Г. В. Павленко – ГАП института «Гипроприбор», В. А. Ливцов – председатель Орловской организации ВООПиК и другие.

Жюри было представлено четыре работы. По единодушному мнению, лучшей была признана работа скульптора Л. М. Бугая и художника В. Н. Блинова. В задачу В. Н. Блинова входило дать общее образное художественное решение, размер, характер постамента, принцип совмещения фигуры композитора с образом мальчика, играющего на свирели, присутствие дерева и т. д. К слову сказать, впоследствии, в момент открытия памятника, Л. Н. Бугай с большой теплотой говорил об участии в этом проекте В. Н. Блинова.

Леонид Максимович Бугай был творческой, совершенно бескомпромиссной личностью как в профессиональном, так и в житейском плане. Среди тех, кто всемерно поддерживал Л. М. Бугая морально, а подчас, по возможности, и материально, была общественная организация – Орловское отделение общества охраны памятников истории и культуры.

Симфония жизни

Значительной вехой в пропаганде памяти о композиторе, в хлопотах о создании памятника была презентация книги известного московского музыковеда Г. Пожидаева «Василий Калинников: Симфония жизни в четырёх частях». Презентация книги состоялась 20 января 1994 года. Многие выступающие говорили о будущем памятнике.

Всем миром

И в 90-е годы, несмотря на все невзгоды, орловцы не забывали о пище духовной. Надо отдать должное светлой памяти Л. М. Бугая. Многие говорили, что не обязательно в композиции памятника дерево, не обязательно – мальчик, не обязательно то, не обязательно это… Если бы отказались от задуманной идеи, то, безусловно, денег ушло бы меньше, возможно, и делалось бы всё быстрее, но художественная значимость и выразительность памятника были бы, естественно, не те.

Общество охраны памятников всемерно старалось оказать помощь в сборе денег. Сохранился договор, датируемый мартом 1995 года, на выделение денег скульптору Л. М. Бугаю для перевода модели мальчика в гипс. Народные копейки, которые поступали в общество в начале 90-х годов, старались передать скульптору, чтобы сделать свирель, или несколько листиков для дерева. Большую помощь оказывала в те годы администрация Заводского района. Каждая копейка строго учитывалась.

В 2000-е годы «заботы» о работе над памятником взяли на себя городские власти. Работа длилась более двадцати лет! Но капля камень точит…

Запечатлённое в бронзе

Памятник был открыт 3 августа 2009 года. Голубизна неба соперничала с яркостью солнца. Звучала музыка Калинникова. Огромное количество людей – писатели, журналисты, музейные работники, художники… Студенты музыкального училища, преподаватели и ученики музыкальных школ города, строители, начальство – трудно назвать всех, кто там был. Самым скромным образом держался сам автор – Л. М. Бугай. От имени общественности выступили председатель Орловского музыкального общества Е. Н. Болдовская, директор детской музыкальной школы им. Калинникова Л. А. Кочергина.

Через несколько лет после открытия памятника скульптор умер, но память об известном композиторе-орловце, талантливо запечатлённая в бронзе, жива.

Источник: Нина Кирилловская. История одного памятника // Орловский вестник. № 02 (1160), 27/01/2016. С. 13.

Категория: Всем учителям
06.03.2016 21:14


© 2016 848

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!