СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История рукоделий: счетные вышивки в Европе

Нажмите, чтобы узнать подробности

И снова о вышивках....

Хардангер. Этот вид вышивки наверное больше других по виду напоминает традиционные русские рукоделия. Общее у них еще и то, что он относится к счетным ажурным вышивкам, основой для данной техники используются ткани равномерного переплетения, а вышивка выполняется нитью в цвет полотна. Название происходит имени от фьорда и поселка Хардангер на западе Норвегии.

Точное происхождение вышивки не известно, но, как полагают, она родом из древней Азии и Египта. Так некоторые традиционные для хардангера элементы - квадрат, прямоугольник, крест - специалисты относят к ассирийским и египетским традициям, а знаменитая восьмиконечная звезда - напоминает индийские орнаменты. Предшественником хардангера была счетная срочевая вышивка древних персов (по технике она напоминала русскую технику "настил")

Из Персии вместе с торговыми караванами стежковая вышивка постепенно проникла в Европу, где быстро стала популярна. Первыми пали перед ее очарованием итальянцы (считается, там она стала прообразом ажурной техники "ришелье"). В середине XVII века разновидности этого типа вышивки распространились на севере Европы, где она преобразовалась в датское и голландское кружево хедебо, шотландскую эйрширскую вышивку, и, собственно, хардангер. Кстати, тогда же эта техника проникла и на территорию России, где позднее дала начало русским ажурным вышивкам и строчкам.

В XVII - XIX века хардангер активно развивался в Норвегии. Традиционно эта вышивка была элементом декора одежды и, главное,  ею украшали фартук в норвежском национальном и свадебном женском костюме bunad. Чуть позже, в XIX столетии, эта техника начинает использоваться и в украшении домашнего текстиля - скатертей, салфеток, полотенец, занавесей.

 Мировую известность Хардангер приобрел благодаря промышленникам, посетившим Норвегию в конце XIX века. Гостей поразили местные жители в национальных костюмах и оригинальные ажурные вышитые изделия в тамошних сувенирных лавках. Постепенно изделия стали популярными в  Европе, США, Японии, Австралии. А позже, с появлением первых журналов мод, во всем мире стали издаваться и журналы и буклеты с узорами и схемами для вышивки.

Но официально техника хардангер была представлена мировому сообществу в 1900 году на Парижской выставке, где экспонированному фартуку с этой вышивкой даже была присуждена награда. В период мировых войн интерес к хардангеру заметно ослаб и лишь в 70-х годах прошлого столетия рукодельницы вновь обратили внимание на эту вышивку.  

В основе современной вышивки хардангер лежат гладьевые стежки, выполняемые по счету нити блоками по четыре. Причем, стежки располагаются строго по прямой или по косой нити полотна. Для Выполнения ажурных элементов из ткани основы выдергивают и вырезают часть ниток, нити получившейся строчевой сетки обвивают наподобие мережки, либо вышивают. Также строчевую сетку вокруг украшают другими видами вышивальных швов. Все операции выполняются в строжайшей последовательности - сначала вышивают контур ажурного мотива, и только потом внутри вырезают нити для получения сетки.

По традиции вышивка выполняется толстыми нитями в тон полотна, но в современном варианте часто используются и цветные нити, причем в ряде техник ими обшивается ажурные узор по контуру (совсем как в ярославском шитье, помните?).

 Такая вот это декоративная и ажурная техника, которая помогает создавать удивительные украшения на скатертях и салфетках, постельном белье, шторах и покрывалах, способных как стать отличным украшением дома, так и оригинальным подарком

Аналогичная техника была популярна и в Испании, там она называлась толедской,  по городку Толедо, где проживали мастерицы, вышивающие в этом стиле.  Для выполнения вышивки из полотна с регулярным переплетением  на определенных участках выдергивали и вырезали нити в двух направлениях (три через три или четыре через четыре), поэтому использовали ткани одинаковыми по толщине нитями утка и основы. Полученную сетку из нитей обвивали стежками, а потом вышивали по ячейкам сетки гладью 3-4 стежками (если сетка мелкая, то  одним стежком). В результате получается очень изящное ажурное полотно (очень похоже на тверскую строчку, не так ли?).

Концы обрезанных нитей длиной около 1 см остаются  с изнаночной стороны - при выполнении вышивки их тоже оплетают вместе с контуром ажурного мотива - поэтому он получается особенно рельефным.

Похожая техника вышивки - Швальмская вышивка  - возникла в Германии, в местечке Швальм в Гессене. Самые старые образцы швальмской вышивки датируются началом XVII века. Этот стиль вышивки легко узнаваем по обильному использованию простых по структуре мотивов, заполненных ажурным шитьем, каждый из которых имеет свой особый смысл (колокольчики, птицы, тюльпаны, сердца). Самый популярный мотив швальмской вышивки - стилизованное "дерево жизни", которое олицетворяет преодоление смерти (совсем как у народов севера России).

Дизайны симметричны и обычно расширяются от центра к краю. В старину вышивальщицы пытались заполнить вышитыми узорами как можно большую площадь изделия, это объясняют бытовавшей в те годы приметой, что дьявол может проникнуть в вещь через самое слабое (незашитое) место.

 Традиционно швальмская вышивка вышивается белыми нитками по белому фону. Порядок вышивания напоминает хардангер: вначале отшиваются контуры рисунка, а потом выполняются украшающие швы и самыми последними делаются сетки. Но, в отличие от хардангера, этот вид вышивки выполняется по свободному контуру.

Швальмская вышивка была очень распространена в XIX веке среди крестьян Германии, как вышивка для зажиточного среднего класса и жителей городов, а не для богатых людей. Ранних образцов швальмской вышивки практически не сохранилось, так как все вещи были функциональными, и следовательно в конечном счете изнашивались и выбрасывались. Однако из дошедших до нас  немногочисленных сохранившихся образцов вышивки и  старинных книг можно узнать, что эта техника использовалась для вышивания рукавов одежды, манжет, передников, а также постельного белья, скатертей, наволочек.  В XX веке интерес к этому виду рукоделия заметно угас, но в последние годы она вернула былую популярность. Отчасти этому способствовал выход в свет книги Renate Fernau

"Schwalm Whitework" (швальмская белая вышивка).

 Вышивка барджелло, узор "пламя".

 Вышивка барджелло, узор "плод граната".

В средневековой Европе были и свои строчевые вышивки, одна из них носит красивое итальянское название - барджелло. Барджелло можно узнать по характерному рисунку, напоминающему языки пламени (за это ее метко называют факельная вышивка), узоры при этом могут быть как более плавными, так и остроугольной формы.

Как следует из названия (главное административное здание города Флоренции, в котором заседал магистрат, называлось именно Bargello), эта вышивка была особенно популярна в XIV веке  у флорентийских модниц, и, по одной из версий, таким образом  местные мастерицы имитировали фактуру и расцветку восточных тканей, в больших количествах завозившихся в те годы в Флоренцию. Отсюда и одно из названий вышивки - "флорентийский стежок".

Другое название этой вышивки, под которым она была особо популярна в Голландии в XVII веке, "венгерская вышивка". Считается, что эта техника родом из Венгрии. Образцы вышивки, выполненные в этой технике и датированные примерно 1380 годом, хранились у венгерских князей Ядвиге. А дальше, как гласит одна из легенд, венгерская принцесса из этого рода, выйдя замуж за наследника семьи Медичи, привезла с собой в Флоренцию приданое, вышитое в этой необычной технике. Вышивка привлекла внимание флорентийского двора, и флорентийки стали копировать оригинальные "языки пламени", а вскоре стали считать их своими.

По другой версии эта вышивка была привезена в Перуджи королевой Гизеллой (969-1038 гг), женой венгерского короля Стефана I и после этого быстро приобрела популярность в Италии.

 Драпировки парадной кровати Елизаветы I. Parham Park, Pullborough, Sussex, England.

 Кресло, вышитое узором "гвоздика". Из коллекции Метроп?литен-музея (The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк

 Вышивка барджелло - образец из коллекции музея Виктории и Альберта, Великобритания.

Не смотря на столь сложную историю, техника вышивки совсем простая - в ней традиционно используется только один вид стежка - вертикальный, - выполняемый по счету нитей. А вот длина стежка можно изменяться по ходу узора, придавая ему особый ритм. Но главная особенность барджелло - использование разноцветных нитей - причем для каждого цвета берется по несколько оттенков, которые располагаются последовательно, один после другого, с переходами от светлого к темного тону и наоборот. Таким образом можно не только создавать удивительно яркие, многоцветные узоры, но и подчеркивать на каждом тень, придавать глубину.

В итоге работа производит впечатление вытканной на станке, и просто не верится, что такие роскошные узоры созданы простейшими стежками, уложенными на холсте или канве в определенном, повторяющемся порядке.

Как и в любой традиционной народной вышивке, в барджелло были свои мотивы, пользующиеся особой популярностью у мастериц. Помимо узора "пламя", давшего название вышивке,  одним  из характерных мотивов барджелло стал излюбленный в Средние Века мотив гранатового плода.

Не менее популярен и роскошен был узор "гвоздика". Гвоздика по христианским повериям символизирует любовь, помолвку и брак. Розовая гвоздика символизирует слезы Девы Марии, а поэтому — материнство; белая гвоздика — чистую любовь, красная —чувственную, а желтая — пренебрежение или отказ. Не удивительно, что и его флорентийские вышивальщицы захотели перенести на свои работы.

 Вышивка барджелло - "стиль четырех направлений".

Этот узор пережил свое второе рождение в эпоху модерна, когда резко возрос интерес к вышивке барджелло, как и к другим средневековым рукоделиям. И сейчас великолепный образец этой вышивки хранится в Музее Виктории и Альберта в Англии.

Что вас напоминают это работы? Правильно - гобелены. Считается, что именно из этой вышивки и возникла техника вышивки гобеленов - самых дорогих и ценных способов украшения  средневековых интерьеров.

Второй взлет популярности барджелло начался в 70-е годы XX века. Популярность пошла на пользу древней традиции: в 1972 году Doroty Kaestner придумала новую технику вышивки барджелло - "стиль четырех направлений".

В этой технике каждый мотив, имеющий форму квадрата, делится по диагонали на четыре части, и в каждой части направление стежков смещается на 90°. В результате получаются необыкновенно переливчатые узоры, напоминающие картинку в калейдоскопе. В наши дни узоры в технике барджелло по прежнему используются для отделки домашнего текстиля: покрывал, мебельных тканей, настенных панно, панелей и ширм, абажуров и декоративных подушек, а также - для изготовление милый и оригинальных сувениров и аксессуаров

04.01.2015 20:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!