СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История создания танка т-34

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советские средние танки Т-34-85 56-й гвардейской танковой бригады 7-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии в пригороде Берлина. Май 1945 года.

Любая война – мировая или локальная, давно завершившаяся или продолжающая уносить жизни людей сегодня – однозначное зло, извечно преследующее человечество. Каждая из них оставляет в истории след. Парадоксально, но не всегда отрицательного характера. В одних случаях – это скупые даты начала и конца события. В других – название битв и сражений, оказавшихся решающими. В-третьих, это наименования заслуженных частей и соединений, имена военачальников и рядовых бойцов, героически сражавшихся на поле брани. Наконец – это легендарное оружие (трехлинейка Мосина, пулемет Максим, РСЗО «Катюша»). История танка Т-34 позволила внести в список и эту боевую машину.

«Оружием победы» называли отдельные виды вооружения и боевой техники после Великой Отечественной войны. Танк Т-34 одним из первых получил такую оценку. И это за боевые действия. Но если познакомиться с историей его создания поближе, то звание «дважды победитель» тоже преувеличением не будет.

Танковое противостояние

К середине 30-годов стало ясно, что развитие бронетанковой техники посредством бесконечных модификаций танков Т-26 и БТ-2, построенных на базе английского Виккерса и американского Кристи – путь неверный. Бесперспективными оказались и варианты создания многобашенных монстров с броней как у легких танков. Например, Т-35, выпущенных в количестве 61единицы, 59 из которых даже участвовали в первых боях в июне 1941 года, но, к сожалению, были либо уничтожены, либо брошены экипажами.

У руководителей, инженеров и конструкторов оборонных предприятий, также, как и у командования РККА сомнений в необходимости создание принципиально новых моделей бронетехники не было. Разногласия были в другом.

Существовало две точки зрения (и в их основе лежали не только технические нюансы) на стратегическое направление отечественного танкостроения. Какому типу танков надо отдать предпочтение – колесно-гусеничному или гусеничному.

Если в вопросах повышения огневой мощи, усиления броневой защиты, совершенствования двигателя и прочих важных «мелочей» споры возникали в рабочем порядке, то главная точка преткновения носила принципиальный, системный характер.

Заводские специалисты и военные заказчики так или иначе разделились на две группы. Не миновало это и сотрудников Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) – родины будущего «танка победы».

И здесь возникает ряд вопросов, однозначных ответов на которые найти пока не удалось. Дело в том, главным апологетом идей развития колесно-гусеничных и плавающих танков, массового их выпуска и использования в составе механизированных корпусов выступал М.И. Тухачевский. Люди, поддерживающие эту концепцию развития бронетанковых войск рисковали попасть в жернова «кадровой чистки» в РККА. Тем не менее, сторонники колесно-гусеничного направления в 1937-38 гг. оказались в большинстве.

Условно говоря, лидером «гусеничников» был главный конструктор одного из КБ (190) Харьковского завода М.И. Кошкин. Получив задание от Автобронетанкового управления, главного заказчика боевой техники, на разработку очередной модификации колесно-гусеничного БТ-7, он не переставал всячески доказывать необходимость создания принципиально новой боевой машины.

Историки до сих пор удивляются тому, что «саботаж» Кошкина остался без наказания. Более того, когда в ноябре 1937 года многие руководители завода были арестованы, Кошкин не пострадал, а наоборот возглавил созданное на заводе новое КБ.

Еще не Т-34, но уже не БТ

1938 год стал поистине переломным для нового, еще не существующего танка. 4 мая 1938 состоялось расширенное заседание Комитета Обороны СССР, на котором неожиданно для оппонентов М.И. Кошкина, Сталин поддержал идею разработки нового танка. Для этого он предложил руководству ХПЗ создать две модели, чтобы была возможность выбрать лучшую.

В августе 1938 г. руководство страны приняло решение о создании танка, предназначенного для введения боя «в условиях будущей войны».

Эта концепция подталкивала танкостроителей к активному поиску. В сентябре ХПЗ получил задание на разработку двух моделей танка – колесно-гусеничной А-20 и гусеничной А-20Г.

Работы по этим направлениям велись достаточно эффективно, но сопровождались непрекращающимся противостоянием сторонников двух точек зрения. Для полноты картины стоит обозначить факты и события хотя бы тезисно:

  • сентябрь 1938 г. ХПЗ получает техническое задание на модели А-20 и А-20Г;
  • начало 1939 г. три конструкторских бюро Харьковского завода объединяют в одно во главе с М.И. Кошкиным и его заместителем А.А. Морозовым;
  • май 1939 г. (небывалая скорость) первые варианты обеих моделей были готовы к заводским и полигонным испытаниям;
  • 23 августа завершились испытания, которые показали некоторые преимущества А-20Г (и переименовали в А-32). Толщину брони увеличили до 30 мм, корпус стал шире на 15 см, шире стала и гусеница. Добавили один опорный каток, что обеспечило запас веса. Отсутствие механизмов и приводов управления колесами также облегчало машину;
  • 23 сентября 1939 г. модели прошли для государственных испытаний на полигоне Кубинка. Было рекомендовано увеличить лобовую броню (уменьшение веса машины позволял это делать) до 45 мм. Танк А-32 переименован в А-34;
  • 19 декабря 1939 г. в Постановлении Комитета Обороны «О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, арттягачей и о производстве их в 1940г.» впервые прозвучало название танка – Т-34 вместо А34. От колесно-гусиничного А-20 решено было отказаться.

Т-34 – Быть или не быть

Если ретроспективно взглянуть на развитие бронетанковой техники в СССР, то, пожалуй, ни одна модель не прошла столько испытаний и проверок как Т-34. Причем во главе угла многих проверок стоял вопрос «быть или не быть?» (Возможно не совсем уместно использовать классику, но доходчиво).

Во исполнении постановления Комитета Обороны в январе-феврале 1940 г. были построены две модели танка (немного отличающиеся друг от друга), которые 17 марта планировалось представить правительственной комиссии.

Интересно, кто устанавливал такие сроки, зная, что кроме прочих испытаний, новые машины должны накатать по 3000 км.

Не успевая выполнить нормативы, создатели танка решили совершить марш до Москвы своим ходом, убив тем самым двух зайцев: и испытания провести и километраж накатать.

Колонна из двух Т-34 и двух вездеходов, выбирая объездные пути и второстепенные дороги, пережив поломку (с последующим восстановлением) одного из испытуемых, все же смогла прибыть вовремя.

После «показательных» выступлений на Ивановской площади Кремля, Сталин, несмотря на недостатки, имеющихся у опытных образцов, на которые ему настойчиво указывали замнаркома обороны Г.И. Кулик и начальник ГАБТУ Д.Г. Павлов, принял решение о дальнейшей разработке боевой машины. При этом подчеркивалась настоятельная необходимость помощи ХПЗ в доведении танка до должного уровня.

31 марта было решено приступить к серийному производству Т-34 на Харьковском и Сталинградском заводах. В 1940 году должны были выпустить 600 танков. А недостатки решили устранять в ходе производства.

Характеристики

Т-34

Т-26

Т-III

Боевая масса (т)

30,9

10,2

21,6

Макс. Броня (мм)

45/60

15

15/30

Калибр пушки (мм)

76

37

37/50

Боекомплект (шт)

77/100

96/136

99

Мощность двигателя (л. с.)

500

97

300

Скорость по шоссе (км/час)

54

30

60

Почти в это же время на полигоне в Кубинке испытывали два купленных в Германии танка Т-III. По итогам проверки боевых и технических возможностей немецкого танка и сравнительного анализа с показателями Т-34 руководитель ГАБТУ Павлов представил заместителю наркома по вооружению Г.И. Кулику доклад. Наряду с превосходством Т-34 над Т-III по вооружению и броне, в докладе указывалось, что он уступает по шуму двигателя, комфортности и скорости движения по гравийной дороге (как будто – это важнейшие показатели для танка) своему визави из Германии.

Средний танк Т-III (Германия)

Действительно, немецкий танк развил скорость 69,7 км/час, в то время как Т-34 – только 48 км/час. Но насколько корректно было сравнивать экспериментальный, имеющий массу недоделок советский танк с немецким Т-III, который на тот момент уже почти два года выпускался серийно.

На основании этого доклада маршал Кулик принимает решение остановить производство и приемку Т-34, вплоть до устранения недостатков. Только вмешательство К.Е. Ворошилова не позволило это решение претворить в жизнь.

Сегодня информации, открывающей глаза на «историческую правду» столько, что очень сложно определить ее достоверность.

Поэтому надо пользоваться проверенными фактами, полученными из нескольких источников.

Данные, приведенные в таблице, именно такие. А представлены они в качестве иллюстрации к вопросам.Против кого «дружили» военачальники Г.И. Кулик и Д.Г. Павлов? Почему в преддверии войны они так настойчиво отказывались от перевооружения бронетанковых частей?

Возможно появление таких вопросов давно не актуально (судьба этих людей известна). Просто это еще одно подтверждение нелегкого пути танка Т-34 от испытания на полигоне ХПЗ до заслуженного почетного звания – «оружие победы».

Лучший танк второй мировой войны

Еще несколько лет назад редко кто, тем более в нашей стране, сомневался в такой оценке танка Т-34.Единственный в мире музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34», расположенный в Мытищинском районе Московской обл. на отсутствие посетителей никогда не жаловался. Сейчас, когда во многих европейских странах попытки пересмотра итогов Второй мировой войны возведены чуть ли не в ранг государственной политики, все чаще меняются взгляды на события, исторические факты, символы Победы.

Да, на оценке роли боевой машины в войне присутствует некий идеологический флёр. Но он не скрывает, что без такой бронетанковой техники итог войны мог бы стать другим.

Почему-то многие, сомневающиеся в правильности высокой оценки Т-34, не хотят понять, что танка, созданного по «единым лекалам», с четкими, многократно выверенными параметрами и характеристиками не было. Более того, танки модели Т-34, изготовленные на разных заводах, даже внешне отличались друг от друга. Еще больше различий имели модели разных лет выпуска. Нередко, для конкретизации сообщалась информация про место и год выпуска.

Производство принципиально новой машины с одновременным поиском и устранением ошибок и недоработок, с необходимостью обмена информацией между заводами-производителями – оказалось очень непростым.

В итоге к концу 1940 г. смогли собрать всего 116 «тридцатьчетверок». Процесс производства сопровождался непрерывной работой по изменению, дополнению, упрощению отдельных деталей и узлов. За год в конструкцию Т-34 было внесено около 3,5 тысяч крупных и мелких изменений. Главная цель – упростить и ускорить производство машины, при этом улучшить ее качество. Вот только наиболее заметные изменения, которые претерпел танк в 1941 году:

  • замена пушки Л-11 на более совершенную Ф-34 (бронепробиваемость с 500 м – 60 мм и 84…100 мм соответственно, скорострельность 1-2 и 4-5 выстрелов в минуту);
  • вместо сварной стала применяться литая башня, более комфортная для работы экипажа и простая в производстве;
  • были внесены изменения в броневую защиту танка (лобовые броневые листы стали соединяться сварочными швами, изменилась форма люка механика-водителя и башни танка);
  • некоторые новшества были внесены в ходовую часть и подвеску, что улучшило маневренные возможности танка.

Все это делалось в условиях жестких требований об увеличении количества направляемых в армию танков. За первое полугодие заводы выпустили 1100 единиц Т-34. Продолжалась работа на заводе в Нижнем Тагиле, куда осенью 1941 года эвакуировали ХПЗ. Процесс совершенствования боевой машины, который особую мотивацию получал и в ходе кровавого «соревнования» с немецкими танкостроителями, не прекращался все годы войны.

Кстати, немцы были удивлены появлением Т-34 – неизвестной боевой машиной. Создана была комиссия, которая изучила попавшие в руки немцев танки. В итоговом докладе этой комиссии, особое внимание указывалось на явные преимущества советского Т-34: наклонное расположение брони, длинноствольную пушку и дизельный двигатель.

Пожалуй, большей непредвзятости трудно было бы добиться.

Немецкие танки T-III и T-IV не могли противостоять «тридцатьчетверкам», они не могли пробить ее броню. В то время как наш танк уничтожал противника с максимального расстояния.

Немного о конструкции. У танка Т-34 как и в классической компоновке 4-ре отделения: управления (спереди), боевое (в средней части), моторное и трансмиссионное. В отделении управления находятся мехвод и стрелок-радист. В боевом – командир (он же наводчик) и стрелок (он же заряжающий). Над командиром и заряжающим – башня с орудием и частью боекомплекта. В башне люк для посадки экипажа, позже поставили два. В моторном отделении двигатель.

Двигатель V-образный, 12-цилиндровый, четырехтактный дизельный двигатель водяного охлаждения со струйным распылением топлива В-2-34 – главный узел танка Т-34 нуждается в дополнительном представлении. Работы над новым силовым агрегатом, получившим в последствии наименование В-2, начались в 1931 году на ХПЗ. К 1939 г. было разработано пять модификаций, в том числе и для среднего танка:

  • мощность – 500 л.с.;
  • объем – 38,88 л;
  • максим. крутящий момент -1960 Н.м;
  • количество оборотов -1800 об/мин.

В-2 – был настолько удачным вариантом, что его модификации применялись практически на всех боевых машинах вплоть до XXI, а приемники семейства В-2, используются и сегодня. Что уж говорить о 40-х годах.

В трансмиссионном отделении (в кормовой части) размещались: коробка передач, главный фрикцион, бортовые фрикционы, тормоза, электростартер и два топливных бака. Что касается брони, то в создании броневой защиты танка впервые было применено наклонное её расположение. Например, лобовая броня состояла из 45 мм плит, сходящихся под углом 60 градусов. Тем самым создавался эффект 90 мм брони.

Не останавливаясь на множестве конструкторских находок и технических доработок, один принципиальный момент пропустить нельзя. В марте 1944 г. для серийного производства был готов танк Т-34-85, о котором нередко можно слышать, как об отдельной модели. Установка на танк 85 ммпушки ЗИС-С-53 значительно увеличило его огневые возможности. С 4 человек на Т-34 до 5 увеличился экипаж этого танка.

Итог

Т-34 – лучший танк Второй мировой войны. Промышленность СССР, по разным данным, выпустила от 58.000 до 61.000 единиц боевой машины. Она была на вооружении в армиях 46 стран мира. Фронтовики-танкисты недостатков танка не скрывали. И сейчас в воспоминаниях можно найти разные оценки. Но никто не отрицает, что для устранения недостатков делалось все возможное.Самыми известными, системными недостатками были:

  • недостаточная вязкость брони. Она крошилась, превращаясь в осколки;
  • двигатель В-2 и его модификации заслуживали похвалы, но были очень шумными;
  • много претензий было к башенному люку (один человек его, порой, и открыть не мог);
  • общее мнение танкистов – ненадежная, тяжелая в использовании трансмиссия.

Для некоторых историков и политиков из стран, подзабывших роль СССР и Красной Армии во Второй мировой войне, для отдельных доморощенных ревизионистов истории тех лет – не оригинальная, но доступная для понимания, историческая справка – не немецкий «Тигр» оказался у ворот Спасской башни в мае 1945 г., а советский Т-34 стоял у Бранденбургских ворот.

Видео:

https://youtu.be/7zgZh5jKWXU

https://youtu.be/-mvfdiRc9C4

https://youtu.be/PZchGY11tMM

08.06.2019 13:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!