Юридические консультации

Обязана ли администрация школы предоставить свободный, то есть методический день для учителя? Если да, то при какой нагрузке (минимальной, максимальной)?

Действующее законодательство не даёт определение методического дня, не предусматривает обязательное его предоставление педагогическим работникам и никак не регламентирует порядок установления таких дней. Наличие свободных дней (одного или более) в неделю у педагогического работника зависит от того, как составлено расписание занятий. Администрации образовательного учреждения рекомендуется при составлении расписания занятий экономить время педагога. Учитель не обязан присутствовать в школе в своей свободный от занятий день, если в этот день не предусмотрено никаких общешкольных мероприятий, в которых он участвует, и не должен представлять каких-либо отчётов администрации школы о том, чем он занимался в этот день.

(Ответ председателя Профсоюза работников образования и науки РФ Г.И. Меркуловой. Журнал Народное образование 2006 №4)

Нужно ли писать поурочные планы и как долго они должны храниться?

В действующих нормативно-правовых актах не установлено, каких либо требований, предъявляемых к поурочным учебным планам, не установлены и сроки их хранения. Эти вопросы могут быть предметом регулирования локальных актов, действующих в учреждении образования.

Перечислите требования, которые администрация школы может предъявить при проверке поурочных планов учителя?

Проверка поурочных планов относится к процедурам внутришкольного контроля и регламентируется Положением о внутришкольном контроле, разрабатываемом в самом образовательном учреждении.

Согласно письму Минобразования РФ от 07.02.2001 № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений» проверка деятельности учителя может быть внесена в план внутришкольного контроля в случае:

- планового изучения результатов текущей (промежуточной) аттестации обучающихся;

- необходимости оказания методической помощи учителю вследствие низких результатов письменной проверочной работы, проведенной по тексту предложенному руководителем образовательного учреждения;

- подготовки аттестации образовательного учреждения;

- подготовке к аттестации педагогических кадров (по просьбе аттестуемого);

- подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;

- по обращению родителей обучающихся.

Может ли директор школы заставить педагога, в том числе учителя – предметника, имеющего недельную учебную нагрузку в объёме 18 часов, еженедельно работать 36 часов? Как понимать Закон РФ «Об образовании», в котором сказано о рабочем времени педагога, которое не может превышать 36 часов в неделю? Имеет ли право администрация издать приказ об обязательном дежурстве учителей по графику на дискотеке в Доме культуры с 20 до 21 часов?

Нет, такие требования руководителя нельзя назвать правомерными по следующим основаниям.

В соответствии с примечанием 1 к пункту 1 Постановления Правительства РФ от 3апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую работу (учебную) работу, воспитательную, а также другую предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии со статьёй 333 ТК РФ и пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», действительно, для педагогических работников устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

В соответствии со статьёй 333 ТК РФ продолжительность рабочего времени или норма часов за ставку заработной платы конкретного педагогического работника зависит от должности и (или) специальности и определяется Правительством РФ с учётом особенностей его труда.

Следовательно, слова « продолжительность рабочего времени не более 36 часов» - это не общеустановленная и обязательная для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени, а лишь её предельная норма, которая Правительством РФ может быть установлена для педагогического работника, занимающего одну должность (в зависимости от её наименования и особенностей труда) или получающего одну ставку заработной платы.

Правительство РФ своим постановлением от 03. 04. 2003г. № 191

« О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» установило:

- для одних педагогических работников – конкретную продолжительность рабочего времени, которая составляет 30 или 36 часов педагогической работы в неделю (п. 1 приложения к указанному постановлению);

- для других педагогических работников – не продолжительность рабочего времени, а различные нормы часов преподавательской или педагогической работы, составляющие 18, 20, 24, 25, 30 или 36 часов в неделю, 720 часов в год – для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования. За указанное количество часов педагогической работы в неделю (год) выплачивается одна ставка заработной платы (п. 2, 3 приложения к указанному постановлению).

Для четырёх должностей педагогических работников (учитель, преподаватель, педагог дополнительного образования и тренер-преподаватель) норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы определена только как нормируемая часть их педагогической работы.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством у учителя централизованно нормируется только преподавательская часть работы (обязанностей), а остальная часть педагогической работы не имеет конкретной продолжительности рабочего времени, поскольку по своему характеру она может выполняться не ежедневно и даже не еженедельно. Кроме того, для её выполнения в зависимости от обстоятельств может использоваться разное количество времени.

К другой педагогической работе, входящей, например, в обязанности учителей, согласно ТКХ, относится работа, связанная с реализацией образовательной программы образовательного учреждения (участие в проведении различного рода воспитательных и оздоровительных мероприятий, консультационной работы, в деятельности методических объединений и других формах методической работы; работа с родителями (лицами, их заменяющими), обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Указанная работа предусматривается планами, графиками на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, но установление каких-либо норм времени для её выполнения, искусственно увеличивающих рабочее время педагогических работников сверх нормируемой его части, связанной с преподавательской работой, законодательством не предусмотрено.

Если проведение дискотек на базе Дома культуры связано с реализацией образовательной программы общеобразовательного учреждения, то участие в них педагогических работников обусловлено выполнением обязанностей по обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. При этом статья 12 Закона РФ «Об образовании» понятие «образовательный процесс» характеризует как реализацию одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечение содержания и воспитания обучающихся, воспитанников.

Существуют ли какие-либо нормы в количестве «окон» в расписании? Имеет ли право администрация требовать проведение неоплачиваемых занятий-консультаций?

Нет, каких-либо норм в установлении «окон» не существует. Письмом Минобрнауки РФ и ФПРНО РФ АФ-947/96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» рекомендовано составлять учебную нагрузку учителям без «окон». Согласно приказу Минобрнауки России от 27.03.2006 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» при составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.

Если же администрация не смогла разрешить проблему «окон» в расписании, используйте данное время для собственной методической работы, выполнения дополнительных функций, оговоренных вашей должностной инструкцией. Рабочее время учителя делится не только на учебную нагрузку, но и на время, которое строго часами не регламентировано: повышение квалификации, самообразование, работа с документацией, подготовка дидактического материала, общение с родителями учащихся, проверка тетрадей.

Любая работа педагогического работника должна быть оплачена. Требования выполнения работы без оплаты является принудительным трудом (статья 4 Трудового кодекса РФ) и поэтому грубейшим нарушением трудового законодательства.

В каникулы и актированные дни, а также в дни карантина администрация требует, чтобы мы отрабатывали 36 часов в неделю: по 6 часов 6 дней, независимо от учебной нагрузки. Правильно ли это?

Согласно Отраслевому соглашению по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2004-2006 гг. в каникулярный период педагоги выполняют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объёма учебной нагрузки (педагогической работы), определённой им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ.

Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу во время летних каникул, определяется в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей.

В период отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекают к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке и в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы.

(На вопросы отвечала юрист Елена Болотова. Журнал Народное образование 2006 №9)

Входит ли обязанности классного руководителя составление акта обследования жилищных условий учащихся?

Нет, не входит. Речь идёт не о составлении акта обследования жилищных условий учащихся, а об участии классного руководителя в составлении такого акта уполномоченными на такие действия лицами. Акты могут составлять работники органов внутренних дел, социальные работники, представители органов опеки и попечительства. Акт составляют в случаях передачи ребёнка на воспитание другому

родителю или при возврате детей родителям и в других случаях предусмотренных законом.

(На вопросы отвечает юрист Елена Болотова.Журнал Народное образование 2007 №1

Как должны использоваться средства от надбавки за заведование кабинетом? В частности, директор требует тратить эти деньги на приобретение занавесок, мела, моющих средств и т.п. Насколько это правомерно?

Надбавка за заведование кабинетом устанавливается учителю за выполнение дополнительного объёма работ, не связанного непосредственно с педагогической работой по должности «учитель». Это Ваша заработная плата, поэтому Вы должны её расходовать так, как считаете нужным. Требование директора о закупке работником за личный счёт занавесок, мыла и других предметов для образовательного учреждения - грубое нарушение трудового законодательства. Работодатель обязан согласно ст. 56 ТК РФ обеспечить работнику условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным трудовым договором.

Рекомендуем Вам по всем вопросам нарушения трудового законодательства обращаться в орган управления образованием или государственную инспекцию труда Вашего города.

Как оформляется и оплачивается работа заведующего кабинетом физики? Дело в том, что администрация школы отказывается оплачивать мою работу как зав. Кабинетом, но продолжает исправно требовать выполнения этих обязанностей.

Работа заведующим кабинетом физики не относится к прямым должностным обязанностям учителя физики. Если данный вид работы не зафиксирован в Вашей должностной инструкции, то администрация образовательного учреждения должна с Вашего письменного согласия издать приказ о назначении Вас заведующим кабинетом физики с установлением дополнительной оплаты труда за этот вид деятельности. Размер оплаты труда за заведование кабинетом определяется образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляется в коллективном договоре, локальном нормативном акте образовательного учреждения.

(На вопросы отвечала юрист, кандидат педагогических наук, начальник отдела Университета Российской академии образования Елена Болотова. Журнал « Народное образование» №7 2006 год.)

Какими инструкциями, письмами или приказами пользоваться при работе с ученическими дневниками?

Руководитель имеет право знакомиться с документацией, дневниками и тетрадями учащихся. Проверка работы учителей с дневниками может строиться по следующим направлениям:

1.Наличие дневника:

-количество учащихся по списку;

-количество дневников на момент проверки.

2. Работа классного руководителя с дневниками:

-выставление текущих оценок;

-выставление четверных оценок;

-контроль за ведением дневника;

-заполнение данных об учителях- предметниках;

-наличие расписания занятий на четверть (полугодие);

-наличие расписания по неделям.

3. Работа учителей- предметников с дневниками:

-выставление текущих оценок;

-выставление оценок за контрольные работы.

4. Контроль дневников детей родителями:

-подпись родителей за текущие оценки;

-подпись родителей за четвертные оценки.

Должностная инструкция учителя, разработанная в соответствии с Законом РФ «Об образовании», квалификационной характеристикой учителя, в разделе организация деятельности устанавливает, что учитель самостоятельно организует ведение установленной документации в соответствии с указаниями, оформление классных журналов, журналов факультативных занятий, личных дел обучающихся, дневников обучающихся.

(На вопросы отвечала юрист Любовь. Погребняк. Журнал « Народное

образование» №6 2005 год.)

Сколько полагается дней отпуска учителям, работающим в школе по совместительству?

Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» установлена конкретная продолжительность отпуска учителя. Она составляет 56 календарных дней. Причем указанным нормативным правовым актом каких-либо ограничений в зависимости от вида найма (основной или по совместительству) не установлено.

Существуют ли нормативные документы, определяющие режим работы и рабочее время классного руководителя общеобразовательной школы?

Режим рабочего времени, в том числе и классного руководителя, регулируется разделом 4 Трудового кодекса РФ (статьи 91-105),с учетом особенностей установленных статьей 333 ТК РФ. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. №69 утверждено положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. В соответствии с трудовым законодательством, режим работы классного руководителя определяется локальными актами образовательного учреждения, в котором Вы работаете (правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, трудовой договор).

Имеет ли право директор образовательного учреждения привлечь к работе в выходные и неработающие праздничные дни?

Согласно статье 113 Трудового кодекса РФ запрещаются работы в выходные и неработающие праздничные дни. Исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или её отдельных структурных подразделений.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:

1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена выделением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Может ли работодатель самостоятельно, применять статью 74 ТК РФ, изменять и дополнять должностную инструкцию, расширять обязанности работников?

Права и обязанности работника в соответствии со статьёй 56 ТК РФ являются существенными условиями трудового договора и могут быть изменены только по соглашению сторон трудового договора и в письменной форме. Изменение существенных условий трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со статьёй 74 ТК РФ возможно, но указанная статья связывает возможность их изменения работодателем со строго определёнными причинами: изменение организационных или технологических условий труда. Никакие другие основания не дают право работодателю по своему усмотрению изменять условия трудового договора с работником.

В образовательных учреждениях изменение существенных условий трудового договора по инициативе работодателя может быть связано с изменением количества классов, групп, численности учащихся, количества часов по учебному плану, программам, с введением новой должности, обязанности по которой ранее выполнялись работниками за доплату.

Во втором полугодии в нашей школе проходит предварительное распределение нагрузки на следующий учебный год, составляется черновая тарификационная ведомость, в которой администрация просит расписаться, даже если нагрузка меньше 18 часов. Является ли данный документ письменным согласием на то количество часов, которое указано, или письменное согласие – это заявление работника на имя администрации? Имею ли я право не расписываться в этом документе, чтобы администрация не смогла сослаться на этот документ как на мое письменное согласие?

В данном случае Вас информируют о предстоящем изменении условий труда. Это обязательное требование трудового законодательства (см. ст. 74 ТК РФ). Но это не значит, что предлагаемые Вам условия Вас устраивают, поэтому вы можете в письменной форме указать, с чем Вы согласны, а с чем нет.

Подскажите выход из ситуации: вне урока учащийся (10-й класс) при свидетелях назвал учителя информатики нецензурным словом. Что необходимо предпринять?

Необходимо подать директору школы жалобу на недостойное поведение учащегося в общественном месте, о нарушении устава школы образовательного учреждения. В каждом уставе школы устанавливается норма о достойном, уважительном отношении участников образовательного процесса. Нецензурная речь учащегося в стенах образовательного учреждения может быть расценена как административное правонарушение (ст.20.1. КоАП РФ «Мелкое хулиганство») или как нарушение устава образовательного учреждения. Администрация школы по жалобе работника должна установить все признаки состава конкретного правонарушения учащимся и привлечь его к ответственности за нарушение дисциплины (санкции, указанные в уставе).

Неоднократные грубые нарушения устава школы, зафиксированные в официальном порядке, могут послужить основанием для инициирования процедуры исключения учащегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из данного образовательного учреждения.

Ответственность за нарушение учащимся устава несут и его родители. Основание такой ответственности – не только устав школы, но и заявление родителей о приеме ребенка в образовательное учреждение. Неоднократные нарушения устава школы учащимся не достигшим возраста пятнадцати лет, и отказ родителей принимать участие в воспитании такого правонарушителя позволяют образовательному учреждению воспользоваться помощью органов, занимающихся непосредственно профилактикой правонарушений несовершеннолетних (согласно Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Категория: Прочее
01.01.2015 13:18


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас