СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из истории удмуртской бани.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, мои милые друзья! Кто-то радуется наступлению весенних каникул (у нас в детском доме их нет), а я радуюсь предстоящему банному дню - добрая традиция с берёзовым веничком!

Мне нравится изучать историю и традиции своего народа. И сегодня я расскажу Вам немного о старинной удмуртской бане.

Баня (мунчо) имела особое значение в укладе жизни удмуртского народа. Удмурты были истинными ценителями и почитателями бани. Мылись они в банях по-чёрному. Как правило, это было невысокое срубное сооружение в 5-6 брёвен, уложенных на земле без фундамента. Между брёвнами укладывали мох, пол чердака заваливали слоем земли для сохранения тепла. Печь была без дымохода. Такие бани без дымохода, по-чёрному, быстрее и сильнее прогревались, так как жар из топки не вылетал в трубу, а растекался внутри. Выходил он через небольшое слуховое окошко в стене и в открытую дверь. В чёрной бане пар и воздух суше, больше чувствуются ароматы от веника и травяных отваров.

Баня считалась готовой, если камни в печке раскалились докрасна. На каменку плескали воду – первый дым и угар выпускали через приоткрытую дверь.

Баня по-чёрному

Бани строились поодаль от усадьбы – у водоёмов, которые использовались для купания после парилки. Так закаливали свой организм взрослые, а также приучали к этому детей. Также такое расположение было удобно – и воду набирать близко, и в пожарном отношении безопасно. Баню сооружали одну на несколько семей или родственников в целях экономии средств на строительство и на дрова.

Старинная удмуртская баня

В культуре посещения бани были свои особенности. В баню ходили несколькими семьями. Банные процедуры принимали поочередно, в несколько заходов. В первую очередь мылись и парились члены семей мужского пола (взрослые и подростки). После них в баню шли женщины и девушки, забирая с собой малолетних детей.

Обычно баню топили каждую неделю. Топили её и в лечебных целях. Лечились в бане, прежде всего, от простудных заболеваний. Больному топили баню умеренно, где он должен был согреться, на каменку плескали отвары целебных трав, то есть получали эфирные пары, которые благотворно действуют на организм. Чтобы согреться, пользовались разными вениками, но больше предпочитали березовые и еловые.

Если говорить о банных принадлежностях, то раньше (до появления мыла, шампуней и других моющих средств) удмурты пользовались щелоком (процеженной зольной водой), голову мыли отваром из кислого кваса, который придавал шелковистость волосам, вехотки были из мочала.

Старинное мочало

У удмуртов считалось обязательным помыться, попариться в бане накануне праздников, перед общественными и семейными молениями и различными обрядами. В прошлом баня являлась и местом, где обычно происходили роды. В каждой деревне была женщина-повитуха, которая помогала роженице. Существовал и обряд «куинь мунчо» - «три бани», когда баню топили три дня подряд и мыли ребенка, читали заговоры. Считалось, что подобная процедура полезна для организма малыша.

Сегодня бани по-чёрному – ушедшая традиция, но кое-где наблюдается сохранение старинных бань у удмуртов и у некоторых народов Поволжья. И построены они в соответствии с заветами предков, знавших толк в настоящей бане.

Источник: Бакушина Н. «Ах, баня, баня…»

Категория: Внеурочка
22.03.2019 21:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!