СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современнное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний.

Ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей оценки. И поэтому я создаю в своей работе адаптивные психолого-педагогические аспекты.

Особое внимание уделяю такому аспекту, как мотивационный аспект. В этом мне помогает использование инновационных технологий, которые позволяют усилить мотивацию учения. К таким технологиям относятся интерактивные технологии. Они стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность обучаемых. Используя указанные технологии, я вижу общение в системе “ученик-учитель”, создаю возможности для решения творческих заданий. Используя интерактивные технологии, создаю комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, моделируют на уроках жизненные ситуации; используя ролевые игры, организую общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций.

Структура интерактивного урока требует от меня включение конкретных приемов и методов, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Так на уроках я создаю ситуации, воспринимаемые как проблемные, что устанавливает в классе атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Наполняю содержание общения, жизненными проблемами учащихся, создавая ситуации учения в которых учащиеся взаимодействуют с важными для них проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить.

Использую в своей работе интерактивное обучение, как специальную форму организации познавательной деятельности, когда учебный процесс и воспитательный протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. На уроках и во внеклассных занятиях можно наблюдать в классе совместную деятельность обучаемых в процессе познания, освоения учебного материала. Каждый ребенок на таких уроках вносит индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, умения, навыки, но и развивать свои коммуникативные умения. При проведении ролевой игры “Аукцион” во время изучения темы “Машиностроительный комплекс” обучаемые весь урок находятся в непосредственном общении друг с другом и с учителем, в данном случае аукционистом. Обучаемые учатся выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Интерактивные формы работы помогают установить эмоциональные контакты между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Интерактивные технологии я применяю и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также во время обобщения и контроля.

При проведении уроков, использует самые разнообразные формы: урок-поиск, урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие, бизнес-урок, уроки защиты проспектов, урок-аукцион, урок-лекция, урок-беседа за круглым столом, урок-конференция, при контроле знаний используется урок - общественный смотр знаний, урок-семинар, урок-экспедиция, уроки психологических тренингов, интегрированные уроки, урок - географическое открытие и другие. Также использую на уроках элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр: “снежный ком”, “азбука”, “отгадай героя-путешественника”, “отгадай термин”, “турнир-восхождение”, “продолжи рассказ”, исправь ошибку, взаимоконтроль и самоконтроль.

Все названные и неназванные уроки позволяют мне активизировать внутренний мир ребенка, его мыслительную деятельность, обратиться к его личностному опыту, пробудить мотив к учению, прививать самостоятельность.Большое внимание в преподавании географии и внеклассной работе уделяю поисково-исследовательской работе. Обучающиеся под моим руководством изучают местные предприятия, историю их создания, технико-экономические особенности, внешние связи( работа МАН по Донецкому металлургическому заводу). Особое внимание уделяю работе в малых группах. Когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом, в каждой группе ученик играет определенную роль, которую, он выбирает сам. В игре-путешествии по океанам - это гидролог, климатолог, эколог, геоморфолог, биолог.Организация интерактивного обучения и воспитания предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

География, пожалуй как никакой другой предмет, дает простор для проведения всевозможных игр (познавательных, ролевых, деловых).Правильно организованная работа позволит решить одновременно несколько задач. Главное – она развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей и одновременно учит самостоятельности, ответственности за принятие решения. Интерактивные технологии дают мне возможность поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, развивать творческую самостоятельность, обучаемые учатся пользоваться самыми необычными источниками знаний. В старших классах большой интерес вызывают у обучаемых уроки конференции, которые предполагают общение в одной аудитории людей, работающих над разрешением какой-либо (теоретической или практической проблемы. Движущей силой любой конференции является диалог- диспут. Так очень интересно проходит пресс-конференция в 10 классе “Страны НИС «Молодые тигры»”. Целью этой конференции я ставит активизацию познавательной самостоятельности, дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками знаний, знакомство с быстроразвивающимися странами Восточной Азии и Латинской Америки.

Весьма очевиден приоритет географии в экологическом образовании и воспитании. В содержании географического образования и воспитания включаю богатый опыт народа по сбережению, сохранению окружающей среды, который до сих пор чаще всего предают забвению. Опыт поколений, опыт ценностного отношения народа к земле, воде, растениям, животным и птицам включаю в уроки географии в виде отрывков из эпосов, легенд, народных преданий, вопросов и заданий в виде правил поведения в природе. На уроках и во внеклассной работе звучат народные изречения, пословицы. Использование в содержании географического образования традиций и обычаев народа, позволяет раскрывать перед учащимися пути рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, что служит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам, как родного края, так и всей Земли.Понимая, что учитель должен находиться в постоянном поиске инноваций, внедрять их в свою работу, нахожу новые технологии, приемлемые для школы.

В настоящее время на первое место в моей работе выходят технологии с использованием компьютера. Информационно коммуникативные технологии оказывают заметнее влияние на содержание, формы и методы обучения, используемые мной на современном этапе. По моему заданию и с моей помощью обучающиеся выполняют задания по оформлению исследовательских работ, составлению проспектов, презентации путешествия, слайд-проектов. Сейчас в кабинете географии собирается информационный ресурс, который собрали обучаемые самостоятельно и оформили в виде презентаций.

Творческая работа на уроках географии занимает особое место. Каждому культурному и образованному человеку важны географические знания, особенно знания о своей стране, своем крае. В настоящее время наряду с выполнением программных работ по географии в практике преподавания я стала использовать творческие работы учащихся. Эти работы все чаще обучаемые выполняют в электронном виде. С помощью компьютерных технологий обучаемые выполнили в 8 классе творчески работы по темам: “ Геоэкологическая ситуация в Донецком крае”, “Мое географическое открытие”, “Стихийные бедствия Украины” и др. Исследовательские работы позволяют мне развивать устойчивый интерес к географии для создания ориентационной и мотивационной основы осознанного выбора профессии. Все чаще я обращаюсь к методу проектов.

Особое место в познавательной деятельности уделяю урокам–путешествиям. Разве может быть география географией без путешествия. Каждый человек рожден мечтателем путешественником. Мир дальних стран зовет за собой, однако в реальной жизни не каждому удается, стать участником открытий. И вот тогда телекоммуникативные и информационные технологии помогают, нам отправится хоть на край света. И обучаемые превращаются в пытливых искателей знаний. Язык географии – карта. География без номенклатуры – это не география. Проблему качества обучения помогают решить мне информационные технологии, относящиеся к интерактивной методике.

Категория: География
22.05.2015 23:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!