СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Активные формы обучения на уроках истории.
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Российское общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству.
Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ и ФГОС требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только при помощи активных форм и методов обучения.
Все мы знаем, что в педагогической практике метод - это упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности преподавателя и способы учебной деятельности обучающихся тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии
По сути методы обучения - это способы совместной деятельности преподавателя и обучающегося, направленные на решение задач обучения.
Не менее важным элементом педагогической системы являются формы обучения. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. Если принципы обучения говорят, почему надо так обучать, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение.
Организационные формы обучения – это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом обучающихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и обучающихся. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью, осуществляемая по определенному, заранее установленному порядку и режиму.
В рамках различных организационных форм обучения преподаватель обеспечивает активную познавательную деятельность обучаемых, используя фронтальную, групповую и индивидуальную работу.
В последнее время многие говорят о новых, инновационных методах и формах преподавания в школе, но как мы все хорошо помним, что новое – это хорошо забытое старое.
Мозговой штурм.
Учебный мозговой штурм – это групповая работа по решению открытых творческих и эвристических задач. Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам.
Развитие творческого (креативного) стиля мышления – вот основная её цель.
Основные ценности УМШ.
Технология проведения штурма.
УМШ проводится в группах численностью 7-9 учащихся.
До штурма:
Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе –НИКАКОЙ КРИТИКИ!
Этапы работы в группах.
Первый ЭТАП. Создание банка идей.
Главная цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.
Второй ЭТАП. Анализ идей.
Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.
Третий ЭТАП. Обработка результатов.
Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений, выбирает спикера (докладчика), который рассказывает о них классу и учителю. Возможны варианты: например, группа отбирает самое практичное решение или самое «невероятное».
Задание 5 классу по Древней истории.
По всем нашим представлениям древний человек должен быть очень сильным и ловким – таковы были условия выживания. Но вот при раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было лет 50, а правую руку он потерял еще в юношеском возрасте. Как выжил этот человек?
Метод кейсов – история России 19 век.
Использование кейс-метода на уроках истории и обществознания как один из способов реализации деятельностного подхода в современном школьном образовании.
ФГОС предусматривают широкое использование активных, в том числе ситуативных методов обучения. Именно к таким относится кейс-метод.
Кейс метод – это метод анализа ситуации, предполагающей осмысление реальной ситуации, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и активизирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить для освоения данной проблемы.
Актуальность метода заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ сформировано так, что обучающимся необходимо показать в первую очередь умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Полагаю, что кейс-метод может помочь эти навыки сформировать и закрепить. Метод был впервые применен в Гарвардской бизнес - школе в 20-е гг. XX века.
В последние годы в России наметилась тенденция к использованию кейс-метода не только в бизнес-образовании, но и в предметном обучении, в том числе по естественным и гуманитарным дисциплинам.
Сложность и неоднозначность самого понятия приводит к наличию большого числа подходов к классификации кейсов. Основные источники кейса: общественная жизнь, образование, наука. Особенности обучающих кейсов: отражают типовые ситуации, на первом месте учебные и воспитательные задачи.
Для применения в обучении кейс- метод имеет следующие особенности:
Рекомендуется следующая последовательность работы над кейсом:
Для представления результатов работы рекомендуется:
Критерии эффективности работы группы:
Алгоритм работы в группе:
Таким образом, кейс – метод действительно может рассматриваться как один из способов достижения новых образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС.
Пресс конференция – 5 класс
Основная формула этой формы обучения: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.
Попутно или в конце урока обсудите с учащимися, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема. Противопоказано только одно – ругать за неудачный вопрос.
Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его.
Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного.
Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания.
Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.
Синквейн
Синквейн - эффективный способ развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. В ходе составления синквейна у обучающихся формируется деятельностный, информационный, личностный подход к теме урока.
Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк и представляющее синтез информации в лаконичной форме,что позволяет описывать суть понятий или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Методика работы над синквейном:
Примечание. Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.
© 2019, Мозер Нина Николаевна 531