СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные формы обучения на уроках истории.

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Российское общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству.

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ и ФГОС требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только при помощи активных форм и методов обучения.

Все мы знаем, что в педагогической практике метод - это упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности преподавателя и способы учебной деятельности обучающихся тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии

По сути методы обучения - это способы совместной деятельности преподавателя и обучающегося, направленные на решение задач обучения.

Не менее важным элементом педагогической системы являются формы обучения. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. Если принципы обучения говорят, почему надо так обучать, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение.

Организационные формы обучения это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом обучающихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и обучающихся. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью, осуществляемая по определенному, заранее установленному порядку и режиму.

В рамках различных организационных форм обучения преподаватель обеспечивает активную познавательную деятельность обучаемых, используя фронтальную, групповую и индивидуальную работу.

В последнее время многие говорят о новых, инновационных методах и формах преподавания в школе, но как мы все хорошо помним, что новое – это хорошо забытое старое.

Мозговой штурм.

Учебный мозговой штурм – это групповая работа по решению открытых творческих и эвристических задач. Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам.

Развитие творческого (креативного) стиля мышления – вот основная её цель.

Основные ценности УМШ.

  • Это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам;
  • Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
  • Участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремиться к развитию предложений своих товарищей;
  • Учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
  • Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
  • УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.

Технология проведения штурма.

УМШ проводится в группах численностью 7-9 учащихся.

До штурма:

  1. Этап. В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной идее. Чтобы группа не упустила её из виду, поработала над её развитием.

Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе –НИКАКОЙ КРИТИКИ!

  1. этап. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.

Этапы работы в группах.

Первый ЭТАП. Создание банка идей.

Главная цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.

Второй ЭТАП. Анализ идей.

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.

Третий ЭТАП. Обработка результатов.

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений, выбирает спикера (докладчика), который рассказывает о них классу и учителю. Возможны варианты: например, группа отбирает самое практичное решение или самое «невероятное».

Задание 5 классу по Древней истории.

По всем нашим представлениям древний человек должен быть очень сильным и ловким – таковы были условия выживания. Но вот при раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было лет 50, а правую руку он потерял еще в юношеском возрасте. Как выжил этот человек?

Метод кейсов – история России 19 век.

Использование кейс-метода на уроках истории и обществознания как один из способов реализации деятельностного подхода в современном школьном образовании.

ФГОС предусматривают широкое использование активных, в том числе ситуативных методов обучения. Именно к таким относится кейс-метод.

Кейс метод – это метод анализа ситуации, предполагающей осмысление реальной ситуации, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и активизирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить для освоения данной проблемы.

Актуальность метода заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ сформировано так, что обучающимся необходимо показать в первую очередь умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Полагаю, что кейс-метод может помочь эти навыки сформировать и закрепить. Метод был впервые применен в Гарвардской бизнес - школе в 20-е гг. XX века.

В последние годы в России наметилась тенденция к использованию кейс-метода не только в бизнес-образовании, но и в предметном обучении, в том числе по естественным и гуманитарным дисциплинам.

Сложность и неоднозначность самого понятия приводит к наличию большого числа подходов к классификации кейсов. Основные источники кейса: общественная жизнь, образование, наука. Особенности обучающих кейсов: отражают типовые ситуации, на первом месте учебные и воспитательные задачи.

Для применения в обучении кейс- метод имеет следующие особенности:

  • Во-первых, метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична.
  • Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество учителя и ученика.
  • В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки учебной деятельности необходимые для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
  • В-четвертых, технология метода заключается в том, что по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Обучающиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.
  • В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей, жизненных установок.

Рекомендуется следующая последовательность работы над кейсом:

  • записать цель, над которой предстоит работать группе;
  • выписать вопросы, сформулированные для данной темы;
  • по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому- либо из участников их записывать (например, модератору);
  • сформулировать результирующее мнение, которое будет являться вариантом решения поставленной цели.

Для представления результатов работы рекомендуется:

  • подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы);
  • выступление модератора должно быть в пределах 10 минут, при этом предварительно на доске (плакате) записываются результаты работы. Остальные группы выступают в роли слушателей и оппонентов докладчика, а затем оценивают доклад модератора.

Критерии эффективности работы группы:

  1. полнота и глубина проработки информации;
  2. использование разнообразных источников информации;
  3. оригинальность представления;
  4. участие каждого в подготовке и представлении результатов.

Алгоритм работы в группе:

  • 1. шаг. Распределение ролей в группе:
    • «координатор» (модератор), организует работу в группе. Роль модератора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы группы, распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения;
    • «секретарь», фиксирующий результаты работы группы;
    • «шкипер», представляющий проект.
  • 2. шаг. Обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе.
  • 3. шаг. Обмен мнениями и составление плана работы над проблемой.
  • 4. шаг. Работа над проблемой (дискуссия).
  • 5. шаг. Выработка решений проблемы.
  • 6. шаг. Дискуссия для принятия окончательных решений.
  • 7. шаг. Подготовка доклада.
  • 8. шаг. Аргументированный краткий доклад.

Таким образом, кейс – метод действительно может рассматриваться как один из способов достижения новых образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС.

Пресс конференция – 5 класс

Основная формула этой формы обучения: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.

Попутно или в конце урока обсудите с учащимися, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема. Противопоказано только одно – ругать за неудачный вопрос.

Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его.

Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного.

Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания.

Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

Синквейн

Синквейн - эффективный способ развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. В ходе составления синквейна у обучающихся формируется деятельностный, информационный, личностный подход к теме урока.

Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк и представляющее синтез информации в лаконичной форме,что позволяет описывать суть понятий или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Методика работы над синквейном:

  1. Строка - понятие (одно слово)
  2. Строка - прилагательные (два слова)
  3. Строка - глаголы (три слова)
  4. Строка - предложение (из четырех слов)
  5. Строка - существительное (одно слово)

Примечание. Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Категория: История
27.11.2019 15:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!