СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы над рассказом А.Н.Толстого «Русский характер»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! К сожалению, в современной школе всё меньшее количество часов отводится на уроки литературы. Удается ли Вам организовать внеклассную работу по данному предмету? Какие формы работы Вы используете? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом.

Хочу поделиться своим опытом работы.

Семидесятая годовщина победы в Великой Отечественной войне. Рождённая в мирное время, я склоняю голову перед подвигом русского солдата. Сердце переполняет чувство сострадания к натерпевшейся моей Родине и чувство гордости, оттого что выстояли, выдюжили, победили. Чувствовать по-другому не могу и с болью слышу от подростков, что тема Великой Отечественной войны устарела. И это мнение не только тех, кто рисует на руке или на парте свастику, но и некоторых умеющих думать и чувствовать учеников.

Не хочу воспитывать иванов не помнящих родства! Я учитель литературы. Искренне верю в силу художественного слова. Именно оно помогает погрузиться в атмосферу военного времени, заставляет сердце биться в унисон с сердцами героев произведений о Великой Отечественной войне.

Об одном из них хочу напомнить. Это рассказ А.Н. Толстого «Русский характер».

Программа по литературе построена таким образом, что учитель вряд ли сможет познакомить учащихся с этим произведением. А жаль! Рассказ «Русский характер» имеет большое значение для воспитания в подрастающем поколении патриотизма, сопереживания, уважения к родителям, чувства долга. Поэтому я предлагаю обратиться к этому произведению на уроках внеклассного чтения или на классных часах, посвящённых празднику Победы.

Начать работу над рассказом рекомендую с художественного чтения произведения. Профессиональное чтение учителя или мастера художественного слова (возможно использование фонограммы) оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей. После прочтения выдержите паузу: дайте ученикам справиться с волнением.

Беседу по рассказу поможет провести презентация с цитатами из текста и иллюстрациями к произведениям о Великой Отечественной войне.

Главный герой произведения Егор Дрёмов – наш земляк. «Человек он простой, тихий, обыкновенный, - колхозник из приволжского села Саратовской области». Этот факт не может не привлечь внимания учеников. Здесь уместно будет рассказать ребятам, что и автор рассказа А.Н. Толстой – уроженец Саратовской губернии. Родился он в Николаевске (ныне город Пугачёв). В годы войны Толстой, автор романов «Пётр Первый», «Хождение по мукам», «Аэлита», обратился к публицистике. Он писал очерки, статьи, зарисовки о героях и военных операциях. Публицистичны и рассказы А.Н.Толстого военных лет. ( Краткую биографическую справку и портрет А.Н. Толстого можно разместить на первом слайде презентации).

Историю солдата, обгоревшего в танке, рассказал Толстому полковник А.Я. Карпов. Эта история дала возможность писателю поразмышлять о русском характере.

Каков он, русский характер? Отвечая на этот вопрос, ребята вспомнят о героических подвигах Егора Дрёмова. Но от кого мы узнаём о боевых делах танкового экипажа, которым командовал лейтенант Дрёмов? От водителя танка Чувилёва. А сам лейтенант « про военные подвиги <…>не любил разглагольствовать». Он скромен, «хотя и носит золотую звёздочку и половина груди в орденах».

Предложим вниманию ребят ещё одну цитату: «Егор Дрёмов и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича. «Отец мой – человек степенный, первое – он себя уважает. Ты, говорит, сынок, многое увидишь на свете, и за границей побываешь, но русским званием – гордись…». Попросим ребят объяснить, что подразумевает автор под «строгим поведением ». Вместе придём к выводу, что требовательное отношение к себе и окружающим, уважение к родителям, любовь к Родине - это тоже черты русского характера.

Полностью раскрывается человек в экстремальных ситуациях. В сражении на Курской дуге танк Егора Дрёмова был подбит. Лейтенант получил тяжелейшие ожоги, чудом выжил, но лицо его было изуродовано. Огромное самообладание, мужество помогли Дрёмову не впасть в отчаяние. Он отказался от демобилизации по инвалидности и попросил разрешения вернуться в полк. «Но вы же инвалид», - сказал генерал. «Никак нет, я урод, но это делу не помешает», - ответил Дрёмов, пообещав полностью восстановить боеспособность.

Почему Егор Дрёмов, показывавший чудеса храбрости на фронте, придя на побывку в родительский дом, побоялся открыться не узнавшим его матери, отцу, любимой девушке Кате? Ответы ребят на этот вопрос будут разными. - Егор Дрёмов пожалел родителей, когда, «глядя в окошечко на мать, понял, что невозможно её испугать, нельзя, чтобы у неё отчаянно задрожало старенькое лицо». – Героя мучила обида. Вспомним, как ночью «лейтенант лежал ничком, лицо в ладони: «Неужто так и не признала, - думал, - неужто не признала? Мама, мама…»».- Любимую девушку Катю решил не мучить и не обременять своим уродством.

Прав ли был герой произведения, так распорядившись своей судьбой и судьбой дорогих ему людей? Этот вопрос может стать дискуссионным. Несомненно, правы те ребята, которые, будут утверждать, что Егор Дрёмов не должен был принимать решения за других. Своим поступком он создал тупиковую ситуацию для себя. «Он был очень угнетён всем происшедшим, даже, останавливаясь, ударял ладонями себе в лицо, повторял сиплым голосом: «Как же быть-то теперь?»». Матери же доставил только страдания, о чём она написала Егору: «С тех пор, сынок, не сплю ночи, - кажется мне, что приезжал ты».

Егор Дрёмов покаялся перед родителями, что свидетельствует о его умении по-настоящему любить, о подлинном уважении к человеку.

Величие души, крепость духа – вот отличительные черты русского характера.

Кто из героев рассказа А.Н.Толстого, кроме Егора Дрёмова, обладает таким характером? Ребята назовут и мать Егора. Ёе любящее, прозорливое сердце предотвратило беду. Вспомнят и Егора Егоровича Дрёмова, который воспитал в сыне крепость характера и говорил, что «таким лицом, как у этого, кто приходил к нам, гордиться нужно». Скажут и о Кате, невесте Егора, которую отличают верность и умение любить за человеческую красоту.

Вот сколько русских характеров! Не случайно А.Н.Толстой ещё в начале рассказа подчёркивает обыкновенность главного героя. Он один из многих, кем сильна наша Родина!

Завершением урока станут размышления автора : «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота».

Категория: Литература
20.08.2015 12:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!