СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы педагогов инструментальной подготовки по организации самостоятельной работы будущего педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование направлено на формирование навыков самостоятельной творческой работы будущих специалистов. Образование предусматривает обязательное овладение приемами самостоятельного приобретения знаний и дальнейшее их использование. Приветствуются различные формы организации учебной деятельности, которые развивают самостоятельное творческое мышление.

Самостоятельная работа является необходимым компонентом в подготовке будущего педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности, что обуславливается спецификой музыкального образования. Важнейшую роль данной деятельности музыканта-педагога подчёркивали Г.Г.Нейгауз, А.П.Щапов, Л.Николаев, Л.А. Баренбойм. Основой для самостоятельной работы является весь комплекс полученных студентами знаний.

Подготовка музыканта требует кропотливого труда, длительных занятий, благодаря которым он приобретает различные навыки, развивает свои способности, воспитывает профессионализм.

Самостоятельная работа - это форма организации обучения, когда под прямым или косвенным руководством преподавателя студенты полностью или частично самостоятельно выполняют различные виды заданий. Задача педагога состоит в чёткой организации занятий. На первом этапе он должен поставить цели, задачи, дать разъяснения по их выполнению; на втором - подвести итоги и дать оценку самостоятельной деятельности студента.

В свою очередь, обучающиеся должны достигнуть поставленной педагогом в задании цели, проявляя свои усилия и предъявляя результаты своего труда. Практическое освоение и закрепление полученных знаний и умений по инструментальной подготовке выносится в самостоятельную работу студентов. Поэтому педагогом тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов, учитывая уровень развития обучающихся. Если дать студенту самостоятельное задание, превышающее уровень его подготовленности - это напрасно потерять время и отбить желание к занятиям.

Исходя из этого, содержание для самостоятельной работы студентов у нас отличается разнообразием видов деятельности: работа над упражнениями, выполнение практических заданий за инструментом.

Учебное пособие «Гармонизация мелодии песни. Виды музыкальных фактур в аккомпанементе» созданы для успешной реализации программы МДК «Музыкальный инструмент (фортепиано)», предназначены для самостоятельной работы студентов специальности 44.02.03. Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) и направлены на освоение профессиональных знаний, формирование умений и навыков, необходимых будущему специалисту.

Для усиления практической направленности и развития навыков самоподготовки в учебном пособии предложен материал для самостоятельной работы студентов: алгоритмы: подбора мелодии по слуху, транспонирования, гармонизации, примерный репертуарный список аккомпанементов к вокальным произведениям для самостоятельного изучения, рекомендуемых к работе по подбору на слух, список литературы.

Результатами практических занятий по учебному пособию «Гармонизация мелодии песни. Виды музыкальных фактур в аккомпанементе» должны стать такие показатели студента: профессиональная грамотность, систематичность, добросовестность, творческий подход к порученной работе, успешность и активность в самостоятельной работе.

Очень важно для преподавателя дополнительного образования в области музыкальной деятельности умение гармонизовать мелодию и подобрать аккомпанемент к песне детского репертуара.

Чтобы научиться подбирать мелодию, подходят ноты хорошо знакомых с раннего детства популярных детских песен. Для получения максимального результата педагог предлагает алгоритм подбора мелодии.

Одну и ту же песню можно спеть на разной высоте и подобрать от разных звуков (рисунок мелодической линии сохраняется, а ноты изменяются). Зная алгоритм транспонирования мелодии, возможно исполнение детских песен в разных тональностях.

Сопровождение к мелодии может быть изложено (сыграно) различными способами. При одноголосном сопровождении главные ступени тональности используются в виде выдержанных звуков. Аккомпанемент может быть двухголосным, где используются интервалы (кварта, квинта, секунда), образующиеся между главными ступенями тональности.

При аккордовом сопровождении используются выдержанные аккорды или ритмическая, гармоническая, мелодическая, смешанная фигурации. Ритмическая фигурация основана на определенной повторяющейся ритмической формуле в аккомпанементе. Гармоническая фигурация основана на поочередном взятии звуков аккорда в определенном ритме. Аккомпанемент к мелодии может быть изложен в виде различных фигураций. Ритмическая формула, при помощи которой излагаются аккорды сопровождения, часто указывает на жанр музыкального произведения: песню, танец или марш. Зная алгоритм гармонизации мелодии, можно подобрать гармонию к любой песне детского репертуара. На начальном этапе обучения используется песенный материал на одном, двух, трех и более звуках, с постепенным расширением диапазона, в пределах тонической квинты. Хорошо, если мелодии будут с ясной ладовой направленностью, в простых размерах, с несложными ритмическими рисунками, дублирующими ритм стиха.

В последующем – используются песни (мажорные, минорные) в диапазоне октавы. Для гармонизации выбираются мелодии однотональные и с простыми размерами. В условиях подготовки педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности задания для самостоятельной работы определяются следующими условиями:

• во-первых, ориентируясь на практическую деятельность в учреждениях дополнительного образования, предлагаем такие виды заданий, как:

-подберите и запишите мелодии нескольких простых песен, используя алгоритм подбора мелодии по слуху;

-транспонируйте выбранные мелодии, используя алгоритм транспонирования мелодии, сохраняя прежнюю мелодическую линию, метро-ритмический рисунок, интервальный состав;

-исполните гармонические обороты в разных тональностях, используя различные виды фигураций;

• во-вторых, задания творческого характера такие, как:

-используя алгоритм гармонизации мелодии и различные фигурации, подберите по два музыкальных примера аккомпанемента к ранее изученным или подобранным мелодиям в соответствии со следующей классификацией типов аккомпанементов: а) «гармоническая поддержка», б) «чередование баса и аккорда», в) «аккордовая пульсация», г) «гармонические фигурации», д) аккомпанемент смешанного типа.

Необходимым условием для творческого проявления профессиональных компетенций студентами, их профессионального самоутверждения в условиях колледжа, является реализация полученных знаний и умений на педагогической практике, в просветительской деятельности.

В классах инструментальной подготовки организация самостоятельной работы студентов – это сложный процесс, который направлен на обучение студентов рационально планировать свое время для самоподготовки и использовать различные методические приемы формирования навыков игры на музыкальном инструменте, а также и на организацию систематического контроля и самоконтроля.

Категория: Музыка
10.05.2018 10:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!