© 2017 657
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вероятно, любой из нас, отвечая на вопрос о любимом празднике, особенно не задумывался: «Новый год!» Новый год, с которым связан ещё один праздник – Рождества Христова. «Был на свете самый чистый и светлый праздник. Он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе, – чувства домашнего очага. Праздник Рождества Христова был светел в русских семьях, как ёлочные свечки, и чист, как смола. На первом плане было большое зелёное дерево и весёлые дети; даже взрослые, не умудрённые весельем, меньше скучали, ютясь около стен. И всё плясало – и дети, и догорающие огоньки свечек»1, – вспоминал А. Блок. «С Рождеством Христовым!» – поздравляли друг друга взрослые и дети 25 декабря (7 января), дарили подарки, скромные или роскошные, но обязательно от души и с добрыми пожеланиями. Своеобразным рождественским подарком были для читателей прошлого века святочные рассказы, публиковавшиеся в эти дни на страницах журналов и газет. Удивительные произведения! Добрые и трогательные, фантастические и иронические; часто печальные и даже скорбные, чуть-чуть назидательные, чуть-чуть сентиментальные, но всегда – смягчающие сердца.
Само определение рассказа – святочный – указывает на отдалённые истоки жанра. Святки, святые дни, святые вечера – двенадцать дней после Рождества Христова до праздника Богоявления. Придя на Русь вместе с христианством, праздник Рождества Христова слился с древнеязыческим праздником рождающегося солнца, который наши предки отмечали в зимний день солнцеворота. Как все древние праздники, праздник Рождества Христова и святки были и весёлыми, и серьёзными. Святки на Руси – это пиршества и колядование, гадание и пение, обрядовые представления. Но после дневных весёлых игрищ наступал благоговейный и торжественный час, когда мыслями своими и душою человек обращался к вечному и великому, возвышенному и идеальному – к жизни и заповедям Иисуса Христа. «Перед вечерею (т. е. ужином) хозяин дома зажигает у образов лампаду и восковые свечи и кадит ладаном: вся семья благоговейно молится Богу и потом усаживается за стол.»2 Святки праздновались и широко, размашисто, всем миром, и камерно, уютно, в доме, в кругу близких. Такими святки сохранялись в деревенской жизни. Город многое изменил в жизни и психологии человека. Порвались почти по-родственному тесные связи его с миром-обществом, и установились прежде всего деловые отношения, утратили непосредственность его взаимоотношения с соседями, более узким стал круг общения. Жизнь «на миру» для горожанина уже невозможна. Его жизнь замкнута в четырёх стенах дома. Дом и семья – это, пожалуй, то немногое, чем городской человек живёт и чем дорожит. Дом – это святыня, это то, что незыблемо и что сберегается в суматохе городской жизни. Поэтому в городе и не прижились в своём первозданном виде весёлые и шумные святочные обряды и действа, совершаемые всем деревенским миром. Но вот семейный характер праздника органично вписался в городскую жизнь и городскую культуру. Рождество Христово стало праздником семейного единения, добрососедства, братского и милосердного отношения друг к другу. Вечерами все собирались вместе, у камина или просто у печки, за праздничным столом или вокруг нарядной ёлки. Прощали вольные или невольные обиды, радовались друг за друга, благодарили и славили Христа, вспоминали о событиях Рождества и Крещения Спасителя, читали Евангелие, рассказывали трогательные и чудесные истории. Важно было прислушаться к своему сердцу, пробудить, может быть, уснувшую любовь к людям, проникнуться заповедями Иисуса. Поэтому в эти вечера звучали незамысловатые подчас, но вызывающие сострадание рассказы о бедняке, чудом спасшемся от голода и нищеты; о девушке, к которой вернулся её возлюбленный; о чудесном превращении жестокосердного богача в доброго человека, жадного скопца – в раздающего милостыню.
То, что звучит устно, рано или поздно получает письменное оформление. Так и святочный рассказ: постепенно из области устного бытования он переместился в сферу письменной литературы.
В России толчком к появлению святочных рассказов послужило развитие в первой половине XIX века периодической печати (журналов и газет). А оформляется жанр в рамках романтической прозы с её интересом к национальной старине, к фольклорным традициям, к таинственному и фантастическому. На страницах «Московского телеграфа» в 1826 году появляются святочные рассказы Н. Полевого. Но классическим образцом жанра святочного рассказа этого времени была «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя.
Однако массовое распространение жанра, пик его популярности приходится на вторую половину XIX века. Чем это можно объяснить? Вспомним, что середина XIX столетия – рубеж в истории России, связанный с известными социальными и экономическими преобразованиями, когда ломались старые отношения и нормы и рождались новые. В это переходное время человеку нужны были «островки добродетели». Таким островком, вобравшим в себя тоску горожанина по миру чистых чувств, христианской любви и доброты, стал рождественский рассказ. Конечно, он не оставался неизменным. Жанровый канон требует, чтобы святочная история была фантастична, имела бы мораль и отличалась весёлым характером повествования. Но, как справедливо замечает Н. С. Лесков, создатель многих святочных рассказов, «в жизни таких событий бывает немного, и потому автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе. А через это в святочных рассказах и замечается большая деланность и однообразие»3. Подчас это приводило к опошлению жанра, к превращению его в довольно примитивное чтение, излишне сентиментальное, откровенно дидактическое, часто с натуралистически-страшными подробностями. Но всё-таки талантливые русские писатели находили новые и интересные возможности в традиционной литературной форме святочного рассказа. В творчестве Николая Семёновича Лескова, братьев Антона и Александра Чеховых, П. В. Засодимского, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Л. Н. Андреева, В. Г. Короленко маленький рождественский рассказ становился явлением большой литературы. Русские писатели создали такие произведения, которые отличались достаточным разнообразием и отражали быт и нравы своего времени. В самой русской жизни находили они сюжеты, смягчающие сердца. Плодотворной была и попытка «соблюсти требования святочного рассказа без рутинного привлечения к участию чертовщины и всяких иных таинственных и невероятных элементов»4. Чудо, если оно и присутствует в повествовании, получает в конце концов реалистическое толкование, или вера во всякого рода мистику осмысляется как факт народного мировосприятия. Но чаще всего «причудливое или загадочное имело свои основания не в сверхъестественном, а истекало из свойств русского духа и тех общественных явлений, в которых для многих. заключается значительная доля страшного и удивительного»5. Сама русская жизнь оказывалась фантастической, предопределяющей разного рода метаморфозы в рождественскую ночь.
Разнообразны святочные рассказы по содержанию, по оформлению художественного материала. Это и не удивительно, ведь писались они и для детей, и для взрослых, для искушённого и просвещённого читателя и для неграмотного крестьянина. Но при всём разнообразии в святочных рассказах сохраняется главное – особое, рождественское мировосприятие. Это маленькие утопии, вместившие в себя мечты о доброй и радостной человеческой жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о сердечном и милосердном отношении друг к другу, о трепетной любви, о домашнем уюте, о победе добра над злом вопреки всему.
_____________
1 Блок А. А. Безвременье // Блок А. А. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. – Т. 4. – С. 21.
2 Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово. – М., 1988. – С. 473.
3 Лесков Н. С. Жемчужное ожерелье // Собр. соч.: В 12 т. – М., 1989. – Т. 7. – С. 4.
4 Лесков Н. С. Уха без рыбы // Новь. – 1886. – Т. VIII. – № 7. – С. 352.
5 Лесков Н. С. Святочные рассказы. – СПб., 1886. – Вступление.
Источник: Старыгина Н.Н. Из сказок жизни // «Литература в школе». – 1992. – № 5–6. – С. 23–24.
*
См.:
Карта сайта
Рождество Христово
* Святочные рассказы
© 2017 657