СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из сказок жизни. Святочные рассказы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вероятно, любой из нас, отвечая на вопрос о любимом празднике, особенно не задумывался: «Новый год!» Новый год, с которым связан ещё один праздник – Рождества Христова. «Был на свете самый чистый и светлый праздник. Он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе, – чувства домашнего очага. Праздник Рождества Христова был светел в русских семьях, как ёлочные свечки, и чист, как смола. На первом плане было большое зелёное дерево и весё­лые дети; даже взрослые, не умудрённые ве­сельем, меньше скучали, ютясь около стен. И всё плясало – и дети, и догорающие огоньки све­чек»1, – вспоминал А. Блок. «С Рождеством Христовым!» – поздравляли друг друга взрослые и дети 25 декабря (7 января), дарили подарки, скромные или роскошные, но обязательно от души и с добрыми пожеланиями. Своеобразным рождественским подарком были для читателей прошлого века святочные рассказы, публиковав­шиеся в эти дни на страницах журналов и га­зет. Удивительные произведения! Добрые и тро­гательные, фантастические и иронические; часто печальные и даже скорбные, чуть-чуть назидатель­ные, чуть-чуть сентиментальные, но всегда – смягчающие сердца.

Само определение рассказа – святочный – указывает на отдалённые истоки жанра. Свят­ки, святые дни, святые вечера – двенадцать дней после Рождества Христова до праздника Богоявления. Придя на Русь вместе с христиан­ством, праздник Рождества Христова слился с древнеязыческим праздником рождающегося солн­ца, который наши предки отмечали в зимний день солнцеворота. Как все древние праздники, праздник Рождества Христова и святки были и весёлыми, и серьёзными. Святки на Руси – это пиршества и колядование, гадание и пение, обрядовые представления. Но после дневных ве­сёлых игрищ наступал благоговейный и торжественный час, когда мыслями своими и душою человек обращался к вечному и великому, воз­вышенному и идеальному – к жизни и заповедям Иисуса Христа. «Перед вечерею (т. е. ужином) хозяин дома зажигает у образов лампаду и воско­вые свечи и кадит ладаном: вся семья благо­говейно молится Богу и потом усаживается за стол.»2 Святки праздновались и широко, разма­шисто, всем миром, и камерно, уютно, в доме, в кругу близких. Такими святки сохранялись в деревенской жизни. Город многое изменил в жизни и психологии человека. Порвались почти по-родственному тесные связи его с миром-обществом, и установились прежде всего деловые отношения, утратили непосредственность его взаимоотношения с соседями, более узким стал круг общения. Жизнь «на миру» для горожани­на уже невозможна. Его жизнь замкнута в четы­рёх стенах дома. Дом и семья – это, пожалуй, то немногое, чем городской человек живёт и чем дорожит. Дом – это святыня, это то, что незыбле­мо и что сберегается в суматохе городской жизни. Поэтому в городе и не прижились в своём первозданном виде весёлые и шумные святочные обряды и действа, совершаемые всем деревенским миром. Но вот семейный характер праздника органично вписался в городскую жизнь и городскую культуру. Рождество Христово стало праздником семейного единения, добрососедства, братского и милосердного отношения друг к дру­гу. Вечерами все собирались вместе, у ками­на или просто у печки, за праздничным сто­лом или вокруг нарядной ёлки. Прощали воль­ные или невольные обиды, радовались друг за друга, благодарили и славили Христа, вспоминали о со­бытиях Рождества и Крещения Спасителя, чита­ли Евангелие, рассказывали трогательные и чу­десные истории. Важно было прислушаться к свое­му сердцу, пробудить, может быть, уснувшую любовь к людям, проникнуться заповедями Иису­са. Поэтому в эти вечера звучали незамысло­ватые подчас, но вызывающие сострадание расска­зы о бедняке, чудом спасшемся от голода и нищеты; о девушке, к которой вернулся её воз­любленный; о чудесном превращении жестокосерд­ного богача в доброго человека, жадного скопца – в раздающего милостыню.

То, что звучит устно, рано или поздно полу­чает письменное оформление. Так и святочный рассказ: постепенно из области устного быто­вания он переместился в сферу письменной литературы.

В России толчком к появлению святочных рас­сказов послужило развитие в первой половине XIX века периодической печати (журналов и газет). А оформляется жанр в рамках роман­тической прозы с её интересом к националь­ной старине, к фольклорным традициям, к таинст­венному и фантастическому. На страницах «Мос­ковского телеграфа» в 1826 году появляются свя­точные рассказы Н. Полевого. Но классическим образцом жанра святочного рассказа этого времени была «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя.

Однако массовое распространение жанра, пик его популярности приходится на вторую половину XIX века. Чем это можно объяснить? Вспомним, что середина XIX столетия – рубеж в исто­рии России, связанный с известными социальны­ми и экономическими преобразованиями, когда ломались старые отношения и нормы и рождались новые. В это переходное время человеку нужны были «островки добродетели». Таким островком, вобравшим в себя тоску горожанина по миру чистых чувств, христианской любви и доброты, стал рождественский рассказ. Конечно, он не оставался неизменным. Жанровый канон требует, чтобы святочная история была фантастична, име­ла бы мораль и отличалась весёлым характером повествования. Но, как справедливо замечает Н. С. Лесков, создатель многих святочных рас­сказов, «в жизни таких событий бывает немно­го, и потому автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе. А че­рез это в святочных рассказах и замечается большая деланность и однообразие»3. Подчас это приводило к опошлению жанра, к превра­щению его в довольно примитивное чтение, из­лишне сентиментальное, откровенно дидактиче­ское, часто с натуралистически-страшными подробностями. Но всё-таки талантливые русские пи­сатели находили новые и интересные возмож­ности в традиционной литературной форме свя­точного рассказа. В творчестве Николая Семёновича Лескова, братьев Антона и Александра Чеховых, П. В. Засодимского, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Л. Н. Андрее­ва, В. Г. Короленко маленький рождественский рассказ становился явлением большой литературы. Русские писатели создали такие произведения, которые отличались достаточным разнообразием и отражали быт и нравы своего времени. В самой русской жизни находили они сюжеты, смягчаю­щие сердца. Плодотворной была и попытка «соблюсти требования святочного рассказа без ру­тинного привлечения к участию чертовщины и вся­ких иных таинственных и невероятных элемен­тов»4. Чудо, если оно и присутствует в повествовании, получает в конце концов реалистическое толкование, или вера во всякого рода мистику осмысляется как факт народного мировосприятия. Но чаще всего «причудливое или загадочное име­ло свои основания не в сверхъестественном, а истекало из свойств русского духа и тех об­щественных явлений, в которых для многих. заключается значительная доля страшного и уди­вительного»5. Сама русская жизнь оказывалась фантастической, предопределяющей разного рода метаморфозы в рождественскую ночь.

Разнообразны святочные рассказы по содер­жанию, по оформлению художественного материала. Это и не удивительно, ведь писались они и для детей, и для взрослых, для искушён­ного и просвещённого читателя и для неграмот­ного крестьянина. Но при всём разнообразии в святочных рассказах сохраняется главное – особое, рождественское мировосприятие. Это маленькие утопии, вместившие в себя мечты о доброй и радостной человеческой жизни, о щед­рых и бескорыстных душах, о сердечном и мило­сердном отношении друг к другу, о трепетной любви, о домашнем уюте, о победе добра над злом вопреки всему.

_____________

1 Блок А. А. Безвременье // Блок А. А. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. – Т. 4. – С. 21.

2 Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово. – М., 1988. – С. 473.

3 Лесков Н. С. Жемчужное ожерелье // Собр. соч.: В 12 т. – М., 1989. – Т. 7. – С. 4.

4 Лесков Н. С. Уха без рыбы // Новь. – 1886. – Т. VIII. – № 7. – С. 352.

5 Лесков Н. С. Святочные рассказы. – СПб., 1886. – Вступление.

Источник: Старыгина Н.Н. Из сказок жизни // «Литература в школе». – 1992. – № 5–6. – С. 23–24.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Рождество Христово

https://multiurok.ru/blog/rozhdiestvo-khristovo-32.html

* Святочные рассказы

https://multiurok.ru/blog/sviatochnye-rasskazy.html

Категория: Литература
01.01.2017 20:43


© 2017 657

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!