СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. Изложение, идентичное образцу, с лингвистическим заданием. (О В. А. Слепцове)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Василий Алексеевич Слепцов (17 [29] июля 1836, Воронеж – 23 марта [4 апреля] 1878, Сердобск)

Задание учащимся. Найдите лексические, словообразовательные, синтаксические средства субъективной оценки. Изложите основное со­держание текста с использованием этих, а также придуманных вами средств субъективной оценки. Выразите в изложении своё отношение к особенностям личности русского писателя Василия Алексеевича Слепцова (1836–1878).

Квартира была очень хорошо отделана. Каждая вещь была изящна. Артистическая натура сказывалась во всём.

Особенно все любовались парой высоких деревянных под­свечников, сделанных, кажется, самим Слепцовым, который всегда умел отлично точить из дерева.

«Я, – вспоминает Водовозова, – принялась разглядывать его комнату, убранную с большим вкусом. Все письменные принад­лежности были чрезвычайно изящны: чернильница, пресс-папье, портфель, подсвечники, всевозможные ножички, ваза с красивым букетом; столики и этажерки были уставлены красивыми без­делушками и портретами в рамках».

– Уверяю вас, мне это необходимо, – говорил ей Слепцов.

Обыкновенно такие привычки и вкусы свойственны богатым эстетам, тратящим немалые деньги на убранство своих жилищ. Слепцов же, до конца жизни не выходивший из тяжкой нужды, никогда не имевший ни гроша на завтрашний день, все свои пресс-папье и портфели изготовлял сам, так как руки у него были талантливые и с удивительной лёгкостью создавали всевозможные изящные вещи. «Он мог сделать всё что угодно, – сообщает Авдотья Панаева, – и так хорошо, точно несколько лет обучался этому мастерству».

По словам Панаевой, он с таким искусством обшил новой тесьмой свой старый пиджак, что какой-то столичный портной, восхищённый его дарованием, стал приглашать его к себе в подмастерья.

Когда в период тяжёлой нужды Слепцов был вынужден искать заработка в провинции, он написал приятельнице Вере Ворониной, чтобы та нашла ему работу в Тамбове по любой специальности: «Вы можете припомнить хоть некоторые из моих многосторонних способностей и разнообразных занятий, напр.: слесарь, столяр, портной, механик, лепщик, рисовальщик, резчик, маляр.» (1866).

В другом письме к ней же он пишет: «По случаю обносившейся обуви я принялся чинить сапоги и очень успешно с помощью ста­рых дамских башмаков реставрировал свои ботинки» (1867).

Таким образом, безденежье нисколько не мешало Слепцову культивировать изящные вкусы. «До чего ни дотрагивалась его художественная рука, – говорит Скабичевский, – всему он умел придавать изящный вид и был способен при случае украсить комнату такими пустяками, вроде каких-нибудь еловых шишек».

«Случалось, – сообщает тот же писатель, – что, идя мимо Ми­лютиных лавок, он [Слепцов] увлекался каким-нибудь необыкно­венным яблочком и покупал его, но не для того, чтобы тотчас же съесть, а положить на письменный стол и любоваться его кра­сотою».

Тяготение Слепцова к изяществу сказалось не только в его под­свечниках, но почти во всех его произведениях, которые по строй­ности своей композиции, по тонкой обработке деталей стоят особ­няком в беллетристике шестидесятых годов.

Такие очерки, как «Спевка», «Питомка», «Ночлег», обточены у него словно на токарном станке. Соразмерность частей, отсут­ствие ненужных подробностей, предельная лаконичность образов, исполненное безупречного вкуса воспроизведение простонарод­ного говора – всё это делает слепцовские очерки наиболее изящ­ными из всех «коротких рассказов» предчеховского периода.

395 слов

К. Чуковский. Василий Слепцов

Подготовка учащихся

1. Какое впечатление произвёл на вас текст? Как относился Слепцов к окружающим его предметам?

2. Как относится автор (писатель Корней Иванович Чуковский) к умению Слепцова видеть и создавать вокруг себя красоту? С помощью каких языковых средств это отношение выражается?

Ответ: авторское восхищение выражается с помощью средств субъективной оценки. Это: существительные с уменьшительными суф­фиксами, подчёркивающие маленькие изящные предметы, – столики, но­жички, яблочко, рамочки; глаголы и причастия со значением восприя­тия красивых вещей – все любовались, восхищённый его дарованием, увлекался необыкновенным яблочком, любоваться его красотой; глаголы и причастия со значением трудовых процессов, сочетающихся с оценоч­ными наречиями, – хорошо отделана, умел отлично точить, мог сделать всё что угодно и так хорошо, обшил с искусством, успешно реставри­ровал; сочетания существительных с оценочными прилагательными – каждая вещь изящна, артистическая натура, письменные принадлеж­ности были чрезвычайно изящны, с красивым букетом, красивыми безделушками, изящные вещи, изящные вкусы, изящный вид, исполненное безупречного вкуса, делает слепцовские очерки наиболее изящными; оценочные устойчивые выражения – убранную с большим вкусом; описание рук Слепцова произведено с помощью таких прилагательных, как художественная (рука), талантливые (руки) и т. п.

3. Как проявились особенности личности Слепцова в его писательской деятельности?

Ответ: в его произведениях сказалось «тяготение к изяществу».

4. Чем достигалось изящество его произведений?

Ответ: стройностью композиции, тонкой обработкой деталей, сораз­мерностью частей, отсутствием ненужных подробностей, предельной лаконичностью образов, обточенностью словно на токарном станке.

Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – С. 166–168.

Категория: Русский язык
31.03.2017 20:52


© 2017 584

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!