СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К вопросу о формировании интеллектуальных умений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный кризис глобализирующегося мира отличается изменением характера конкуренции в экономике, политике, инновациях на фоне «информационного перепроизводства» (М. Г. Делягин). Развитие технологий управляемой эволюции (high-hume) изменяет человечество, бурный рост мировой цивилизации все больше сталкивается с проблемой неопределенности. В этих условиях устойчивое развитие стран во многом зависит от того, как подрастающее поколение сможет адаптироваться к новой цивилизации. Поэтому ключевым аспектом образовательной политики в нашей стране становится формирование интеллектуальных ресурсов нации, закрепление фундаментальных ценностных ориентаций общества, определяющих нормы, установки и стереотипы поведения населения многонациональной России.

Формирование личности с развитым интеллектом обеспечивает не только безопасность ее идентичности, но и конкурентоспособность государства, сдерживает нарастающую поляризацию и неравенство в обществе. В этой связи Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости создания педагогических условий, способствующих интеллектуальному развитию обучающихся, их личностному самообразованию как основе адаптации к жизни в меняющихся условиях. Актуальность формирования интеллектуальных умений учащихся обозначена в концепции формирования универсальных учебных действий, заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Между тем анализ результатов ЕГЭ в Республике Бурятия показал, что уровень освоения общеобразовательных предметов среди сельских школьников, составляющих 75% учащихся республики, на 12% ниже, чем у городских учащихся. Результаты психолого-педагогического мониторинга интеллектуального развития учащихся, проведенного на базе сельских школ и школ г. Улан-Удэ, отразили низкий уровень сформированности интеллектуальных умений сельских школьников, их формально-логического мышления на фоне сензитивности подростков к развитию интеллекта. Объективными причинами отсутствия динамики интеллектуального развития, регрессивных тенденций по показателям невербального интеллекта являются социальные условия современного села: однообразие жизни, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей (Л. В. Байбородова, Г. Г. Силласте, Т. К. Клименко).

Важнейшим императивом глобализации является сохранение этнической культуры, идентичности, самобытности личности и на этой основе - осознание ее места и роли в быстро меняющемся и часто непредсказуемом мире. В отношении проблемы сохранения этнокультурного своеобразия в науке и практике сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны, проведено достаточное количество исследований, посвященных бурятской культуре и бурятскому этносу (Ц. Б. Бадмацыренова, Р. Д. Санжаева, М. Д. Урмаева, А. Г. Гомбожапов, Д. А. Бурчина, М. И. Тулохонов, В. А. Хабудаева, Т. Ц. Дугарова, Е. А. Бардамова, Л. В. Санжеева), а с другой – в образовательной практике сельских школ Бурятии не учитываются выявленные учеными этнокультурные особенности, влияющие на эффективность обучения и воспитания учащихся бурят.

Образовательное пространство бурятского общества сформировалось в условиях особого степного мира, характеризующегося замкнутостью образа жизни, ограниченностью межкультурных и социальных контактов, ослаблением жизнедеятельной активности (И. А. Маланов). Поэтому в образовательном процессе современной сельской школы Бурятии необходимо учитывать эти и другие факторы социализации и образования личности. В работах Р. П. Дондоковой, Н. В. Очировой, Г. М. Тарбаевой, З. Д. Чимбеевой решены задачи формирования коммуникативной и языковой компетентности, целостной картины мира у бурятских школьников, в то же время отсутствуют работы, посвященные формированию интеллектуальных умений школьников-бурят.

Анализ теоретических исследований и педагогической практики позволяет выявить ряд противоречий между

– современными тенденциями общественного развития, выдвигающими новые требования к выпускнику (способность к нестандартному, самостоятельному, критическому мышлению) и недостаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных умений учащихся;

– возрастающими требованиями ФГОС к результатам обучения, включая интеллектуальные умения, и недостаточной теоретической разработанностью этого вопроса в педагогической науке, в том числе с учетом условий образовательного пространства традиционного бурятского общества;

– необходимостью учета индивидуальных и этнокультурных особенностей в интеллектуальном развитии школьников и недостаточной актуализацией такого подхода в процессе формирования интеллектуальных умений учащихся в сельской школе, отсутствием модели целенаправленного формирования интеллектуальных умений сельских учащихся.

Целенаправленное формирование интеллектуальных умений учащихся сельских школ требует учета их индивидуальных и этнокультурных особенностей: средний уровень обобщения, конкретность мышления, недостаточность вербально-логического мышления, сформированности интеллектуальных умений; преобладание наглядно-образного мышления, наблюдательности, пространственного анализа на предметном уровне. Индивидуальными и этнокультурными особенностями, влияющими на формирование интеллектуальных умений учащихся сельских школ Бурятии, являются: интровертированность – сдержанность в контактах, склонность к индивидуальной работе, замкнутость; коммуникативные свойства – конформизм, несамостоятельность в принятии решений, добросовестность, ответственность, осторожность; эмоциональные характеристики – повышенная тревожность, излишняя эмоциональная напряженность, неуверенность в себе, уравновешенность.

Категория: Русский язык
24.11.2020 18:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!