СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как делать с детьми уроки и не беситься

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Изменить мышление

В первую очередь нужно научиться относиться к неудачам и ошибкам как к помощникам и маркерам успеха. Ведь ошибки в процессе неизбежны. Любое обучение (плаванию или физике) — всего лишь процесс адаптации к новым условиям, а осваивать новое невозможно, не ошибаясь. Это понимают все, но почему-то одни люди запросто делают глупости, заводят новые знакомства, организуют стартапы, терпят неудачу одну за другой и при этом не бросают своё дело.

Другие предпочитают действовать только там, где уверены в успехе. Они избегают нового, будь это путешествие в неизвестную страну, неожиданные знакомства или образование. Интересно, что такое поведение часто демонстрируют блестящие отличники и перфекционисты, а не только неудачники-двоечники.

Дело в том, что первые живут в парадигме «мышления вызова», когда каждый провал — лишь верстовой столб на пути к успеху, а ошибка — шанс сделать лучше. Вторые придерживаются «мышления угрозы», где всё, что не получается идеально, нарушает благополучное существование. Чтобы сформировать первый вариант мышления, важно привыкнуть к работе с ошибками и изменить своё отношение к ним.

2. Дать эмоциональную поддержку

Люди так устроены, что ошибки вызывают у нас досаду и разочарование, вплоть до отчаяния. Мы реагируем так, даже если нас никто не ругает и дополнительно не стыдит и не порицает. Так что, если ребёнку внешне совершенно наплевать на ошибки и качество его работы, есть два варианта. Возможно, его эмоциональная боль от постоянных неудач так велика, что он просто решил её не чувствовать (да и привычку никто не отменял), так часто происходит с двойками. А бывает, что это занятие просто неактуально для ребёнка и у него нет никакой мотивации прикладывать хоть какие-то усилия. Тогда родители могут только заставить или попытаться разобраться, в чём же дело. Правда, результатом расследования может стать смена школы, кружков и образа жизни. Провал всегда бьёт по эмоциям: второе, четвёртое, сотое место, даже оценка с минусом или плохо написанная олимпиада расстраивают. В таком случае важно выпустить эмоции или позволить им выйти наружу. Совсем не обязательно крушить мебель или рыдать, можно просто спросить: «Тебе досадно»? Или даже «Как тебе это?» и понимающе кивнуть головой, обнять — уже помогает.

3. Пересмотреть отношение к ошибкам

Чаще всего мы впадаем в одну из двух крайностей. В первую очередь — начинаем демонизировать ошибки. Ведь они тянут за собой оценку, а она указывает на наше несовершенство, говорит о неудаче и невозможности продвинуться в чём-то. Значит, их надо любыми способами избегать. Как это сделать? Легче всего стараться не делать того, что не умеешь. Но для человека, живущего в мире, где обучение в течение всей жизни — залог успеха, это очень плохая идея.

Второй частый вариант — обесценивание. Ошибки, да и оценки — полная ерунда! «Не расстраивайся, пойдём съедим шоколадку, выкинь эту тетрадь вообще. Нет? Ну давай я тебе сейчас всё покажу…» Вы решаете за ребёнка примеры, пишите план сочинения, рисуете котиков — всё очень просто. В итоге есть иллюзия, что он всё понял, но стоит ему остаться с подобной задачей один на один, оказывается, что самостоятельно он ничего сделать не может. Потому что даже не понимает, где его проблема.

Важно научить ребёнка относиться к ошибкам как к помощникам: именно они могут рассказать, на что обратить внимание

Где у нас не получается? Что конкретно повторить? Возможно, не стоит в истерике бросать тетрадь с пятистраничным сочинением в стену, если повторить нужно только одно правило по написанию суффиксов.

Как это ни странно, если мы видим, где и в чём ошибаемся, — это победа, которую можно только приветствовать. Поэтому важно обращать внимание на то, насколько точно и полно учитель даёт обратную связь ребёнку. Сама по себе оценка не говорит ничего. Лишь понятные комментарии, показывающие ученику его зоны роста, могут помочь в продвижении к успеху.

4. Реагировать правильно

  • Учимся видеть недочёты и радоваться им. Ребёнок заметил ошибку — класс, это говорит о его внимательности. Вместе смотрите, с чем она связана и как её можно исправить.
  • Не спешим поправлять. Даже если взрослые поняли, что ребёнок идёт по неверному пути, нужно дать ему шанс понять это самостоятельно. Вы лишь проводник в его учёбе.
  • Фокусируемся на будущем. Нет никакого смысла закидывать фразами: «Вот и в прошлый раз у тебя не получилось», «Я же тебя предупреждал», «Ты, как всегда, ничего не можешь сделать». Постоянные воспоминания о неудачах ещё никого не делали сильнее. Наоборот, если накануне работы напомнить человеку о провале, его результат будет хуже, чем в случае, когда мы мотивируем и фокусируемся на возможностях. У тебя не получается сейчас, значит, если ты будешь достаточно тренироваться, всё получится завтра.
  • Слушаем до того, как навешивать ярлыки. Иногда у родителей возникает иллюзия, что по первому слову ребёнка они понимают всю его мысль. И тут же сообщают, что это неверно. Этим грешат и школьные учителя. К сожалению, мы часто забываем, что к любой цели путей всегда больше, чем один. Если мы не дослушиваем мысль до конца и пытаемся сразу объяснить, как правильно, мы экономим время, но не обучаем ребёнка. Нужно проследить ход его мыслей и понять, в чём именно сложность. А иногда — вы удивитесь — идеи, которые казались сущей глупостью, оказываются рабочими и верными.
  • Помним о волшебной силе слов «ещё нет», которые делают всё возможным: «Ты ещё не лучший игрок сезона», «Ты ещё не говоришь на французском свободно», «У тебя ещё не получилось завести много друзей», «Ты ещё не вполне управляешь своими эмоциями в общении с близкими». Если сегодня мы, родители, поверим в своих детей, то завтра они поверят в себя сами, а значит, будут знать, что им всё по плечу. Вопрос лишь в желании и затраченных усилиях.

источник https://mel.fm/domashneye-zadaniye/7814539-homework_trouble

Категория: Всем учителям
27.06.2020 13:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!