СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
История в 5-6 классах
Для учеников 5-6 классов предмет истории похож на сказку, и именно на этом этапе учебного процесса необходимо заинтересовать детей. Дисциплина прямо зависит от интереса учащихся к предмету. Начните урок с объявления темы и дайте красочное описание эпохи, в которую входит данная тема. Подготовьте несколько интересных фактов, возможно из художественной литературы или кинематографа, чтобы увлечь детей новой темой урока.
Если во время проверки домашнего задания, внимание учащихся ослабевает, предложите им сделать небольшие зарисовки на пройденную тему или проведите пятиминутный диктант на знание терминов или исторических дат. Это закрепит знания и отвлечет детей от посторонних занятий. Проверку диктанта делайте выборочно, у 5-7 человек, не более, и предупредите, что такая форма опроса будет регулярной. Такой метод позволит сконцентрировать внимание учащихся на повторении пройденного материала и не отвлекаться от урока.
Объяснение нового материала чередуйте с письменными заданиями, которые позволят держать инициативу в ваших руках. Но обычно, в середине урока внимание детей 11-13 лет ослабевает и на этот момент у вас должен быть приготовлен своеобразный сюрприз: интересная история по теме, историческая сенсация, экспромт – инсценировка, какого-то события изучаемой эпохи или просмотр видеоматериала, можно посмотреть документальные фильмы онлайн. Это будет той кульминацией, которая позволит вам удерживать внимание учащихся до конца урока и станет эффективной формой закрепления изученного материала.
История в 7-9 классах
Ученики 7-9 классов – это наиболее сложная аудитория и здесь нужны свои особые приемы. В таком возрасте учащимся целесообразнее сразу предлагать вопросы для повторения, а наиболее активным ребятам лучше давать письменные задания, состоящие из блоков разной степени сложности. Задания должны быть индивидуальными и интересными для исполнения, и обязательно должны оцениваться учителем. Это стимулирует внимание учеников.
Изложение нового материала должно перемежаться с краткими записями основных положений урока, демонстрацией видеоматериалов и краткими дискуссиями на различные темы, соответствующие изучаемому материалу. Вовлечение подростков в дискуссии по новому материалу, дает возможность реализовать свойственное подростковому возрасту стремление к спорам и установлению истины. Вам остается только руководить дискуссией, а подростки будут сами стремиться соблюдать дисциплину на уроках, даже когда план вашего урока изменился.
История в 10-11 классах
С учениками 10 – 11 классов методы должны быть более демократичными и более деловыми. Если ваши уроки будут проходить в форме диалога, успех в изучении материала будет вам обеспечен. Опросы лучше проводить в форме политических дискуссий, ролевых исторических процессов, викторин, где ваша роль является корректирующей и направляющей.
Новый материал лучше изучать, используя примеры из жизни, давая возможность ученикам высказать свое мнение по разным вопросам, поощряя дополнения по теме урока. Не требуйте в такие моменты поднимать руку для ответа, создайте атмосферу дружеской беседы, не позволяя, конечно, перебивать друг друга или повышать голос. Атмосфера дружеской беседы с интересными гипотезами и цивилизованными спорами поможет сделать ваши уроки интересными и эффективными как для вас, так и для ваших учеников. Но и с вашей стороны не должно быть оскорблений, криков и уж тем более унижений. Уважение и терпение к личности каждого ученика – это залог успеха учителя.
Нетрадиционный урок истории
Существует большое количество вариантов занимательных уроков по истории: урок-игра, урок-викторина, «суд истории», исторический диспут, урок-экскурсия и другие. Остановлюсь лишь на некоторых из них, имеющих наибольшее применение в практике обучения 5-11 классов.
Например, урок-викторина. Подготовку такого урока можно начать заранее, предложив ребятам несколько интересных и обширных тем на выбор. Можно разбить всех учеников класса на 3-4 группы. Для подготовки дается, как правило, неделя, в течение которой дети могут уточнять тему или возникшие в связи с подготовкой вопросы.
Учитель готовит интересные вопросы и задания. Перед началом урока желательно сгруппировать посадочные места так, чтобы между группами было небольшое расстояние, и дети не мешали друг другу в процессе урока.
В зависимости от сложности и обширности материала, по желанию учителя можно позволить пользоваться ребятам определённой справочной или специальной, но не учебной литературой. Это сэкономит время для поиска верного ответа на сложные вопросы и поможет закрепить навыки работы со справочным материалом. К тому же, вы не должны волноваться по этому поводу. Всё вполне логично и законно: тот, кто не готовился к уроку, не сможет за короткий промежуток времени найти и обосновать правильный ответ. А время для продумывания ответов должно быть оптимальным.
По собственному опыту могу сказать, что лучше давать каждой группе школьников возможность ответить поочерёдно. И лишь в случае неправильного ответа данной группы, предоставить возможность ответить другим группам на скорость.
Оценивая качество и правильность ответов, вы должны распределить соответственно баллы: простой правильный ответ – 1 балл, половина правильного ответа – 0,5 балла и правильный ответ с интересным дополнением – 1,5 балла. Колонки с баллами обычно пишут на доске с указанием номеров или названий групп. Все критерии оценок ответов и последующих отметок в журнале оговариваются в начале урока, чтобы вызвать у учащихся заинтересованность в получении хорошего результата. Кроме того, они должны знать, что общую оценку получает в журнал вся команда, поэтому работать должны все без исключения.
Обычно такие уроки-викторины проводятся как заключительные по обширным темам или даже разделам и обобщают полученные школьниками знания на уроках.
Другой вид занимательного урока, о котором хотелось бы рассказать,- это «суд истории». Для него тоже потребуется определённое время, чтобы ребята смогли хорошо подготовиться и найти дополнительный материал.
Учитель выбирает несколько наиболее ярких исторических личностей, можно разных исторических периодов (например, русские цари династии Романовых или руководители СССР от Ленина до Горбачёва) и по желанию школьников предлагает нескольким из них сыграть эти роли «на суде истории».
Ребята должны хорошо владеть материалом, чтобы отвечать на вопросы остальных учеников во время «процесса». Они должны уметь быстро ориентироваться в информации и уметь логично объяснять тот или иной исторический факт, поэтому на такие роли обычно выбирают школьников, имеющих большой запас знаний и интересующихся историей более глубоко, чем остальные ребята.
Во время такого урока школьники учатся давать собственную оценку историческим событиям и фактам, оспаривать мнение других оппонентов и свободно применять дополнительную информацию по предмету. Каждому ученику класса необходимо дать возможность в процессе всего обучения проявить себя в роли какой-нибудь исторической личности, - это даёт возможность почувствовать ответственность каждого перед обществом за те решения, которые мы принимаем.
© 2022, Черненко Ольга Сергеевна 865