СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научить детей заботиться об экологии?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема экологии становится все более актуальной для человечества, и если наше поколение пока получает только намеки от природы, что пора что-то менять, то следующему грозят ультиматумы. Поэтому забота о планете со стороны каждого человека, безусловно, необходима. Вот только как познакомить с проблемами экологии ребенка? Не каждый малыш сочтет эту серьезную тему интересной! Забота об экологии – это вариация на тему «глаза боятся, голова думает, а руки ничего не делают». Можно сколь угодно осознавать серьезность экологических проблем, но бросать упаковку от чипсов мимо урны. Экологическое мышление невозможно навязать – его можно только привить, и чем раньше дети научатся заботиться о природе, беречь ее, тем больше шансов, что они продолжат это делать в зрелом, более сознательном возрасте. Ученые всего мира ломают голову над проблемами глобального потепления, усиления радиации, изменений солнечной активности и загрязнения мирового океана. Для нас же, обывателей, «экологичное» мышление – и соответствующий «экологичный» образ жизни – включает: - экономию природных ресурсов; - сокращение и сортировку мусора; - вторичное использование отходов. Педагоги и психологи выделяют 2 этапа в обучении детей основам экологии. 1 этап. Подготовительный Невозможно научить ребенка заботиться об окружающем мире, если он о нем ничего не знает или знает мало. Известный педагог В.Сухомлинский утверждал: «Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать и наблюдать». Экология – это наука об эффективном взаимодействии и взаимосвязи всех природных систем, поэтому прежде чем внушать малышу, что нужно экономить воду, важно рассказать, откуда она появляется и зачем нужна. Как в интересной, игровой форме познакомить ребенка с окружающим миром, привить любовь к природе? Что может помочь родителям справиться с этой нелегкой задачей? * Чтение сказок Иносказательно в сказках есть посыл: как ты относишься к природе, так и она отнесется к тебе; поможешь зверюшке, потом та тебя выручит. Кстати, именно в русских сказках особенно эффективно взаимодействие человека и природы. Среди сказок, которые можно прочесть – «Волшебное кольцо», «Гуси-лебеди», «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке», «Конек-Горбунок» и другие. * Прогулки на природе Во время прогулок по паркам и лесам рассказывайте ребенку обо всем, что он видит и слышит – о пении птиц (или его отсутствии зимой – почему так? где же птицы?), о разных видах деревьев, о том, какие животные живут в парке и т.д. Отвечайте на многочисленные детские «почему»: пока у ребенка есть естественное любопытство по отношению к окружающему миру, его нужно удовлетворять, иначе со временем малыш перестанет интересоваться тем, что происходит вне его привычного окружения и не касается повседневных забот. * Чтение энциклопедий и справочников В специальных детских изданиях в доступной форме рассказывается об окружающем мире и существующих в нем взаимосвязях. Превратите чтение подобных книг в ежедневный вечерний ритуал. Время от времени устраивайте конкурсы «всезнаек» и викторины с призами. * Поход в контактный зоопарк Возможность подержать, погладить и покормить животных выработает у малыша доброе и внимательное к ним отношение: это уже будут не звери с картинок, а живые, осязаемые существа – «совсем как та морская свинка, что я кормил». * Все взаимосвязано Играйте с ребенком в игру «из чего это сделано?» и «откуда это появилось?» Зная о том, что бумагу делают из деревьев, а деревья помогают нам дышать чистым воздухом, ребенку будет проще смириться с тем, чтобы рисовать на обеих сторонах листа. Знакомьте детей и с устройством техники: если ребенок понимает, что на создание электричества где-то требуются природные ресурсы, ему будет проще понять, зачем это самое электричество экономить, требование перестанет быть абстрактным.

2 этап. Экологическое обучение Когда ребенок уже знает о том, зачем нужны природные ресурсы, откуда растения получают питание, чем отличаются травоядные животные от хищников, его проще будет познакомить с важными экологическими проблемами и основными принципами заботы о природе на бытовом уровне. * Экологические прогулки Привычные уже прогулки в лесу и парку можно превратить в мини-субботники - брать с собой перчатки и вместе с ребенком доносить мусор до урны, собирать опавшие листья в кучки и т.д. Придумайте оценочную систему, начисляйте друг другу баллы за проявления заботы о природе. Награждайте ребенка либо установленными в вашей семье способами (поход в кино, лакомства), либо специально придуманными «экологическими» грамотами и знаками отличия. * Экологические стихи Разучивайте с ребенком стихи об экологии – разучивание наизусть станет отличной тренировкой памяти и способом привить экологическое самосознание. Например, у С.Я.Маршака есть такое стихотворение: Бережливым будь с водой Шевельни опять рукой И, как только воду взял, Хорошенько кран закрой!

* Операция «Кормушка» Зимой и весной делайте кормушки для птиц. Соревнуйтесь в наиболее необычных или, наоборот, функциональных вариантах и дизайнах. Регулярно насыпайте в свои кормушки хлебные крошки и зерна, подкармливайте птиц, наблюдайте за ними. Фотографируйте свои творения и «питомцев», устраивайте дома выставки или создавайте стенгазеты. * Разумная экономия Научите ребенка чистить зубы, выключая в это время воду, да и вообще выключать воду за собой, когда закончит умываться. Пусть малыш проверяет и следит за тем, чтобы ни один кран в доме не капал. * Раз и еще раз Используйте по возможности предметы повторно - например, рисовать можно на обеих сторонах бумаги, а не только на одной. * Сортировка мусора Во время подготовительного этапа приучите ребенка всегда выкидывать за собой мусор в мусорное ведро (дома) или урну (на улице). Когда ребенок станет постарше, у вас появится возможность рассказать ему о сортировке – зачем она необходима, чем один вид мусора отличается от другого, - и сразу же перейти к практике. Найдите как можно ближе к своему дому контейнеры для разных видов мусора и начните сортировать мусор дома и торжественно выносить в подходящие контейнеры. * Включить-выключить Играйте с детьми в игру «поймай свет за хвост» - суть в том, чтобы выключать свет за собой в комнате, из которой уходишь (за это один балл). А если сумеешь выключить свет за кем-то, кто об этом забыл, то получаешь два балла (и минус один с забывчивого члена семьи). Придумайте наградную систему для «электро-оптимизатора». * Игры фантазеров Играйте с ребенком в игру «что случится, если вдруг.?» Если вдруг исчезнут все насекомые - что произойдет? Если вдруг кончится пресная вода на планете, что будет с людьми и живыми существами? Если вдруг воздух на планете станет таким грязным, что сквозь него будет плохо видно, то что тогда делать? Не ограничивайте фантазию ребенка, но когда он предлагает вариант ответа, с которым согласны ученые-экологи, обращайте его внимание на то, как точно он угадал, и предлагайте искать выходы – пусть даже фантастические – из ситуации. Это для нас выход может казаться экзотическим или невозможным, но технологии на месте не стоят, и любое достижение прогресса когда-то было сумасшедшей идеей. * Лес и огород своими руками Играйте с ребенком в «теплицу», «сад», «лес» или «огород». Сажайте комнатные растения дома вместе, сажайте кусты и деревья в лесу или в парке, цветы на даче или во дворе. Ухаживайте вместе за посаженными растениями, торжественно собирайте урожаи с грядок. * Семейные конкурсы Проводите семейные конкурсы рисунков на тему «береги природу» или экологические викторины - после чтения соответствующих книг и энциклопедий. * Своими руками Делайте поделки из природных материалов; переделывайте старые вещи в новые. Проводите конкурсы идей – «что и во что можно превратить», они полезны не только для воспитания экологического мышления, но и для стимулирования творческого и нестандартного мышления. * Эко-отчеты Каждое воскресенье или каждый второй вторник месяца вспоминайте всей семьей, что хорошего сделали для природы за прошедший период времени. * Звуки природы Слушайте разные звуки природы. Интересуйтесь у ребенка, нравится ли ему, и если да – рассуждайте, какие угрозы есть для этих экосистем (море, лес, река); что можно сделать, чтобы им помочь. * Ни капли мимо. Играйте с ребенком – а лучше с компанией детей и всей семьей – в игру «сбережем воду». Если детей много, можно поделить их на две команды, выдать каждой по небольшому ведерку, наполненному водой, и устроить соревнование – кто быстрее «польет огород» (можно действительно поливать грядки, а можно просто выливать воду из ведерок в большое ведро с надписью «огород») и расплещет при этом меньше воды. Ведерко нужно передавать по эстафете. Если ребенок один, то можно создать для него небольшую полосу препятствий, которую нужно преодолеть, чтобы «полить огород». * Экологическое домино. Нарисуйте или скачайте из интернета карточки, иллюстрирующие основные экологические проблемы (сложность варьируется в зависимости от возраста ребенка – это могут быть озоновые дыры, парниковый эффект или загрязнение воздуха выхлопными газами, увеличение количества оврагов и т.д.). На других карточках напишите варианты решения экологических проблем (по одному на одну карточку). Предложите ребенку (или компании детей) подобрать подходящие решения к каждой проблеме. Дополнительные очки начисляются, если ребенок смог предложить собственное, оригинальное и/или рациональное решение. Пусть изучение экологии станет для ребенка увлекательной игрой, любовь к природе – стойкой привычкой, забота о ней – естественной потребностью. И, возможно, удовлетворяя эту потребность, наши дети сумеют решить многие из существующих экологических проблем.

Автор статьи: Елена Тимофеева Источник: https://materinstvo.ru/art/kak-nauchit-detey-zabotitsya-ob-ecologii Materinstvo.ru

Категория: Всем учителям
23.01.2018 12:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!