СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как помочь ребенку выучить таблицу умножения?

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАСТЕР- КЛАСС  

УЧИТЕЛЬ: АСКАРОВА ФАНИЯ ХАЕВНА  

ШКОЛА:

МБОУ «САРАБИКУЛОВСКАЯ ООШ»

 

ТЕМА:

«Как помочь ребенку выучить таблицу умножения?»

 

 

 

 

 

  Как помочь ребенку выучить таблицу умножения. Сегодня в интернете представлено множество различных способов, помогающих детям запоминать так называемую таблицу Пифагора: игры, карточки, стихи, песни, видео, аудио-программы. Однако далеко не каждый способ действительно эффективен и позволяет легко и быстро научить ребенка таблице умножения. Каждому ученику нужен свой подход, своя наиболее эффективная методика. В этой статье будут разобраны основные приемы и способы изучения таблицы умножения, из которых вы сможете выбрать те, которые подходят именно вашему ребенку.

      Это важно! В первую очередь следует разъяснить ребенку суть действия умножения. Как правило, дети, начинающие учить таблицу умножения уже имеют понятие об элементарных арифметических действиях, типа сложения и вычитания. Именно эти знания ребенка помогут вам объяснить ему принцип умножения: что 2 умножить на 3 означает сложить 3 раза число 2, то есть 2+2+2. Ребенок должен хорошо это осознавать, чтобы в дальнейшем избежать многих трудностей и непонимания в изучении таблицы умножения. Кроме того, вам следует объяснить, как устроена сама таблица умножения, что число из левого столбика умножается на число из верхней строчки, а на пересечении строки и столбца, в которых находятся эти числа, и следует искать ответ, то есть их произведение. Например, пятью восемь равно сорок (5x8=40).

 

С чего начать?

       Если вы только начинаете обучать учеников  навыкам умножения, то можно порекомендовать вам попробовать следующие приемы (пройти следующие этапы).

       Сразу объясните ребенку наиболее простые и тривиальные примеры из таблицы умножения, которые он сможет решить без каких-либо проблем. При виде таблицы умножения, этой большой сетки 10 на 10 с многочисленными числами, ребенок просто-напросто может испугаться. Вы сразу должны дать ему почувствовать, что не все так сложно.

 

 

 

 

 

 

 И уже часть таблицы он может решить самостоятельно:

     А) Умножение на 1 всегда дает то же самое число, которое мы умножали на 1. Например, 1*1=1, 2*1=2, 3*1=3, и даже миллион на 1 равняется миллион.

    Б) Умножение на 10, это то же самое, что просто приписать нолик к числу. Сколько будет 2*10? Правильно, 2 с ноликом, то есть 20.

   В) Умножение на 2 – надо запомнить чётные числа (2, 4, 6, 8…20)

    Г) Умножение на 5 – ответы  заканчиваются на 5 и 0. (5, 10,15…50)

    Д) Умножения на 4 - это то же самое, что и умножение на 2 и еще раз на 2.

 

Таблица умножения на пальцах

        Некоторые примеры из таблицы умножения можно легко посчитать, используя пальцы, «природные счеты человека». И это касается не только самых простых произведений, но и, к примеру, умножения на 9. Для этого кладем руки ладонями вниз друг рядом с другом, пальцы нужно выпрямить. Теперь, чтобы умножить любое число на 9 просто загибаем палец под номером этого числа (считая слева). Число пальцев до загнутого будет являться десятками ответа, а после – единицами.

Квадраты чисел.

       Квадратом числа называется его произведение на самого себя. В русской таблице умножения есть всего 10 квадратов, которые нужно запомнить. Квадраты до примера «шесть на шесть тридцать шесть» обычно запоминаются на ура, и следующие 3 квадрата обычно тоже не вызывают особых трудностей. А 10 на 10 – будет сто, что мы уже проходили ранее на предыдущих уроках.

 

Стихи

     Еще одним мнемотехническим приемом запоминания таблицы умножения является использование стихотворений (рифмы). Если ученику становится трудно при запоминании определенного значения Пифагоровой таблицы, то, вероятно, этот способ покажется вам интересным. Может оказаться, что ребенку гораздо проще запоминать стихи, чем «сухие» числа. Сегодня в интернете можно встретить несколько больших (даже гигантских) таблиц умножения в стихах.

      Вряд ли вам покажется, что выучить подобное стихотворение может быть проще, чем просто таблицу умножения, но рифму можно использовать в особо сложных случаях. Например, умножение на 7 и на 8 часто вызывает трудности. И тут на помощь могут прийти стихи Марины Казариной «Про умножение» и Александра Усачёва «Умножение». Ниже приведены 6 отрывков из стихотворения Александра Усачёва про умножение шести самых сложных примеров таблицы умножения.

 

6×7

Шесть сетей по шесть ершей - Это тоже тридцать шесть. А попалась в сеть плотва: Шестью семь — сорок два.

 

6×8

Бегемоты булок просят: Шестью восемь — сорок восемь…

 

6×9

Нам не жалко булок. Рот откройте шире: Шестью девять будет - Пятьдесят четыре.

 

7×8

Раз олень спросил у лося: - Сколько будет семью восемь? - Лось не стал в учебник лезть: - Пятьдесят, конечно, шесть!

 

7×9

У семи матрёшек Вся семья внутри: Семью девять крошек - Шестьдесят три.

 

8×9

Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять — семьдесят два

 

      У некоторых детей механическая память отстает в развитии от эмоциональной и образной. Для таких детей лучше всего использовать ассоциативный метод обучения. С этой целью необходимо вырезать несколько карточек и изобразить или наклеить на них рисунки, которые ассоциируются у ребенка с определенной цифрой. Далее необходимо лишь придумать историю, которая будет характеризовать таблицу умножения. Во время повествования малышу будет проще освоиться с «сухими» цифрами и числами.

     Некоторые детские психологи и педагоги рекомендую начинать изучение таблицы умножения с конца, а не с начала. Такой прием позволяет сэкономить время, потому что, дойдя до середины таблицы, вторая половина будет уже известна.

Кроме того, подкрепляйте результаты и примеры жизненными картинами. Например, с помощью разложенных на столе конфет или яблок. Ребенку намного проще запоминать и понимать то, что он видит или может потрогать. Нередко дети, которых родители учили «осязательным» методом, быстрее понимают и запоминают таблицу умножения.

      Не стоит относиться к изучению таблицы умножения слишком ревностно. Конечно, знания очень нужны, но каждый ребенок индивидуален. Если один ученик уже знает таблицу умножения наизусть, а второй освоил только два столбика, то не стоит упрекать его в этом и «ставить на вид» ешо неуспеваемость. Со временем все дети овладевают знаниями.

Категория: Математика
16.01.2015 17:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя