СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как просто объяснить ученикам, что такое анализ и синтез

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новейшие технические средства обучения – это прогрессивно, но даже их наличие не гарантирует эффективность понимания учениками изучаемого материала. Современные методики множатся, бесконечно совершенствуются, но и владение ими тоже не гарантирует полного успеха (кто-то рассеян, занят другими мыслями и т.д.) А для гарантированного успеха, на мой взгляд, учитель должен уметь объяснять изучаемый материал доходчиво, как говорится «на пальцах», причём в буквальном смысле.

Этим приёмом пользуются при обучении и многие взрослые, например, лётчики. Многие видели кадры кинохроники, когда они парами или группами ходят по летному полю и совершают одинаковые движения своими ладонями, имитируя движение своих самолётов в полёте. Со стороны для постороннего наблюдателя это выглядит забавно, но самим лётчикам в это время не до смеха, каждый из них понимает, что от правильного запоминания своего манёвра зависит выполнение фигуры пилотажа, а в боевой обстановке - выполнение боевой задачи, жизнь людей и сохранность техники.

Я работаю в школе-интернате, дальнейшие комментарии считаю излишними. Сегодня придумал для себя (и разумеется для всех желающих) простой, на мой взгляд, эффективный приём для объяснения понятий «анализ» и «синтез», проверил на двух классах (6 и 7), вроде бы работает. Предполагаю, что для объяснения других понятий возможны различные вариации этого приёма.

Перехожу к объяснению самого педагогического приёма. Прошу всех учеников поднять руки над головой (или перед собой) и соединить их «в замок», при этом произнести слово «синтез», затем разъединить руки, растопырить пальцы и сказать «анализ». Проделать эти действия необходимое для закрепления количество раз, заодно и физминутка получается.

Затем применяю этот приём для объяснения какого-либо явления (понятия, процесса, предмета, ситуации …), которое необходимо проанализировать. Например, руки «в замке» – это погода, а раскрытые ладони с растопыренными пальцами – это отдельные «лучи» (направления, части, блоки…), такие как температура воздуха, влажность, атмосферное давление, осадки, ветер, облачность, солнечная активность…

Далее при необходимости можно перейти на новый уровень для анализа, то есть руки «в замке» – это уже ветер, а пальцы-«лучи» – это скорость ветра, его сила, направление, порывы, завихрения…

Убеждён, чем больше таких «простых» приёмов в арсенале учителя, тем лучше. Для учеников постарше я использую другой приём, суть которого в следующем: на доске изображаю образ того, что необходимо проанализировать, рисую рядом изображение человеческого глаза (вид сбоку), соединённого с мозгом, а под ним через дефисы (или как вам удобно) расписываю по составляющим частям рассматриваемое понятие. Даже яркие презентации, видеоуроки современным школьникам не всегда интересны (они пресыщены сейчас такого рода информацией), бывает иногда быстрее и эффективнее объяснить что-то по-старинке на доске или «на пальцах». Если уж и это не поможет, тогда вряд ли что-то поможет, пока ученик сам за ум не возьмётся.

Желаю всем здоровья и успехов!

06.09.2022 17:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!