СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.04.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как заинтересовать учащихся чтением классической литературы. Большая проблема для учителя-словесника, работающего в старших классах,- это малое количество детей, прочитавших произведения по школьной программе. Причин много: и загруженность программы и нехватка времени. Многие дети выход из положения видят в прочтении краткого пересказа, найденного на сайтах. Вместе с тем, по моим наблюдениям, интерес к чтению угасает примерно к седьмому классу. Если раньше дети были активными читателями, посещали библиотеку, успевали читать дополнительную литературу, то с возрастом меняются интересы. Дети много времени начинают проводить за компьютером, общаясь в социальных сетях и путешествуя по сайтам. У детей начинает формироваться так называемое «клиповое» мышление - фрагментарное, нередко обрывочное. Литературный текст - связный, целостный, он сложно устроен. Чтобы его прочитать и понять, надо не торопиться, а думать, возвращаться к прочитанному, сравнивать, вспоминать. Иногда полезно отвлечься и «выйти» за пределы конкретного произведения, чтобы осознать, почему текст написан так, а не иначе. Отнестись к нему, как к живому организму речи, существующему в историко-культурном контексте, который, впрочем, для многих учащихся остаётся непонятным. Данная проблема не только школьная, но и семейная. Если дома ребёнка не поддерживают в этом смысле, то и интерес к книге у него не появится. Бывали случаи на родительских собраниях, когда родители спрашивали о необходимости изучения того или иного произведения. Привожу им слова Евгения Ильина, который сказал, « что изучать литературу-это воспитывать ею», показываю на примерах художественной литературы её воспитательные возможности. Так, изучая А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс), «Евгений Онегин» ( 9 класс), показываю, как раскрыта тема семейных отношений, семейного воспитания. На многих текстах классической литературы можно поучиться ответственности, честности, душевности и т. п. А если у ребёнка сформировано нравственное мышление, то и к учебной деятельности он будет относиться ответственно. В начале года я провожу анкетирование по литературному предпочтению восьмиклассников и девятиклассников. Был отмечен высокий процент совсем нечитающих детей. А если и были читающие, то их выбор был - приключенческая и детективная литература. Основная причина того, что дети не читают, сводилась к одному - не интересно, скучно и непонятно. Для того, чтобы изменить ситуацию, учитель, конечно, должен заинтересовать учащихся. Поэтому сделать уроки литературы максимально интересными - одна из главных задач, стоящих передо мной. Интересы детей уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний, и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащихся ( литературные проекты, экскурсии по литературным местам и т.п.). Поэтому нужно умело превратить Интернет из конкурентов в свои союзники. В девятом классе почти к каждому изучаемому произведению есть экранизация. В качестве обобщающей работы по произведению провожу сравнительный анализ текста и постановки, заранее предложив те вопросы, по которым будет строиться анализ.
© 2015, Хасанова Гульнара Нуримановна 1315