СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как заинтересовать учащихся чтением классической литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как заинтересовать учащихся чтением классической литературы. Большая проблема для учителя-словесника, работающего в старших классах,- это малое количество детей, прочитавших произведения по школьной программе. Причин много: и загруженность программы и нехватка времени. Многие дети выход из положения видят в прочтении краткого пересказа, найденного на сайтах. Вместе с тем, по моим наблюдениям, интерес к чтению угасает примерно к седьмому классу. Если раньше дети были активными читателями, посещали библиотеку, успевали читать дополнительную литературу, то с возрастом меняются интересы. Дети много времени начинают проводить за компьютером, общаясь в социальных сетях и путешествуя по сайтам. У детей начинает формироваться так называемое «клиповое» мышление - фрагментарное, нередко обрывочное. Литературный текст - связный, целостный, он сложно устроен. Чтобы его прочитать и понять, надо не торопиться, а думать, возвращаться к прочитанному, сравнивать, вспоминать. Иногда полезно отвлечься и «выйти» за пределы конкретного произведения, чтобы осознать, почему текст написан так, а не иначе. Отнестись к нему, как к живому организму речи, существующему в историко-культурном контексте, который, впрочем, для многих учащихся остаётся непонятным. Данная проблема не только школьная, но и семейная. Если дома ребёнка не поддерживают в этом смысле, то и интерес к книге у него не появится. Бывали случаи на родительских собраниях, когда родители спрашивали о необходимости изучения того или иного произведения. Привожу им слова Евгения Ильина, который сказал, « что изучать литературу-это воспитывать ею», показываю на примерах художественной литературы её воспитательные возможности. Так, изучая А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс), «Евгений Онегин» ( 9 класс), показываю, как раскрыта тема семейных отношений, семейного воспитания. На многих текстах классической литературы можно поучиться ответственности, честности, душевности и т. п. А если у ребёнка сформировано нравственное мышление, то и к учебной деятельности он будет относиться ответственно. В начале года я провожу анкетирование по литературному предпочтению восьмиклассников и девятиклассников. Был отмечен высокий процент совсем нечитающих детей. А если и были читающие, то их выбор был - приключенческая и детективная литература. Основная причина того, что дети не читают, сводилась к одному - не интересно, скучно и непонятно. Для того, чтобы изменить ситуацию, учитель, конечно, должен заинтересовать учащихся. Поэтому сделать уроки литературы максимально интересными - одна из главных задач, стоящих передо мной. Интересы детей уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний, и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащихся ( литературные проекты, экскурсии по литературным местам и т.п.). Поэтому нужно умело превратить Интернет из конкурентов в свои союзники. В девятом классе почти к каждому изучаемому произведению есть экранизация. В качестве обобщающей работы по произведению провожу сравнительный анализ текста и постановки, заранее предложив те вопросы, по которым будет строиться анализ.

20.05.2015 19:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!