СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Капитализм требует расчистку места

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир вошёл в предвоенный период – по-другому оценивать ситуацию, которую называют геополитической уже невозможно. На объём накопленных противоречий в социально-политической организации мировой, отдельных стран, взаимоотношения элит и не элит. Экономическое пространство накопило объём неразрешимых противоречий – капитализму в этой форме некуда расширяться. Иначе капитализм начинает стагнировать, болеть. Начнёт производить то, что он производит – кризис. И вынужден уничтожать ту систему, в которой капитализм не может расширяться. Расчистку места – этого требует капитализм. Это то, что касается экономической действительности. Поэтому весь набор социально-экономических, социально-политических систем мировых пронизан проблемами, которые не имеют решения.

Капитализм – на протяжении столетий оказался самой устойчивой экономической идеологией, когда-либо разработанной. Несмотря на свои недостатки, которых немало – пока не существует иной жизнеспособной альтернативы. Капитализм смог пережить вызов коммунизма, успешно выдержал негативные последствия промышленных революций. Он стал почти универсальной экономической политикой для стран, которые хотят развиваться эффективным образом. Сегодня многие политики говорят о необходимости реформирования капитализма, для обеспечения его будущей жизнеспособности и гибкости, а также для решения насущных проблем.

Проблемами стали неуклонно растущее неравенство, неспособность справиться с деградацией окружающей среды и изменением климата, слабости финансовой системы, в дополнение к всё более привлекательному сочетанию китайского рыночного капитализма. И централизованной, контролируемой государством экономики. Гений капитализма заключается в его способности давать органичные ответы на большинство проблем, связанных с дефицитом и распределением ресурсов Рынкам свойственно естественным образом вознаграждать те идеи, которые оказываются наиболее полезными и наказывать дисфункциональное поведение. Рынки способны добиваться широких результатов, на которые не способны государства. Потому что они заставляют огромное количество людей корректировать своё поведение в ответ на ценовые сигналы.

В сегодняшнем нагревающемся мире существует явная необходимость в эффективных способах ограничения выбросов парниковых газов. Но даже настолько сложную проблему, как изменение климата – нельзя отдавать на откуп технократам. Нам всем надо быть вовлечёнными в эту работу – как гражданам и как участникам рынка. А защитникам капитализма, надо понять – как сделать эту систему более включённой в активную жизнь общества. Сделать так, чтобы эта система капитализма смогла вновь претендовать на поддержку общества. Итог деятельности капитализма, особенно за последнее столетие, взятый в человеческом измерении крайне печален. Этому есть несколько причин.

Причина первая – изуродована природа человека. Во всём мире гораздо больше людей хотели бы потреблять – не производя, не созидая. Англосаксы и европейцы не озабочены будущим, судьбой своих детей и внуков. Ибо потреблять можно только в настоящем. Не потребляя – нет смысла производить. Жить надо здесь и сейчас. Долговременные инвестиции и расчёты на десятилетия – не для частного капитала, являющегося становым хребтом капитализма. Частный капитал любит быстрые, короткие деньги Фундаментальные проблемы природы и человека капиталиста не интересуют. Инвестиции в науку, образование, культуру, в здоровье людей частный капитал не хочет делать. Капитал считает это заботой государства, которому частный капитал не желает платить налоги. Поэтому многие общественные дела и социальные проблемы откладываются на завтра. А завтра откладывается на послезавтра. Эти общественные дела и социальные проблемы накапливаются, обостряются – приобретают взрывоопасный характер.

Современный человек многое узнал о природе и космосе. Но очень мало – о себе. Физическое и психическое здоровье современного человека в опасности. Некоторые болезни из старости уже переместились в детство и молодость. Пандемия, вирусная инфекция не щадит ни пожилых, ни молодых. Продолжительность жизни сегодня в развитых странах растёт. Но их внуки и правнуки будут жить меньше и меньше. Бедность, нищета, голод, безработица – удел половины человечества. Неравенство и социальная несправедливость в двадцатом и в начале двадцать первого века не сократились – ещё более возросли не только между людьми, но и между станами и даже континентами. Многие страны Африки и Ближнего Востока по разным причинам оказались бедными и отсталыми, неприспособленными. Они были и остаются бедными без каких-либо перспектив и надежд стать богаче и жить лучше. Приспособившиеся им уже стать богаче и жить лучше не позволят. Они отсталые и бедные навсегда – это делает мир похожим на вулкан.

Причина вторая – изуродована среда обитания человека. Изуродована природа как таковая. Доказывать это уже нет необходимости – всем и всё хорошо известно. Сегодня уже стали дефицитом чистый воздух, чистая вода, чистые без гмо продукты. Сегодня капитализму нет альтернативы. На этом основании заявлено о полном и безоговорочном торжестве либерализма – конце истории. Но конец истории может действительно наступить именно потому, что либерализм победил, что у либерализма нет социального противника – теперь ему не с кем бороться. Именно либерализм-капитализм прежде всего поставил человечество на край пропасти, на грань гибели.

В июне 1992 года на Международной конференции ООН с темой «Окружающая среда и развитие» капитализму был вынесен однозначный приговор – не подлежащий обжалованию. Жаловаться не кому. Изложенный в форме Декларации «Повестка XXI век» – этот приговор подписан главами государств и правительств 147 стран мира. В том числе и главами государств и правительств всех развитых стран. Главное в приговоре – парадигма развития, в основе которой лежит погоня за прибылью, исчерпала себя и не может больше быть основой движущей силы прогресса. Дальнейшее движение этим путём – невозможно.

Почему же так остро встал вопрос капитализма? Потому что ради прибыли отдельный капиталист и капитализм как система уничтожали и продолжают уничтожать вокруг себя и на своём пути всё и вся. И прежде всего – человека. Капитализм для человека – это рабство. Так говорили сотни лет назад и утверждают сегодня противники капитализма. Точно также говорят сегодня и безусловные – но объективные сторонники капитализма. Капитализм-либерализм не предполагает наличие в обществе нравственности в её классическом понимании. Творить добро, сострадать, сочувствовать, помогать ближнему, бескорыстие и взаимопомощь.

Ещё в XVIII веке Герберт Спенсер конструировал концепцию капитализма, назвав её выживанием наиболее приспособленных. Спенсер был убеждён, что долг экономически сильного – изгнать из жизни экономически слабого. Естественный отбор. Чарльз Дарвин позже лишь позаимствовал этот термин для объяснения своей теории эволюции. Сила капитализма экономического в этом и состоит. В этом и порок и беда капитализма – если рассматривать его в человеческом измерении.

России предстоит переосмыслить своё отношение к рыночной экономике, к невидимой руке рынка. Надо понимать силу этой руки – рынок необходим. Но надо понимать и то, что рука рынка – рука загребущая, рука берущая. Но не дающая человеку. Задачи такой – давать, рынок никогда не ставил. И ставить не будет. Рынок для того и придуман – чтобы получать. И если рынок что-то делает хорошее для человека – это лишь по чистой случайности. А если делает осознанно – то только в силу необходимости. И ради ещё большей личной выгоды.

Рынок никогда не заботился о том, чтобы объединить людей, чтобы людям легче и лучше жилось. Рынок всех разъединяет – никогда не беспокоится о красоте и справедливости. Красота – это товар или реклама. Справедливость для рынка – это помеха и выдумка учёных. Люди и мир не могут существовать без справедливости Стремление и движение к духовности – это отход от рынка. Экономические фундаменталисты не говорят человек, личность. Они говорят – рабочая сила, рынок труда, электорат. То, что нельзя пустить в оборот, положить в банк под проценты – жизнь, свобода, любовь, счастье, дружба. Для экономических фундаменталистов не имеет ценности. И потому бульдозер рынка слой за слоем срывают культурный пласт общества – уничтожает духовность.

Рынок хорошо работает сам для себя, в собственном понимании. Но все цели рынка далеки от глубинного понимания смысла человеческого существования и предназначения, забот о будущем человечества. Всё отдано самотёк – всё произойдёт само собой. Не произойдёт! И у реки и у океана есть берега. Рынок не надо планировать в грубом смысле. Жизнь рынка надо целенаправлять – ограничивать рамками тех ценностей и целей развития, которые исповедует и устанавливает общество. Власть рынка должна быть ограничена.

Рынок сегодня именно в этом смысле должен регулироваться государством. Так же как государство должно быть контролируемо обществом. Судьбу человека должна решать видимая рука – рука добрая, ведомая умной головой. Для этой высшей цели и существуют в обществе политика, наука, этика и религия. И если мы забудем об этом, если исключим из нашей жизни эти институты – нах Дух, отдадим всё во власть невидимой руки рынка, то души наши будут растоптаны. Мы лишимся главного – возможности жить и самой жизни. Вы представляете себе рынок без людей? Я – нет!

Человек сегодня не просто рушится – рушится обвально. Значит прогресс сам по себе реакционен. Деградация человека – есть плата за прогресс. За тот тип развития, то понимание прогресса, которое человечество исповедовало тысячелетия и особенно последние несколько столетий. Дух и материя противопоставлялись. Материальное возвышалось – считалось и до сих пор считается первичным. Идеальное, духовное, подавлялось. Материя первична, сознание вторично – утверждал коммунизм. То же самое, но в ещё более грубой форме утверждал и утверждает капитализм – главным стимулом и движителем которого является прибыль. В сути своей коммунизм был одним из вариантов капитализма.

При всех фундаментальных различиях в исходных позициях, идеологических установках и политических спекуляциях в своём реальном отношении к человеку капитализм и коммунизм имеют некоторое сходство. Не на словах, а на деле, человек прежде всего средство – не цель, всего лишь инструмент в достижении материальных, экономических результатов. Да капитализм и особенно коммунизм кое-что сделали для человека. Много-мало, больше-меньше – не об этом сейчас разговор. Но и в том и в другом случае это были вынужденные шаги и уступки. В сухом остатке всегда виделись материальные выгоды.

Понятно, чего мы не хотим – не хотим такого социального неравенства. Оно будет расти, даже несмотря на все усилия власти по его смягчению – просто потому что такова природа капитализма. Не хотим распада социальных связей, не хотим размывания и перерождения наших моральных ценностей. Не хотим замены русского космополитичным. Может нам всё это обеспечить регулируемый рынок с сильным государством, проводящим социально ориентированную политику? Или не может – как ни старайся? Тогда нужно менять уклад – не как в перестройку, когда за пять лет реформ довели до развала всё и вся. Менять постепенно и осознанно. Есть ли на это согласие общества? Есть ли на это согласие элит?

Ну, элиты-то всегда будут против. Зачем им что-то менять? Нет – это глубокое заблуждение. Или – осознанное враньё. Элиты бывают разные. И нынешняя элита сильно отличается от элиты девяностых годов прошлого века. И даже нулевых годов. Нет ничего более пошлого и глупого, чем считать нынешнюю элиту продолжением той, что правила раньше – этой ядовитой смеси воров из офшорной аристократии и сякого рода проходимцев. Владимир Путин заменил чужих на своих – вот и все изменения? Нет – Владимир Путин изменил сам принцип формирования элиты. Изменил смысл функционирования элиты – привил ей патриотизм и ответственность. Часто казённый патриотизм и ответственность из-под палки – но даже это огромный прогресс. По сравнению с элитой прошлого состава. В целом, элита стала более национальной – при всех её проблемах и недостатках.

Правящая элита по своему предназначению и влиянию создает условия для формирования элиты во всех сферах общественного бытия. И задает её качество. В том числе качество творческой и научной элиты. Правящая элита формирует нормы элитарности, воспроизводя саму себя. Даже духовное, нравственное совершенствование элиты требует материальных затрат. И тут надо выбирать приоритеты. Важно также и отношение народа. Принимает или нет народ предлагаемое элитой направление движения и развития страны. Народ должен понимать, ради чего они переживают лишения и трудности. Что от этого он получит. Для русского народа духовное состояние всегда является определяющим. Это защита своей самости, самобытности, защита системы ценностей и своей земли, наконец, защита братьев-славян. Все это в совокупности определяет поддержку народом своей элиты.

В экс-олигархическом бизнесе и креативном классе всё ещё по-прежнему сильны позиции тех, для кого вся Путинская политика национализации элиты совершенно неприемлема. Но их время уже уходит. Большая часть элиты уже не является чужеродным элементом для России. Уже не относится к народу паразитически – уже не мыслит себя вне Родины. И значит, пойдёт на те перемены, которые будут на благо нашему народу. При одном важном условии. Если народ их действительно захочет и потребует – если образ будущего станет понятным для большинства.

Элиты ещё могут пойти на реформы ради самосохранения во власти. Но вот просто так, ради какого-то смутного будущего? С большим трудом – но пойдут. У нас нет сформировавшихся потомственных элит – как это было в имперской России, или как сейчас в Европе, Великобритании и Соединённых Штатах. Да и потомственные элиты – если они чувствуют свою связь с народом и вовсе не чураются самых серьёзных реформ. Сегодня у нас есть временная, переходная элита, которую Владимир Путин за двадцать лет более чем серьёзно поменял.

Эта элита служивых людей, слуг государевых – не лично Владимира Путина, а русского государства. Которая ни что иное, как форма существования русского народа. И если наши служивые люди не оторвались от народа русского, то для них забота о будущем народа и интересах государства – это одно и тоже. И они прекрасно понимают, что нынешний капиталистический строй стратегически неустойчив. Потому что большинство народа не считает его не то что не идеальным – но и не отвечающим национальным интересам.

То есть, капиталистический строй нужно менять – не дожидаясь, когда жареный петух клюнет, и неприятие строя перейдёт в активную форму. К тому это создаст прекрасную возможность для манипуляций извне. Это может произойти и через десять и через двадцать лет после Владимира Путина. Он самим фактом своего существования и социальной направленностью своей политики как бы снимает остроту проблемы. Но в том, что в какой-то момент вопрос о смене социально-экономического строя оголится, станет ключевым в политической повестке – сомневаться не приходится.

Достаточно посмотреть на то, насколько устойчиво растут в нашем обществе симпатии к левым, социалистическим идеям. Да и ностальгия по Советскому Союзу – даже у тех, кто это время не застал. Нужно не перехватывать эту тенденцию – это бесполезно, как и любая имитация. Необходимо действительно приступать к выработке основ нового строя. И делать это при Владимире Путине – он действительно является кнутом для элит. Той части, которая не готова ничего не менять. И выразителем настроений народа. Той самой тяги к социальной – вовсе не только к экономической справедливости. К той правде, которая исторически присуща русскому народу.

В России исторически высшая власть является не производной от элит, не марионеткой олигархов и региональных баронов, а воплощением принципа единоначалия, самодержавия, вертикали власти – опирающегося на народное доверие и ограничивающее власть и самоуправство элиты. Это можно назвать монархическим принципом. Но важнее то, что подобное устройство власти отвечает и национальному характеру, и национальным интересам. Таким образом, глава государства у нас перестает быть таковым в трех случаях: в тот момент, когда он теряет народное доверие, в результате верхушечного переворота или смерти.

Как прожить ближайшие два года? То, что сейчас пишут про капитализм и развитие современного общества, европейские и американские политологи и эксперты приводит к одному пониманию. Им страшно. У капитализма никогда не было «плана Б». Это был капитализм, не имеющий запасного плана своего развития – «плана Б». И этого плана не случайно не было – не смогли предусмотреть, не смогла разработать. И классический не смогли усовершенствовать, Наладить. Все изъяны и недостатки капитализмов были названы пост модерном.

Слово «пост модерн» – это слово, которое закрывало пустоту. В действительности за этим, словом «пост модерн» не было ничего. Точно так же ничего, кроме доминирования финансового сектора не было и за словом «пост индустриальное» общество. В пост индустриальном обществе было всего-навсего господство финансовых коммуникаций – и ничего более. И вот эту пустоту начинают видеть очень многие. А те люди, которые её создали этой пустоты боятся. И здесь возникают некоторые вопросы.

Вопрос первый. Чем нынешняя ситуация отличается от дилемм, которые были перед Первой мировой войной? Первая мировая война была действительно глубинным крахом протестантского понимания капитализма. А что сегодня нового в капитализме? Клаус Шваб тоже хотел переделывать человека. Но Шваб хотел человека переделать не социально – биологически. Социально Шваба существующий человек устраивал. Но посмотрев всё вокруг – например, посмотрев на сегодняшние взаимоотношения Соединённых Штатов и Китая.

В сегодняшних взаимоотношениях США и Китая находим очень большое количество исторических пересечений с тем, что происходило во взаимоотношениях Великобритании и Германии перед Первой мировой войной. Включая и гонку Военно-морских вооружений. Аналогий исторических много с днём сегодняшним. В Первой мировой войне говорили, что она быстро кончится. Но продолжалась война долго и кроваво. Ко Второй мировой войне относились как к долгой и кровавой – а Франция пала за сорок дней. Мы всегда готовимся к прошедшему – образ такой ошибочный

Вопрос второй. Недавно нашей либеральной прессе был опубликован «наезд» на нашего премьер-министра Михаила Владимировича Мишустина. Обвинили его в том, что Мишустин разрушил консенсус нулевых. Он был описан – и автор не постеснялся это написать. Наш эксперт-политолог. Он написал, что консенсус был в том, что народ не лезет в дела элиты, а элита не лезет в дела народа и даёт ему возможность жить, как народ хочет. Скажу грубо – консенсус нулевых, в чём-то даже сытых – это отрыжка коррупции.

Ту коррупции, которую мы всё ещё сегодня имеем – это отрыжка оттуда, из нулевых. Вот эти переевшие из икрой красной со всех щелей человеческого тела в нулевые в том, что главной скрепой нашего общества была безответственность. Именно безнаказанность и безответственность. Михаил Мишустин поднял руку на святое. Теперь ещё один вопрос. А суверенитет бывает без ответственности? Суверенитет не бывает без взаимной ответственности общества и элиты. А суверенитет в информационном обществе – он, в чём проявляется? Это гораздо более сложное явление из того что есть – мы это понимаем?

А теперь что касается нашей страны – мы должны стать пространством модернизации. Но не пространством консервации. Которая закроется в ракушку. А пространством постоянной модернизации. Потому что то, чего нет у американских и европейских «мудрецов», рассуждающих о том, что у них не оказалось резервной версии капитализма. Мы должны показать, что можно совершить модернизацию не убив много народу. Что такое мирное европейское общество, до Первой мировой войны?.Это общество, которое жрёт других. Оно мирное, потому что ему позволено жрать других. Но есть и отличие.

И последнее. А мы уверены, что у нас до сих пор есть единое человечество? Нет, конечно. Или мы уже присутствуем при том, что при нас человечество распадается? Про что ведь была книги Клауса Шваба с его попыткой человека бионика? Это про то, чтобы переселить человека, этих лишних людей в виртуальное пространство. Ещё не убить, ещё не загнать в резервации. Но уже переселить туда, где они не будут иметь отягощающих социальных связей. Всё, чем занимался современный капитализм последние как минимум тридцать лет – это борьба с социальностью. А модернизация, которую мы можем осуществить через пространственное освоение Оно ведь собственно, и есть про наращивание вокруг человека общества. А внутри общества социальных связей естественных для нашего пространства.

Капитализм уходит с исторической сцены. И сегодня многие российские и западные аналитики говорят об этом вслух. Что будет после капитализма, объективно никто не знает. Нужна реальная модель, пока капитализм жив. Потом искать будет поздно. Страны начнут терять социально-экономические черты капитализма и скатываться в хаос. Нет смысла ждать и оставаться беспомощными стариками. Наблюдать, как рушится старый мир. Сейчас в мире идут параллельно два процесса – разрушение старой модели и поиск новой. Владимир Путин это хорошо понимает и готовит страну к предстоящим трудностям и геополитическим и военным.

Построение нового строя – это и есть главная национальная цель, главная национальная задача. Космос при этом тоже не надо забывать покорять. Но чтобы летать к звёздам, нужно мечтать о лучшем будущем и крепко стоять на ногах на своей земле. Общее выше личного – служение выше владения. Дух сильнее материи – традиции сильнее моды. Скромность – выше самолюбия. Ответственность перед предками и потомками – важнее выгоды. Сила в правде. Мы на самом деле знаем, на каких ценностях нам нужно обустраивать Россию. Пора уже перестать скрывать правду от самих себя. И не бояться приступать к работе.

Возникает вопрос. Какое сильное государство нам нужно возрождать? То, какое было при Екатерине II или при Александре III, известно только по историческим источникам. Зато государство, какое было создано при Сталине и просуществовало до 1985 года, знают все. Отсюда следует очевидное. Надо определиться со своей перспективой развития Для того, чтобы возрождать Россию, нужно опираться на наш ближайший исторический опыт. И здесь без имени Сталина не обойтись.

06.11.2021 09:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей