СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хачатурян. Интересные факты из биографии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Арам Ильич Хачатурян - биография

Арам Ильич Хачатурян (1903-1978) — российский[en] и армянский композитор, народный артист СССР (1954), академик АН Армении (1963), Герой Социалистического Труда (1973), доктор искусствоведения.

В мелодически щедрых, ритмически импульсивных произведениях Арама Хачатуряна тональная система европейской музыки органически слилась с восточной ладовостью. Балеты «Гаянэ» (1942) и «Спартак» (1954), 3 симфонии (1934-47), концерты для фортепьяно (1936), скрипки (1940) и виолончели (1946) с оркестром, музыка к драме «Маскарад» Михаила Юрьевича Лермонтова (1941). Профессор Московской консерватории, Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (с 1951). Выступал как дирижер. Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971).

Арам Хачатурян родился 6 июня (24 мая по старому стилю) 1903 года, в Тифлисе, ныне Тбилиси. Сын переплетчика, рос в космополитической музыкальной атмосфере Тифлиса — культурной столицы всего дореволюционного Закавказья. С детства импровизировал на фортепиано в европейской и восточной манере, однако профессионально начал заниматься музыкой лишь после переезда в Москву (1922), где поступил одновременно на биологический факультет университета и в музыкальное училище Гнесиных (занимался по композиции у Михаила Фабиановича Гнесина). В 1929-34 учился в Московской консерватории у Николая Яковлевича Мясковского.

Первые же профессиональные опыты Хачатуряна, появившиеся в конце 1920-х и начале 1930-х годов, — пьесы и соната для скрипки и фортепиано, пьесы для фортепиано (в том числе популярная Токката), трио для кларнета, скрипки и фортепиано — обнаружили в нем художника со стихийным мелодическим даром, незаурядным чувством гармонического колорита, экстравертным артистическим темпераментом.

Самый плодотворный период биографии композитора пришелся на середину и вторую половину тридцатых годов. Крупные оркестровые произведения этого времени — Первая симфония (к 15-летию Советской власти в Армении, 1935), Концерт для фортепиано с оркестром (1936), Концерт для скрипки с оркестром (1940) — заставили говорить о нем как о ведущем композиторе советского Востока, сумевшем объединить самобытную мелодику армянских народных песен и танцев с конструктивной четкостью европейских музыкальных форм.

Своеобразен и гармонический язык Хачатуряна, органично связанный с природой ориентальных мелодий. Концом 1930-х годов датированы также вокально-оркестровая «Поэма о Сталине» (1938) и балет на колхозную тему «Счастье» (1939). На фоне множества тусклых опусов, рожденных советским «социальным заказом», эти произведения выделяются богатством контрастов, «рубенсовской» (по выражению музыковеда и композитора Бориса Владимировича Асафьева) яркостью и сочностью красок.

Среди крупных партитур Арама Хачатуряна, созданных после 1940 года, выделяются частично основанный на материале «Счастья» балет «Гаянэ» (1942), навеянная событиями войны Вторая симфония (1943) и балет «Спартак» (первая постановка 1956). С 1939 Хачатурян входил в руководство Союза композиторов СССР, однако в период «ждановщины» (1948) он, подобно другим ведущим советским композиторам, подвергся нападкам за формализм и «отрыв от народа».

В отношении Хачатуряна эти нападки выглядели особенно абсурдно, так как его колоритная, темпераментная музыка проста для восприятия и в своих лучших образцах — таких, как медленная часть Фортепианного концерта (на тему тифлисской уличной песни), искрометный финал Скрипичного концерта, полный драматизма «Вальс» из музыки к «Маскараду», темпераментный «Танец с саблями» из «Гаянэ», танцы на балу у Красса и пленительное любовное адажио из «Спартака» — неизменно пользуется симпатиями широкой аудитории.

С 1950 года А.И. Хачатурян преподавал композицию в Институте имени Гнесиных, с 1951 — также в Московской консерватории. Выступал как дирижер, исполняя собственную музыку. В 1959 году удостоился Ленинской премии. Творческая деятельность композитора продолжалась почти до конца его дней, однако ни в «концертах-рапсодиях» для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром (1961, 1963, 1967), ни в сонатах для виолончели, скрипки и альта соло (1974, 1975, 1976) ему не удалось приблизиться к собственным прежним достижениям.

Арам Хачатурян умер 1 мая 1978 года, в Москве. (Л. О. Акопян)

  • Смотрите биографии великих людей по фамилии на букву Х.
  • А так же так же описание отчества Ильич.
  • Хачатурян Арам Ильич. Биография.
  • Народный артист СССР (1954) Народный артист Армянской ССР (1955) Народный артист Грузинской ССР (1963) Народный артист Азербайджанской ССР (1973) Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944) Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1938) Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1967) Лауреат Ленинской премии (1959, за балет «Спартак») Лауреат Государственной премии (1941, за Концерт для скрипки с оркестром) Лауреат Государственной премии (1943, за балет «Гаянэ») Лауреат Государственной премии (1946, за Вторую симфонию) Лауреат Государственной премии (1950, за музыку к двухсерийному кинофильму «Сталинградская битва») Лауреат Государственной премии (1971, за музыку Триады концертов-рапсодий для скрипки с оркестром; для виолончели с оркестром; для фортепиано с оркестром) Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1965) Герой Социалистического Труда (1973) Кавалер трех орденов Ленина (1939, 1963, 1973) Кавалер ордена Октябрьской Революции (1971) Кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени (1945, 1966) Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Награжден медалью «В память 800-летия Москвы» Награжден медалью «За оборону Кавказа» Награжден медалью «За оборону Москвы» Награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» Кавалер ордена «Науки и искусства» 1-й степени Объединённой Арабской Республики (1961, за выдающуюся музыкальную деятельность) Заслуженный деятель искусств Польской Народной Республики (за заслуги перед польской культурой) «Узнать его руку можно буквально по нескольким тактам любого произведения. И эта индивидуальность проявляется не только в технологии, но и в самом мировосприятии композитора, основанном на оптимистической, жизнеутверждающей философии». Дмитрий Шостакович. Арам Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Коджори – предместье Тифлиса (ныне Тбилиси) в армянской семье переплетчика. Его отец Егия (Илья) Хачатурян происходил из крестьян, издавна проживавших в деревне Верхняя Аза Нахичеванского уезда, расположенной вблизи города Ордубад, у самой границы с Ираном. В конце 1870-х годов Илья в тринадцатилетнем возрасте уехал из родной деревни в поисках заработка в Тифлис. В то время Тифлис уже был крупным торговым и культурным центром Закавказья, куда съезжались предприимчивые люди со всех концов Кавказа. Илья приехал в Тифлис в крестьянских лаптях, имея в кармане лишь несколько медных монет. Ему удалось устроиться учеником в переплетную мастерскую, и он в короткий срок овладел профессией переплетчика, завоевав себе прочную репутацию в цехе тбилисских ремесленников. В начале 1890-х годов, поднакопив денег, он выкупил пришедшее в упадок дело хозяина и смог в короткий срок приобрести солидную клиентуру. Так Егия Хачатурян стал владельцем переплетной мастерской, в которой позднее работали его сыновья Вагинак и Левон. Мама Арама - Кумаш Саркисовна до замужества жила в деревне Нижняя Аза, расположенной по соседству с Верхней Азой, откуда был родом отец Арама Хачатуряна, Илья. Родители композитора были обручены еще не зная друг друга, когда Кумаш было 9 лет, а Илье 19. Но это обручение оказалось очень счастливым. Взяв в жены 16-летнюю Кумаш, Илья увез ее в Тифлис, где и появились на свет все 5 детей: старшая дочь Ашхен (умерла в возрасте полутора лет) и четыре сына – Вагинак, Сурен, Левон и Арам. «Мать, – вспоминал Арам Хачатурян в последствии, – была очень красивая женщина: высокого роста, стройная. До конца своих дней она была заботливой хранительницей семейного очага и пользовалась глубоким уважением отца, что не часто встречалось в те годы на Востоке». Кумаш любила петь народные армянские песни, и эти напевы глубоко запечатлелись в душе ребенка. Под их впечатлением мальчик забирался на чердак дома и часами выстукивал полюбившиеся ему ритмы на медном тазу. «Эта моя первоначальная «музыкальная деятельность», — рассказывал Хачатурян, — доставляла мне неописуемое наслаждение, родителей же приводила в отчаяние…». Позже мама Арама Хачатуряна со временем заболела, ослепла и скончалась в 1956 году в Ереване в семье своего сына Вагинака, в которой проживала последние 10 лет своей жизни. «Старый Тифлис – звучащий город, – писал Хачатурян впоследствии, – музыкальный город. Достаточно было пройти по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу, создаваемую самыми разнообразными источниками…». В Тбилиси тогда располагалось отделение Русского музыкального общества, а также музыкальное училище и итальянский оперный театр. Туда приезжали виднейшие деятели культуры, в числе которых были Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов и Константин Игумнов. Там жили талантливые музыканты, сыгравшие видную роль в становлении грузинской и армянской композиторской школ. Все это составляло основу ранних музыкальных впечатлений Арама Хачатуряна. Своеобразный многонациональный интонационный «сплав» прочно входил в его слуховой опыт. Именно этот «сплав» спустя годы и послужил залогом того, что музыка Хачатуряна никогда не ограничивалась рамками национальности и всегда апеллировала к самой широкой аудитории. Следует особо отметить, что и самому Хачатуряну всегда было чуждо любое проявление национальной ограниченности. Он относился с глубоким уважением и живым интересом к музыке разных народов. В памяти Арама запечатлелись исторические события начала столетия. Одним из них была революция 1905 года. Позже Хачатурян рассказывал: «Непонятная суета вокруг, плачущие женщины уводят меня со двора в комнату, запирают ворота, опускают занавески, с улицы доносятся крики…» Потом началась Первая мировая война, экономический кризис, революция, интервенция англо-индийских, немецких, французских войск и установление советской власти… В какой-то момент отголоски геноцида вынудили армянские семьи бежать из Тифлиса. Бросив квартиру и мастерскую, Егия с женой Кумаш вместе с двумя младшими сыновьями отправились в долгий путь на Кубань, в Екатеринодар (ныне Краснодар), где жил их старший сын. «Это были страшные дни, полные тревоги, морального и физического напряжения. Достаточно сказать, что почти весь путь, в том числе через Военно-грузинскую дорогу, мы прошли пешком, неся на себе какой-то жалкий скарб. К счастью, турецкие палачи не добрались до Тифлиса. Осенью того же года мы вернулись домой…». Семья Хачатурян. Сидят: Сурен, Кумаш Саркисовна, Арам, Егия Восканович, Левон. Стоят: Сара Дунаева (супруга Сурена), Вагинак и его супруга Арусяк. 1913 год, Тифлис. Интернационализм являлся одной из характерных черт, особенностей мировоззрения и творчества Хачатуряна. Дома маленький Арам говорил по-армянски, на улице с друзьями — по-грузински, в школе — по-русски. Тогда это было нормально и естественно, ни о какой национальной вражде не было и речи. В детстве Арам был подвижным, сильным и достаточно задиристым ребёнком. Он любил петь, в основном - армянские народные песни, звучавшие в этом районе столицы Грузии. Когда подошло время учиться, отец отдал его в частный платный пансион княгини Аргутинской-Долгоруковой (это была школа для детей состоятельных родителей). Больше всего Араму там нравились уроки пения. Ученики пели грузинские, русские, армянские, азербайджанские песни, и Арам был среди лучших на этих занятиях. Как-то из дома, где Арам проживал с родителями и братьями, выехала какая-то семья, и отец купил за бесценок, как старую рухлядь, рояль, на котором не действовала половина клавиш. Арам стал пробовать свои силы, наигрывая на этом инструменте знакомые мелодии. Он самостоятельно научился играть по слуху и позже стал тапером, совершенно не зная нотной грамоты. Однако его влечение к музыке не встречало никакой поддержки в семье. Родные относились к музыкантам с плохо скрываемым презрением. Считалось, что исполнители народной музыки, образовавшие ансамбли «сазандари» (они играли на свадьбах, похоронах, на пирушках и т.д.), а также актёры — это люди, которые не смогли приобрести какую-нибудь серьёзную профессию и занялись никчемным делом. Арам впоследствии сожалел, что начал учиться музыке очень поздно, когда ему уже исполнилось 19 лет. «Вскоре я совсем осмелел, — вспоминал Хачатурян,— и начал варьировать знакомые мотивы, присочинять новые. Помню, какую радость доставляли мне эти — пусть наивные, смешные, неуклюжие, но все же первые мои попытки композиции». Ученики и преподаватели пансиона С. Аргутинской- Долгорукой. Арам — второй слева в первом ряду. 1911 год, Тифлис. После пансиона отец устроил Арама в Коммерческое училище, но и там его привлекали в основном занятия духового оркестра. Старшие братья Арама поступили в Московский университет, а после его окончания брат Сурен стал режиссёром в Первой студии МХТ (впоследствии преобразованной во МХАТ-Второй). В Эривань Хачатурян попал в 1921 году в составе агитгруппы, выехавшей из Тифлиса специальным поездом. Их задачей было разъяснять населению городов и сел Армении великие идеи Октября, распространять листовки и брошюры, организовывать митинги и концерты-лекции. Была в этой истории одна существенная деталь. Вот как описывал ее сам Хачатурян: «Один из дешевых товарных вагонов состава, на котором приехала группа, был превращен в концертную эстраду с пианино, стоящим перед открытыми дверями. Когда поезд останавливался на запасном пути какой-нибудь станции, я начинал играть бравурные марши. Члены нашей бригады при помощи рупоров принимались созывать публику, немедленно собиравшуюся перед вагоном. Начинался митинг, сопровождавшийся песнями, несложными концертными номерами, раздачей пропагандистских материалов. Я и сейчас часто вспоминаю неподдельные восторги разношерстной публики». Студент Коммерческого училища, 1920-е годы. Крутой поворот в его судьбе определил приезд из Москвы старшего брата. Сурен Хачатуров был старше Арама на 14 лет. Еще во время учебы на историко-филологическом факультете Московского университета он увлекся театром, подружился со Станиславским, Немировичем-Данченко… По окончании университета работал в Московском художественном театре — поначалу помощником режиссера, затем заведующим постановочной частью новосозданной Первой студии при МХТ, основателями которой были Сулержицкий, Вахтангов и Михаил Чехов.
Категория: Музыка
07.08.2017 14:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!