СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художник Игорь Эммануилович Грабарь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художник Игорь Эммануилович Грабарь: завораживающая красота

О художнике Игоре Эммануиловиче Грабаре следует говорить много и восторженно хотя бы потому, что для отечественной культуры он стал настоящим ангелом-хранителем. 1 из 5 "Автопортрет с палитрой",1934

Попечительство Третьяковской галереи с 1913 по 1925 гг, создание реставрационных мастерских в Москве в разгар Гражданской войны, пополнение фондов советских музеев, пострадавших в годы Великой Отечественной, в рамках программы компенсационной конфискации, руководство Институтом истории искусств АН СССР, – трудно даже вообразить масштабы той грандиозной деятельности, плодами которой мы, не особо задумываясь, пользуемся и по сей день.

1 из 5 "Московский дворик",1930,холст,масло,ГРМ

Талантливый литератор и исследователь, Игорь Грабарь оставил потомкам целую галерею удивительно точных глубоких словесных портретов своих современников – живописцев, скульпторов, архитекторов, тех, чьи жизненные истории происходили у него на глазах. И всё же, не умаляя собственных достижений на поприще защиты и сохранения культурных ценностей, Игорь Эммануилович всегда считал себя, в первую очередь, именно художником, а потом уже всем остальным. При невероятной загруженности он обязательно выкраивал время для живописи, но даже в этом древнем, как мир, занятии умудрялся находить новые приёмы и революционные техники.

"Зимнее утро", 1907, холст, масло, Севастопольский ХМ им. П.М.Крошицкого

"Иней", 1918, картон, масло, Астраханская ГКГ им. П.М. Догадина

Любимым временем года у художника была зима; в холодных зимних пейзажах он видел невероятное очарование, которое стремился максимально точно передать на холсте. В студёные солнечные дни Грабарь в буквальном смысле слова зарывался вместе с мольбертом в снег, чтобы оттуда, из глубоких траншей, любоваться радужным сиянием мельчайших ледяных кристаллов на берёзах. Белые мохнатые от инея ветви на фоне небесного ультрамарина не просто сверкали; они мелодично звучали, наполняя безмолвные окрестности чистым хрустальным звоном.

"Морозное утро. Розовые лучи", 1906, холст,масло, частное собрание

"Иней",1905,холст, масло,Ярославский ХМ

"Иней ",1907-1908, холст,масло, Киевский МИИ

Многократно возвращаясь к пейзажам с инеем, живописец стремился наиболее точно передать объём, свечение, многоцветность этого волшебного ледяного эффекта с помощью обычных красок; он словно соревновался с самой природой в мастерстве. Во время коротких пленэров, пока палитра окончательно не замерзала на морозе, мастер спешил запечатлеть на холсте сиюминутную игру солнечного света, тысячекратно преломлённого в крошечных снежных гранях. Неслучайно период увлечённости Грабаря русской зимой, выпавший на 1905-1908 гг., считается подлинно импрессионистским, хотя сам Игорь Эммануилович никогда не баловался подражательством французским метрам, вырабатывая собственные приёмы в передаче световой гармонии.

"Сказка инея и восходящего солнца",1908, холст,масло, Посольство РФ в Великобритании, Лондон

"Март",1939, холст, масло, ГРМ

Художественные эксперименты Грабаря оказались не напрасными: ослепительная картина парящего в воздухе инея оживает на глазах у изумлённых зрителей, и дух захватывает от холодной завораживающей её красоты.

"Роскошный иней", 1941,холст,масло

"Березовая аллея", 1940,холст,масло, ГТГ, Москва

Живопись

02.02.2020 16:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!