СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
А - начало. Б - быть. В - ведать, знать. Г - глаголь - говорить. и так каждая буква имеет свой смысл.
Педагогические цели |
Ознакомить с гимном Кириллу и Мефодию; создать условия для развития умений самостоятельно интонационно-образно анализировать музыкальные сочинения, используя музыкальные термины, понимать характер исполнения народных и духовных песнопений; способствовать осознанию мелодики, ритма в жанрах стихиры, величания, гимна; расширять представления о духовной красоте человека; развивать потребность в общении с музыкой |
Тип урока |
Обобщение и систематизация знаний |
Планируемые результаты (предметные) |
Узнают понятия: гимн, величание. Научатся понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов и исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение) |
Личностные результаты |
Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
Метапредметные универсальные учебные действия |
Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий; вносить коррективы в свою работу. Познавательные: сравнивать музыку, слышать настроение звучащей музыки; определять своеобразие маршевой музыки, отличать маршевую музыку от танцевальной; осуществлять поиск необходимой информации; различать звучание отдельных инструментов; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, размышлять о музыке, сравнивать, обобщать. Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении; проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать и понимать собеседника |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Средства музыкальной выразительности, музыкальные образы. Композитор, мелодия |
Образовательные ресурсы |
Учебник (с. 30–31). Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия. Рабочая тетрадь (с. 8–9) |
Музыкальный материал |
Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. «Гимн Кириллу и Мефодию» (муз. П. Пипкова, сл. С. Михайловского) |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формы и методы контроля |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||
I. Организация начала урока |
Приветствует обучающихся. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Внимательно слушают. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальная. Наблюдение |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся |
– Вспомните песню «Чему учат в школе» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского). – Чему же учат в школе? – Вспомните, кто является создателями славянской азбуки. (Показывает иллюстрацию с изображением Кирилла и Мефодия.) |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы |
Высказывают свои предположения, мнения; прислушиваются к мнению других |
Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос |
III. Актуализация знаний |
– Кирилл и Мефодий жили в Византии в IX в. Славянские народы чтят подвиг просветителей Кирилла и Мефодия. О них подробно рассказывает «Повесть временных лет». Церковь признала их святыми и празднует день их памяти 24 мая. Кирилл и Мефодий – святые земли Русской. – В их честь болгарский композитор Понайот Пипков 100 лет назад сочинил гимн, который славит Кирилла и Мефодия как просветителей и учителей. – Вспомните, что такое гимн? (Звучит мелодия гимна.) – Как звучит мелодия гимна? (Празднично, торжественно, величественно.) |
Работают с учебником. Слушают гимн, прославляющий Кирилла и Мефодия. Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы. Рассматривают икону в учебнике (с. 31) |
Активизируют имеющиеся знания, погружаются в тему. Слушают учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Сопоставляют выразительные особенности языка музыки и иконы |
Фронтальная. Устный опрос. Работа с учебником |
IV. Первичное усвоение новых знаний |
– На развороте учебника вам предлагается нотная запись величания и гимна. – Как исполняется мелодия гимна? – Как исполняется мелодия величания? – Чем отличается мелодия гимна от величания? |
Работают с учебником. Отвечают на вопросы, рассуждают. Разучивают мелодию гимна и исполняют его. Исполняют мелодию величания. Повторно слушают мелодию величания. Характеризуют, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Вспоминают отличие гимна от величания |
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, размышляют о музыке, сравнивают, обобщают. Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать |
Фронтальная. Устный опрос. Коллективное пение. Работа с учебником |
V. Первичная проверка понимания |
Организует работу в тетради (с. 8–9). – Есть такое выражение: «как тебя звать-величать». Это значит восхвалять, славить, чествовать. В величании нет спешки, поэтому все слова произносятся спокойно, нараспев. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями. – Вспомните и спойте мелодию величания святым Кириллу и Мефодию. – Прочитайте величание Сергию Радонежскому. – Спойте величание Сергию Радонежскому на мелодию величания святым Кириллу и Мефодию. – Чем она отличается от народного песнопения? – Вспомните былину или русскую сказку, где величали героя. Напишите ее название |
Работают в тетради. Поют мелодию величания святым Кириллу и Мефодию. Поют величание Сергию Радонежскому на мелодию величания святым Кириллу и Мефодию. Работают в тетради по парам. Рассуждают, высказывают свое мнение |
Осознанно строят речевое высказывание; полно и точно выражают свои мысли. Выполняют творческие задания в рабочей тетради. Осуществляют собственный музыкально-исполнительский замысел |
Фронтальная. Устный опрос. Работа в тетради |
VI. Первичное закрепление |
– Подготовьте коллективный проект «Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий». Задание выполняется по группам. Каждой группе надо подготовить страницу, раскрывающую одно из художественных произведений, посвященных этим святым. На странице: заголовок, обозначающий художественное произведение, его изображение, описание. Затем страницы объединяются в проект. На доске распределяет обязанности по группам |
Работают над подготовкой коллективного проекта по группам. Выбирают художественное произведение. Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают, высказывают свое мнение |
Применяют на практике и повторяют новый материал. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выполняют творческие задания |
Фронтальная. Устный опрос |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Работа в тетради (с. 9). Записать текст величания русским святым, почитаемым в городе проживания (области) и прочитать его нараспев |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
Принимают и осмысливают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития, творчески перерабатывают информацию |
Фронтальная. Слушание |
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия) |
– Что вам понравилось и запомнилось на уроке? – Кого называют святыми земли Русской? – Кто из святых вам запомнился и почему? – Что такое стихира, гимн, величание? |
Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения |
Оценивают результат работы; определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения |
Фронтальная. Устный опрос |
© 2018, Киреева Татьяна Ивановна 7691