СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кирилл и Мефодий

Нажмите, чтобы узнать подробности

А - начало. Б - быть. В - ведать, знать. Г - глаголь - говорить. и так каждая буква имеет свой смысл.

Педагогические

цели

Ознакомить с гимном Кириллу и Мефодию; создать условия для развития умений самостоятельно интонационно-образно анализировать музыкальные сочинения, используя музыкальные термины, понимать характер исполнения народных и духовных песнопений; способствовать осознанию мелодики, ритма в жанрах стихиры, величания, гимна; расширять представления о духовной красоте человека; развивать потребность в общении с музыкой

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Планируемые

результаты

(предметные)

Узнают понятия: гимн, величание. Научатся понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов и исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение)

Личностные

результаты

Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий; вносить коррективы в свою работу.

Познавательные: сравнивать музыку, слышать настроение звучащей музыки; определять своеобразие маршевой музыки, отличать маршевую музыку от танцевальной; осуществлять поиск необходимой информации; различать звучание отдельных инструментов; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; участвовать в коллективном обсуждении; проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать и понимать собеседника

Основное содержание темы, понятия

и термины

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Средства музыкальной выразительности, музыкальные образы. Композитор, мелодия

Образовательные

ресурсы

Учебник (с. 30–31). Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия. Рабочая тетрадь (с. 8–9)

Музыкальный

материал

Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. «Гимн Кириллу и Мефодию» (муз. П. Пипкова, сл. С. Михайловского)

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы и методы контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

I. Организация начала урока

Приветствует обучающихся.

Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Внимательно слушают.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальная. Наблюдение

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

– Вспомните песню «Чему учат в школе» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

– Чему же учат в школе?

– Вспомните, кто является создателями славянской азбуки.

(Показывает иллюстрацию с изображением Кирилла и Мефодия.)

Слушают учителя. Отвечают на вопросы

Высказывают свои предположения, мнения; прислушиваются к мнению других

Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос

III. Актуализация знаний

– Кирилл и Мефодий жили в Византии в IX в. Славянские народы чтят подвиг просветителей Кирилла и Мефодия. О них подробно рассказывает «Повесть временных лет». Церковь признала их святыми и празднует день их памяти 24 мая. Кирилл и Мефодий – святые земли Русской.

– В их честь болгарский композитор Понайот Пипков 100 лет назад сочинил гимн, который славит Кирилла и Мефодия как просветителей и учителей.

– Вспомните, что такое гимн? (Звучит мелодия гимна.)

Как звучит мелодия гимна? (Празднично, торжественно, величественно.)

Работают с учебником. Слушают гимн, прославляющий Кирилла и Мефодия.

Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы.

Рассматривают икону в учебнике (с. 31)

Активизируют имеющиеся знания, погружаются в тему.

Слушают учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Сопоставляют выразительные особенности языка музыки и иконы

Фронтальная. Устный опрос.

Работа с учебником

IV. Первичное усвоение новых знаний

– На развороте учебника вам предлагается нотная запись величания и гимна.

– Как исполняется мелодия гимна?

– Как исполняется мелодия величания?

– Чем отличается мелодия гимна от величания?

Работают с учебником.

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Разучивают мелодию гимна и исполняют его.

Исполняют мелодию величания.

Повторно слушают мелодию величания.

Характеризуют, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Вспоминают отличие гимна от величания

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, размышляют о музыке, сравнивают, обобщают. Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Фронтальная. Устный опрос.

Коллективное пение. Работа с учебником

V. Первичная проверка понимания

Организует работу в тетради (с. 8–9).

– Есть такое выражение: «как тебя звать-величать». Это значит восхвалять, славить, чествовать. В величании нет спешки, поэтому все слова произносятся спокойно, нараспев. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями.

– Вспомните и спойте мелодию величания святым Кириллу и Мефодию.

– Прочитайте величание Сергию Радонежскому.

– Спойте величание Сергию Радонежскому на мелодию величания святым Кириллу и Мефодию.

– Чем она отличается от народного песнопения?

– Вспомните былину или русскую сказку, где величали героя. Напишите ее название

Работают в тетради.

Поют мелодию величания святым Кириллу и Мефодию.

Поют величание Сергию Радонежскому на мелодию величания святым Кириллу и Мефодию. Работают в тетради по парам. Рассуждают, высказывают свое мнение

Осознанно строят речевое высказывание; полно и точно выражают свои мысли.

Выполняют творческие задания в рабочей тетради. Осуществляют собственный музыкально-исполнительский замысел

Фронтальная. Устный опрос.

Работа в тетради

VI. Первичное закрепление

– Подготовьте коллективный проект «Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий». Задание выполняется по группам. Каждой группе надо подготовить страницу, раскрывающую одно из художественных произведений, посвященных этим святым. На странице: заголовок, обозначающий художественное произведение, его изображение, описание. Затем страницы объединяются в проект.

На доске распределяет обязанности по группам

Работают над подготовкой коллективного проекта по группам. Выбирают художественное произведение. Отвечают на вопросы учителя.

Рассуждают, высказывают свое мнение

Применяют на практике и повторяют новый материал. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выполняют творческие задания

Фронтальная. Устный опрос

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Работа в тетради (с. 9).

Записать текст величания русским святым, почитаемым в городе проживания (области) и прочитать его нараспев

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают и осмысливают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития, творчески перерабатывают информацию

Фронтальная.

Слушание

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

– Что вам понравилось и запомнилось на уроке?

– Кого называют святыми земли Русской?

– Кто из святых вам запомнился и почему?

– Что такое стихира, гимн, величание?

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения

Оценивают результат работы; определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения

Фронтальная.

Устный опрос

Категория: Музыка
11.05.2018 09:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!