СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классное руководство. Работа классного руководителя с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Классное руководство (И.С. Парфенова, Н.Л. Селиванова)

Классное руководство

Работа классного руководителя с родителями

Это та сторона деятельности классного руководителя, которую многие не очень любят. Связано это в большей степени с тем, что родители - это люди с уже сформированными привычками, со своим мироощущением и часто со своим четким пониманием того, кем станет их ребенок в будущем и что для этого нужно делать. Поэтому найти общий язык с родителями получается не у всех классных руководителей, особенно если их взгляды не совпадают. И это большая проблема, так как родители - это основные участники воспитательного процесса и с ними необходимо налаживать контакт. Иногда эту проблему все же удается решить. Как только классный руководитель своими действиями, общением, отношением к школьникам покажет родителям, что он заинтересован в успехах их детей, что он старается создать в классе атмосферу добра и взаимопонимания, что он не формально относится к своим обязанностям, все постепенно станет налаживаться.

Что еще может помочь классному руководителю в конструктивной работе с родителями?

Постарайтесь понять, с какой категорией родителей (в профессиональном плане) вы имеете дело. Согласно теории российского психолога Е.А. Климова, существует пять типов профессий. Эти профессии связаны:

  • с природой («Человек - Природа»);
  • с техникой («Человек - Техника»);
  • с художественным образом («Человек - Художественный образ»);
  • со знаковой системой («Человек - Знаковая система»);
  • с людьми («Человек - Человек»).

Деятельность, которой занимаются родители наших школьников, накладывает на них свой отпечаток. Лишь небольшое число родителей (преимущественно те, профессия которых относится к типу «Человек - Человек») обладает некими фоновыми знаниями в области педагогики и психологии. Большинством же родителей процесс воспитания осуществляется спонтанно и интуитивно. Эти различия между родителями школьников нужно учитывать тогда, когда вы общаетесь с кем-то из них.

В этой же связи помните и о том, что для большинства родителей ненавязчивое педагогическое просвещение очень необходимо и актуально. Это не значит, что родительские собрания нужно обязательно превращать в лекции или организовывать специальный родительский лекторий. Это значит, что на каждом собрании классный руководитель может уделять немного времени вопросам, которые могут помочь родителям в общении и с их собственными детьми, и с педагогами. Например: «Психологические особенности младших школьников», «Как следует вести себя родителям, если у ребенка проблемы с учителем», «Причины конфликтов в старшем подростковом возрасте», «Жизнь реальная и виртуальная», «Чувство взрослости и возникающие в этой связи проблемы» и т.п.

Старайтесь избегать превращения родительских собраний в анализ проблем успеваемости и дисциплины школьников. Многим родителям, дети которых имеют такие проблемы, не очень-то хочется посещать такие собрания, чтобы попросту не выслушивать при всех то, что выслушивать неприятно. Родителям же тех учеников, у которых проблем с успеваемостью и дисциплиной нет, тоже часто нет резона приходить на собрания. В итоге - посещаемость таких родительских собраний не высока. Разумеется, не стоит сообщать родителям негативную информацию об их ребенке в присутствии остальных родителей. Для этого существуют индивидуальные консультации.

Практика показывает, что многие родители далеко не всегда хорошо знакомы со школьной жизнью своего ребенка. Причина может крыться не только в незаинтересованности родителей, но и в особенностях ребенка: многие дети скрытны и предпочитают не рассказывать о школьной жизни своим домашним. В этой связи классному руководителю важно стараться максимально информировать родителей о жизни класса и о достижениях детей. Иногда родители лишь от классного руководителя узнают о скрытых талантах и возможностях своих собственных детей.

Хорошо, когда в классе есть дела, которые объединяют педагогов, детей и родителей. Родители должны понимать, что от того, насколько сплоченным станет родительский коллектив класса, зависит и состояние детского коллектива. С этой целью можно организовывать всевозможные родительские гостиные, семейные киноклубы, семейные театры, творческие семейные мастерские, выпуски семейных газет, общие празднования дней рождения детей, совместные походы, выезды на экскурсии и т.д. В таких совместных делах важные семейные ценности (безусловная любовь членов семьи друг к другу, взаимоподдержка, забота) станут наглядными для ребенка, так как будут проявляться в деле, а не на словах.

06.08.2021 10:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!