СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ход классного часа
Звучит песня «Белая ворона» в исполнении Валерия Леонтьева.
- О чём эта песня?
- В песне Валерия Леонтьева рассказывает нам о печальной судьбе вороны-альбиноса. Её всегда заклёвывают сородичи по стае, серые вороны. Поэтому белую ворону как таковую никто не видел в своей жизни. Хотя альбиносы встречаются и среди животных. Встречаются белые мыши, белые крысы, белые кролики. Говорят, что видели даже белок-альбиносов и жирафов-альбиносов.
- Как вы считаете, есть ли в человеческом обществе «белые вороны»? Кто это «белые вороны»?
- А чем могут отличаться такие люди?
- Как я поняла из ваших ответов, белая ворона – это такой человек, который чем-то отличается (выделяется из толпы), но, как правило, большинству людей он не нравится. А как обычно ведут себя люди по отношению к такому человеку? - Да, как правило, так и бывает.
- А вообще, в фигуральном значении «белая ворона» - это сильный человек, способный сохранить свою жизненную позицию даже под сильным прессом общественного мнения. «Белая ворона не поддаётся давлению, принимает лишь то, что, в чём убеждается сама, никогда и не поступается своими принципами, если они ею продуманы и имеют для неё ценность. (Из словаря С. Ожегова)
- А сейчас я предлагаю вам разобрать один случай.
- Посмотрите на записку, вы можете ознакомиться с её содержанием.
«Давайте не будем разговаривать с Ирой. Она толстая и страшная.»
- Что требует автор записки? - Почему? За что? Считаете ли вы его доводы убедительными? - А вот последствия могут быть непредсказуемыми. Недаром наш великий поэт Ф.И. Тютчев написал такие строки: Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся…
- Эти слова я выбрала в качеств эпиграфа не случайно. Как вы думаете, что хотел автор сказать этими строчками? - Давайте попробуем вместе найти решение для этой непростой задачи. Наш класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание:
Представьте, что записка дошла да вас, под этими словами требуется ваша подпись. Вы оказываетесь в ситуации выбора: подписать или не подписать. Как вы поступите и почему?
Представьте, что записка касается непосредственно вас. Как бы вы на неё отреагировали? Постарайтесь обосновать свой ответ. К кому бы вы обратились за поддержкой и помощью?
- Напишите на втором листочке ваши советы и пожелания той девочке, о которой идёт речь в записке, одно-два предложения.
- Как вы думаете, ребята, может ли подобная история произойти в других школах, классах? - Да, действительно, эта проблема может появиться я в любом коллективе. И проблема, к сожалению, не нова. Об этом пишет в своей книге «Чучело» В.К. Железников. Возможно, вы смотрели фильм с одноимённым названием. А для тех, кто не читал книгу и не смотрел фильм, я коротко перескажу сюжет. «Действие происходит в старинном провинциальном городке на берегу реки Оки, где-то между Калугой и Серпуховым. К дедушке, Н.Н. Бессольцеву, коллекционеру старинных картин, приезжает внучка Лена и становится ученицей 6-го класса местной школы. Какой же её увидели новые одноклассники? Вот как об этом пишет автор повести: «Она была нескладным подростком, на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у неё как крылышки торчали лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила улыбка.» Конечно же, ребятам она не понравилась, и они прозвали её «Чучело». Лишь только Димка Сомов, самый симпатичный мальчик, подружился с Леной. В начале ноября в классе произошла история, которая продолжалась всего несколько дней, но перевернула жизнь многих людей. На осенние каникулы класс должен был поехать на экскурсию в Москву. Но перед этим дети сорвали урок. Сбежав в кино. Об этом узнала классный руководитель Маргарита Ивановна. Кто ей об этом рассказал? Да, Димка Сомов! А когда ребят наказали и не пустили в Москву, они стали искать виноватого, «предателя». Димка Сомов очень нравился Леночке Бессольцевой, и она решила взять его вину на себя, думая, что со временем всё образуется. Но не тут-то было! Одноклассники объявили Лене бойкот. И как сказала одна из героинь-Миронова, прозванная за свой характер Железной Кнопкой: «Никто, слышите, ни один человек не должен с нею разговаривать. Пусть она почувствует наше общее презрение. А тому, кто нарушит клятву, мы тоже объявим самый жестокий бойкот. Наш пароль – «Бойкот предателю!» И ребята сдержали слово, они объединились против Лены. И так, что эта история чуть не закончилась трагедией.» - А теперь внимание на экран. (Сцена сожжения платья главной героини в фильме «Чучело», просмотр эпизода.) - Как вы думаете, что чувствовала героиня фильма? - Что испытывали при этом её одноклассники? - Можете ли вы назвать их дружным классом? Хорошим коллективом? Почему? – Кто знает, как закончилась эта история? Кто помог Лене Бессольцевой? ( Просмотр заключительного эпизода фильма «Чучело» ) - Я прочту вам сейчас два последних абзаца книги В.К. Железникова «Чучело». «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по беспредельной храбрости и благородству всё сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть не было сил. Рыжий вдруг встал, подошёл к доске и крупными печатными буквами, спешащими в разные стороны, написал: «Чучело, прости нас»»
- Как вы думаете, повториться ли подобная история в этом классе вновь? - Что сделала Лена Бессольцева для своих одноклассников? - Стали ли ребята лучше или остались прежними? - Что их сплотило? - Напишите на листочке, каким должен быть класс, чтобы в нём никогда не произошла подобная история? Какие классные дела могут по-настоящему сплотить коллектив?
Заполните таблицу - характеристику героев, которую вы видите на экране.
лидеры |
ведомые |
отверженные |
||||
Железная кнопка |
Лена Бессольцева |
|||||
Достоинства |
недостатки |
достоинства |
недостатки |
|||
- Составьте из слов высказывание:
Людей, в, мира, –, красота, разнообразии, его.(Красота мира людей – в его разнообразии.)
Ты, завоюешь, познай, мир, и, себя. (Познай себя и ты завоюешь мир.)
- А закончить классный час мне хочется словами Ф.И. Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся…
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
© 2024, Семенова Азалия Ришатовна 54