СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире; формирование навыков критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений.
Задачи:
- учебный аспект
- развивающий аспект
- воспитательный аспект
- Что такое Холокост? (слайд 1)
- Черты Холокоста
Холокост (автор Фридрих Золотковский)
Народ мой пролил море слёз, где б ни был он рассеян… Война всегда есть холокост – не только для евреев…
В полях, и в ямах, и в лесах, и в лагерях, и в гетто, в нацистских газовых печах терзали нас… Не спета была ни песнь из древних книг, ни слово сказано, ни стих… Но в шуме ветра и знамён, где путь прошел армейский, в могилах братских погребён и мой народ еврейский… И я мечтаю об одном: чтоб люди веры разной покончили с войны проказой. Земля у всех – наш общий дом! Века об этом говорим, а всюду кровь, и смерть, и дым… Подтверждение тому, что холокост был являются документы, фотографии. Очень часто фотографии эти делали сами эсэсовцы, охочие до острых ощущений. Или их пособники – как доказательство усердной службы: живые, которых бросают в ров к мертвым, скелеты, обтянутые кожей, дети на грани голодной смерти. Расстрелянные, удушенные, замученные. (слайды 3-6)
Исторические факты
Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года..В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями.
9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы.
За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей. Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры.
На первых этапах уничтожения европейских евреев нацисты насильно переселяли их в гетто и придерживались политики непрямого истребления, лишая евреев основных средств к существованию. В самом большом Варшавском гетто в Польше каждый месяц умирало около 1% населения. Примерно 1/3 часть живущего в то время еврейского народа была убита при Холокосте. В период Холокоста были убиты примерно 220,000-500,000 цыган.
Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг. В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как детей евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.
Мама, мне страшно… (Автор Корюкина Валерия, 16 лет)
“Мама, мне страшно!”
“Не бойся, малыш.
Это не долго –
Представь, что ты спишь.
Закрой свои глазки
и вспомни меня…
Потом все, как в сказке.
Вся вместе семья”.
“Мама, мне больно!
Зачем?! Почему?!”
“Хватит! Довольно!
Скажите ему!”
“Мама, спаси!
Не хочу умирать!”
“Спрячь! Унеси!
Мы устали страдать.
Вот уже смерть
повернулась лицом…”
“Мама, не плачь!
Я умру храбрецом!”
Бухенвальд Звучит красиво - Бухенвальд,* Гора и дол покрыты лесом, Но что же мне туманит взгляд? В глазах - кровавая завеса. Здесь восемь лет витала смерть, На рубищах - сплошные клейма, И невозможно разглядеть, Что там, внизу - волшебный Веймар. Там - Гете "Фауста" писал, Здесь - пламя смерти бушевало Там - "Люди гибнут за металл", Здесь - люди гибнут от металла. Там - Виланд, Шиллер, Гердер, Бах, Там - Кранах, сказочен и ярок. Здесь - пулеметы на столбах И пасти лютые овчарок. Там - жил великий Ференц Лист, Воспевший музыкой свободу. Здесь - бьют кувалдой в ржавый лист, Людей сгоняя на работу. Там - грациозный Бельведер, Там - дух искусств здоров и пылок. А здесь - фашистский офицер С ухмылкой целится в затылок. Там - Музы вышли на парад, Здесь - всюду смерти изваянье. Звучит красиво - Бухенвальд?! Какое жуткое названье!
Учитель: Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?
Учитель: И Холокост – это не только трагедия народа еврейского, это Катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам. Они должны знать правду и быть в ней убеждены. Я надеюсь после нашего классного часа вы осознали, прочувствовали всю трагическую сущность слова «Холокост».
© 2020, Карпенко Дина Сергеевна 202