СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Холокост: память и предупреждение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире; формирование навыков критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений.

Задачи:

- учебный аспект

  • ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;

- развивающий аспект

  • формирование толерантного сознания;
  • формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

- воспитательный аспект

  • воспитание у учащихся понимания опасности шовинизма, неонацизма, антисемитизма.

- Что такое Холокост? (слайд 1)

  • Слово «Холокост» происходит от греческого holo «целый, весь» и kaustos «горючий, сгоревший». Оно означает жертвоприношение животного, при котором все тело сжигается. Холокост также известен как Шоа, что в переводе с иврита означает «разрушение, уничтожение». Понятия «Шоа» и «Последнее решение» всегда относятся к уничтожению нацистами евреев, а нарицательное «Холокост» относится к устроенному фашистами геноциду в целом, «холокост» может означать массовое истребление любой группы людей любым правительством.

- Черты Холокоста

  • Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира;
  • Уничтожение от четверти до трети цыганского народа;
  • Уничтожение до 10 % поляков (не включая военные потери и потери от истребления литовскими и украинскими коллаборационистами);
  • Уничтожение около 3 миллионов советских военнопленных;
  • Тотальное истребление чернокожих граждан Германии;
  • Тотальное истребление душевнобольных и нетрудоспособных ;
  • Истребление около 9 тысяч гомосексуалов
  • Разработка систем и способ массового уничтожения людей при постоянном их совершенствовании;
  • Грандиозные, межнациональные масштабы истребления людей вплоть до перехода военных действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года.
  • Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты нацистов над жертвами холокоста. (http://ru.wikipedia.org)

Холокост (автор Фридрих Золотковский)

Народ мой пролил море слёз, где б ни был он рассеян… Война всегда есть холокост – не только для евреев…

В полях, и в ямах, и в лесах, и в лагерях, и в гетто, в нацистских газовых печах терзали нас… Не спета была ни песнь из древних книг, ни слово сказано, ни стих… Но в шуме ветра и знамён, где путь прошел армейский, в могилах братских погребён и мой народ еврейский… И я мечтаю об одном: чтоб люди веры разной покончили с войны проказой. Земля у всех – наш общий дом! Века об этом говорим, а всюду кровь, и смерть, и дым… Подтверждение тому, что холокост был являются документы, фотографии. Очень часто фотографии эти делали сами эсэсовцы, охочие до острых ощущений. Или их пособники – как доказательство усердной службы: живые, которых бросают в ров к мертвым, скелеты, обтянутые кожей, дети на грани голодной смерти. Расстрелянные, удушенные, замученные. (слайды 3-6)

Исторические факты

Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года..В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями.

9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы.

За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей. Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры.

На первых этапах уничтожения европейских евреев нацисты насильно переселяли их в гетто и придерживались политики непрямого истребления, лишая евреев основных средств к существованию. В самом большом Варшавском гетто в Польше каждый месяц умирало около 1% населения. Примерно 1/3 часть живущего в то время еврейского народа была убита при Холокосте. В период Холокоста были убиты примерно 220,000-500,000 цыган.

Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг. В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как детей евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.

Мама, мне страшно… (Автор Корюкина Валерия, 16 лет)

“Мама, мне страшно!”

“Не бойся, малыш.

Это не долго –

Представь, что ты спишь.

Закрой свои глазки

и вспомни меня…

Потом все, как в сказке.

Вся вместе семья”.

“Мама, мне больно!

Зачем?! Почему?!”

“Хватит! Довольно!

Скажите ему!”

“Мама, спаси!

Не хочу умирать!”

“Спрячь! Унеси!

Мы устали страдать.

Вот уже смерть

повернулась лицом…”

“Мама, не плачь!

Я умру храбрецом!”

  • Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх груды тел. В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.
  • Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Позже он утонул в Бразилии в 1979 году.Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.
  • Рабочих концентрационных лагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы. Офицеры СС направляли бегущих в одну из двух линий. Одна шеренга шла в газовые камеры. Другая возвращалась в бараки. Бегущие работники не знали, куда направляется каждая из них.
  • Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.
  • Первыми начали освобождать концентрационные лагеря советские солдаты. 23 июля 1944 они освободили Майданек.

Бухенвальд Звучит красиво - Бухенвальд,* Гора и дол покрыты лесом, Но что же мне туманит взгляд? В глазах - кровавая завеса. Здесь восемь лет витала смерть, На рубищах - сплошные клейма, И невозможно разглядеть, Что там, внизу - волшебный Веймар. Там - Гете "Фауста" писал, Здесь - пламя смерти бушевало Там - "Люди гибнут за металл", Здесь - люди гибнут от металла. Там - Виланд, Шиллер, Гердер, Бах, Там - Кранах, сказочен и ярок. Здесь - пулеметы на столбах И пасти лютые овчарок. Там - жил великий Ференц Лист, Воспевший музыкой свободу. Здесь - бьют кувалдой в ржавый лист, Людей сгоняя на работу. Там - грациозный Бельведер, Там - дух искусств здоров и пылок. А здесь - фашистский офицер С ухмылкой целится в затылок. Там - Музы вышли на парад, Здесь - всюду смерти изваянье. Звучит красиво - Бухенвальд?! Какое жуткое названье!

Учитель: Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?

Учитель: И Холокост – это не только трагедия народа еврейского, это Катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам. Они должны знать правду и быть в ней убеждены. Я надеюсь после нашего классного часа вы осознали, прочувствовали всю трагическую сущность слова «Холокост».

04.02.2020 16:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!