СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Хулиганство - особая школа преступности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему "Хулиганство - особая школа преступности" был показан на оластных курсах повышения квалификации "Профессиональная компетенция социального педагога" в 2010 году, Курсах повышения квалификации "Структура и содержание деятельности учителя русского языка и литературы в реализации ФГОС нового поколения" в 2010 году. Данное занятие получило положительную оценку коллег.

«Хулиганство – особая школа преступности»

Время: 90 минут

Форма работы: беседа, ролевая игра, дискуссия, тренинг

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, рабочие тетради, Административный и Уголовный кодексы.

Цели урока: изучение вопросов, связанных с уголовной и административной ответственностью за хулиганство.

Задачи:

Способствовать формированию у учащихся навыков правового поведения. Воспитывать умение самостоятельно принимать решения в различных ситуациях, а также навыки общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию; Ознакомить учащихся с классификацией и видами хулиганства, с законодательной базой по данной теме.

Оборудование: словарь Ожегова, диск со слайдами (флешка), Уголовный и Административный кодексы, ситуации, выдержки из УК и КоАП с номерами статей и названиями, картинки в 4 экземплярах, ватман, клей, музыкальное сопровождение при эриксоновском гипнозе.

Ход занятия

Организационная часть – 2 минуты Настрой на занятие (музыкальное сопровождение):

Сядьте удобно. Откиньтесь на спинку стула. Сейчас я хочу, чтобы вы на короткое время закрыли глаза. Те фразы, которые я буду произносить, вы будете ярко себе представлять. Вы спокойны, вам легко и уютно. Вы как будто бы растворяетесь в воздухе. С каждым вдохом свежесть и бодрость вливаются в вас. Вы заряжаетесь бодростью и энергией.

А теперь представьте себе картинку. Вы идете по улице и вдруг замечаете на другой стороне человека, который идет пошатываясь. В правой руке он держит бутылку с алкогольным напитком, правой - зажженную сигарету. Вы видите, как этот человек приближается к магазину, правой рукой, он запускает уже пустую бутылку в витрину. Вы отчетливо слышите звон бьющегося стекла и видите, как стекла разлетаются в разные стороны. Оглядываясь по сторонам, он убегает. Вам неприятно быть свидетелем этого поступка. А теперь откройте глаза.

Как вы назовете этого молодого человека? – хулиган. На доску повесить слово хулиган

Молодцы, правильно – хулиган. Вы поняли, конечно же, кто такой хулиган? Человек, совершающий правонарушения. Давайте мы с вами сегодня поговорим на эту тему: (Слайд 2)

Кто такой хулиган? Откуда это слово пришло в наш язык?

История возникновения слова «хулиган» - 2 минуты (Слайд 3 )

Оказывается вариантов возникновения этого слова несколько.

По одной из теорий слово «хулиган» произошло от древнерусского слова «хулить». Давайте обратимся к толковому словарю - Сергея Ивановича Ожегова, он дает следующее определение слову «хулить» - означает – порочить, унижать, бранить. Кличку «хулиган» давали крепостным крестьянам, которые были в чем-то повинны и их хотели опорочить, унизить. По другой теории слово «хулиган» произошло от английского «Hooligan» (Холигэн) - по фамилии одной семьи проживавшей на территории Лондона в конце XVIII века и славилась она своей грубостью, вызывающим поведением и постоянными драками. Еще одна теория гласит, что слово «хулиган» произошло от наименования двух кланов американских индейцев хулиганов и апашей. Апаши всегда стремились завоевать хулиганов, но долгое время им это не удавалось, после завоевания, апаши за упорное сопротивление приписали хулиганам самые отрицательные качества.

А как же нам трактует слово «ХУЛИГАН» все тот же словарь Ожегова? (Слайд 4)

ХУЛИГАН – тот, кто занимается хулиганством, грубо нарушает общественный порядок.

Хулиганство – как особо опасное поведение человека - 1 минута.

Скажите, пожалуйста, как можно назвать тот поступок, который совершил этот молодой человек?– хулиганство, На доску повесить слово хулиганство Что вы понимаете под этим словом «хулиганство»? Давайте обратимся к словарю Ожегова, что означает это слово?

Хулиганство - поведение, обнаруживающее явное неуважение к обществу, к достоинству человека, крайнее бесчинство. (Слайд 5)

Хулиганство является одним из опасных и достаточно распространенных посягательств на общественную безопасность и порядок, оно нарушает нормальную деятельность государственных учреждений, подвергает опасности жизнь, здоровье, спокойствие граждан. Лица, совершающие хулиганство, посягают на труд, быт и отдых людей, демонстрируют пренебрежительное отношение к чужим интересам, неуважение к людям, в их действиях проявляются жестокость, ярко выраженный эгоизм, безнравственность. Кроме того, хулиганство нередко приводит к совершению других, более тяжких, преступлений.

Знакомство с Уголовным и Административными кодексами - 10 минут.

Скажите, а должен ли человек отвечать за свои хулиганские поступки? А какие меры предусмотрены за хулиганские действия и где они записаны? Знакомы ли вам эти документы? (Слайд 6)

Давайте обратимся к законодательным актам и разберемся в этих вопросах.

В Российском законодательстве существует 2 вида хулиганства – административное и уголовное. (Слайд 7)

Административное называется – правонарушение (Слайд 8) Уголовное – преступление

Вы видите разницу в этих двух названиях? Следовательно, и меры наказания за них будут разные.

Сейчас я вам предлагаю стать на время юристами. Возможно, это для кого-то будет будущей профессией. Как вы думаете кто такой юрист? Юрист – это человек, занимающийся изучением юридических вопросов.

Давайте с вами сейчас обратимся к Законам и найдем, какие виды наказаний предусмотрены за правонарушения и преступления, но их достаточно много ваша цель найти понятные и знакомые для вас. (Слайд 9)

Ст. 3.2 КоАП

Административный штраф

Конфискация предмета

Административный арест

Ст. 44 УКРФ

Обязательные работы

Исправительные работы

Ограничение свободы

Вот такие виды наказания предусмотрены за нарушение административного и уголовного кодексов.

Есть разница? Какая? – В жесткости наказаний

Следующее различие – это возраст, с которого наступает ответственность: (Слайд 10 )

Ст. 2.3 КоАП

16 лет

Ст. 20 УК РФ

14 лет

Ну и 3 существенное отличие – это место рассмотрения правонарушения: (Слайд 11)

КДН

Мы с вами определили, что существуют юридические документы - Уголовный и Административный кодексы, которые определяют, какие общественно опасные поступки являются преступными, возраст и меру ответственности за совершенные правонарушения.

Примеры хулиганских действий, описанных в УК и КоАП - 4 минуты

Мы с вами говорили что, хулиганское поведение чаще всего сопровождается другими видами правонарушений. Часто череда незначительных проступков, заканчивается серьезным преступлением.

Я предлагаю вам посмотреть серию слайдов правонарушений чаще всего совершаемых подростками, ребятами вашего возраста, все они носят хулиганский характер. Причем представлены они от мелких правонарушений до серьезных преступлений. (Слайд 12 - 28)

Скажите, чем не школа преступности была представлена перед вами?

Причины совершения хулиганства – 2 минуты (Слайд 29)

Как вы думаете, что заставляет человека идти на правонарушение или преступление?

Безделье Наркотики Алкоголь Назло кому-нибудь, месть Безнаказанность

Мне хотелось бы, чтобы вы уяснили следующую народную мудрость, а мы знаем, что народная мудрость приходит к нам из опыта народа, «Сколько веревочке не виться, а конец всегда будет». Наказание всегда неотвратимо и оно всегда последует, пусть может быть не административное, уголовное, а духовное обязательно!

Работа в группах по определению статьи нарушения в ситуациях с УК и КоАП - 7 минут

Сейчас я вам предлагаю знакомство еще с одной профессией - профессией судьи. Судья – это должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти. Сейчас вы попробуете самостоятельно определить нарушение закона в предложенных ситуациях, а именно найти номер статьи и название ее.

Пятница вечер. Несовершеннолетние Петров и Иванов зашли в здание спортивной школы. Петров отвлекает вахтера разговорами о том, какие секции в вечернее время работают в спортивной школе. Иванов в это время заходит в раздевалку тренеров и обыскивает карманы и оставленные сумки, крадет деньги (ст. 158 УК РФ – Кража), выходит из раздевалки и с другом выходят из школы. На украденные деньги подростки покупают спиртные напитки, распивают их во дворе (ст. 20.20 КоАП). Далее, находясь в алкогольном опьянении (ст. 20.22 КоАП), шатаясь, выходят на центральную площадь, несвязно, громко разговаривают, употребляя нецензурную брань (ст. 20.1 КоАП). Подходят к девушке, где Иванов изображает плохое самочувствие, просит телефон, чтобы вызвать «скорую», в итоге, заполучив телефон, оба убегают (ст. 159 УК РФ - Мошенничество)

Шестнадцатилетний Рябов проиграл в игровых автоматах деньги данные ему родителями на оплату коммунальных услуг. Осознав ситуацию, Рябов отнимает сумку, нанося удары (ст. 116 УК РФ – Побои), идущей на встречу пожилой женщине, с цель присвоения денежных средств (ст.161 УК РФ – Грабеж) и скрывается. Не обнаружив в сумке необходимой суммы денег, он просит, используя нецензурную брань (ст. 20.1 КоАП) деньги у знакомого несовершеннолетнего соседа по дому и насильно забирает их (ст. 163 УК РФ – Вымогательство).

Понравилось выступать вам в роли судьи? Я хотела бы надеяться, что в суде вы можете оказаться только по профессиональному призванию и ни как иначе.

Что делать, если вас вынуждают к совершению хулиганских действий? – 3 минуты

В связи с тем, о чем мы с вами говорили, возникает вопрос «А что делать, когда нас вынуждают к совершению хулиганских действий?». Сейчас я вас хочу познакомить с «Золотым правилом 3-х «ЧТО» или 3 аргумента для того чтобы не совершать правонарушения. Если такая ситуация возникает, вы должны четко ответить себе на 3 вопроса: (Раздать листочки с вопросами) (Слайд 30)

Что мне это даст? Что после этого будет? Что я могу сделать вместо этого?

Ответив на эти вопросы, вы можете приять правильное решение.

Например, рассмотри ситуацию: Вам предлагают за компанию выкурить сигарету.

Что мне это даст? – ничего кроме отравления организма мне это не даст Что после этого будет? – если узнают, расстроятся родители, я приобрету зависимость, от которой со временем придет преждевременная смерть, а впереди, большие перспективы, вся жизнь, а я буду болен! Что я могу сделать вместо этого? – пойти в тренажерный зал, заняться спортом, развивать свои творческие способности.

Как сделать правильный выбор – 7 минут

Принимая любое решение, правильное или не правильное, мы вынуждены сделать выбор. От данного выбора будет зависеть самое главное. Как вы думаете, что?

Сейчас я вам предлагаю сделать свой выбор, а именно вам будет представлены картинки, из которых вы сделаете коллаж (проект) на тему: «Какой будет ваша жизнь, если вы сделаете правильный выбор, не будете совершать правонарушений?» Вам дается 5 минут и определить человека, который озвучит ваш выбор.

Анализ выполненной работы: что выбрали и что осталось. (Слайд 31, 32)

К кому обращаться, если по отношению к тебе совершают хулиганские действия? (Слайд 33)

Родственники Друзья Учитель Социальный педагог Психолог Милиция КДН Специальные центры

Подведение итогов - обратная связь - 2 минуты

Посмотрите мы с вами поэтапно прошли от слова хулиган, хулиганство до того как самому можно противостоять целой системе хулиганства.

Вспомните, пожалуйста, описанную мною ситуацию в начале нашего занятия.

О ком мы говорили? О хулигане - мы определили это по явным признакам поведения: он шел, пошатываясь, употреблял спиртные, курил.

Какие он совершал действия? – хулиганские. Мы определили это по поступкам - разбил витрину магазина, покинул место преступления Мы с вами познакомились с правовыми аспектами хулиганства. Выяснили, что существует юридическая ответственность за совершенные правонарушения. Узнали, как можно принять правильное решение, если вас вынуждают к совершению хулиганских действий. А именно вспомните «Золотое правило 3-х ЧТО» и задать себе вопросы, чтобы принять решение в свою пользу.

А теперь снова вернемся к началу занятия, и я прошу вас ответить на вопрос: «Почему я не хочу оказаться на месте этого человека, почему я не хочу быть хулиганом?»

Домашнее задание.

Придумайте или опишите ситуацию известную вам, в которой подростки совершают правонарушения и преступления, для работы на следующем занятии.

И закончить занятие я хочу китайской притчей про великого Мастера Тасё: 1 минута

В Китае жил, известный своей мудростью, Мастер Тасё, которого многие почитали и уважали. Однажды один из монахов решил проверить мудрость Мастера. Монах поймал бабочку и пришел к дому Мастера.

– Мастер! – сказал монах, в моих ладонях находится бабочка. Если ты такой мудрый, сможешь ли ты определить – живая она или мертвая?

Мастер Тасё внимательно посмотрел на монаха и ответил:

– Всё в твоих руках.

Что имел в виду Мастер?

Все в ваших руках, вся ваша жизнь и от того какие решения вы будете принимать зависит только от вас. Спасибо за работу. Желаю вам удачи. Всего хорошего. (Слайд 34)

09.04.2015 12:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!