СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему «Блокада Ленинграда: новгородские и школьные страницы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 6 «В» состоялся классный час на тему «Блокада Ленинграда: новгородские и школьные страницы». Большой вклад в снятие блокады Ленинграда внёс Волховский фронт. Ребята познакомились с именами Павла Шубина и Николая Верзилина - новгородцев, приближавших освобождение города от фашистской блокады 27 января 1944 года. Прозвучали строки из воспоминаний школьниц блокадного Ленинграда.

Блокада Ленинграда - одна из самых трагических страниц в истории человеческой цивилизации - длилась 872 дня. День Победы над блокадой приближали и новгородцы.

Мы бились с врагами у стен Ленинграда, Во мгле новгородских болот, Под нами шаталась земля от снарядов И плавился волховский лед.

Эти строки написал Павел Шубин – поэт, человек, воин и журналист. В них – обобщенный образ Волховского фронта, подвиг которого он запечатлел и увековечил в своих стихах. Болотный, трясинный Волховский фронт был одним из самых трудных в природном отношении. Здесь не было размаха сражений, подобных битвам под Москвой или Сталинградом. Но ведь для того, чтобы в первый период войны каждодневно удерживать линию фронта, ставшего щитом Ленинграда – какое нужно было повседневное мужество бойцов, намертво вгрызшихся в эту скудную землю, которая тоже была – Родина! Общепризнанный главный поэт Волховского фронта, Шубин пробивался с конным корпусом генерала Гусева «из-под Вишеры на Любань», находился в передовых частях, прорывавших блокаду Ленинграда, с атакующими частями вошел в еще горящий Новгород. Волховские фронтовики негласно избрали Павла Шубина своим главным поэтом за то, что он до самой глубины сумел постичь душу и воспел неимоверно тяжелый ратный труд болотных солдат.

Николай Верзилин – детский писатель, ученый-натуралист, педагог. Вырос в поселке Малая Вишера Новгородской губернии. Первый его писательский опыт пришелся на годы войны. С первых дней блокады Ленинграда Николай Михайлович оставался в осажденном городе: как работнику системы Наркомпроса, ему было поручено отвечать за эвакуацию ленинградских детей в Кировскую область. Блокадный Ленинград мучительно голодал, и в Детгизе задумали нужную книжку: рассказать о лекарственных и других полезных человеку дикорастущих растениях, привлечь ребят к их сбору. Так родилась тоненькая, но очень нужная тогда книжечка Н.М. Верзилина «Лечебница в лесу», обращенная к детям и помогавшая им выжить.

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые, они изо всех своих сил наравне с взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней.

Из сборника воспоминаний уходящего поколения блокадников шестиклассники узнали о том, как дети переживали страшные дни блокады. Читаем: «Голод невозможно воссоздать, перечувствовать. Ведь он был не просто страстным желанием поесть, а особым состоянием человека, при котором любое движение требовало огромного напряжения воли. К голоду прибавился невыносимый холод. Стекол нет, окна забиты фанерой, завешаны одеялами. А эти бомбежки…»

Но город жил и трудился. И школы жили и работали. Вспоминает ученица 239 школы: «Все труднее и труднее было ходить в школу. 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба была снижена до 125 граммов. Ноябрь, уже лютая зима, морозы больше 30 градусов. В классах ученики сидят в пальто, перчатках или рукавицах. У девочек на головах теплые платки. Руки в муфтах. Чернила замерзали… Ряды учеников редеют. Требуется большая сила воли, чтобы сидеть в стуже почти 5 часов, а дома в той же обстановке готовить уроки. Частые воздушные тревоги и обстрелы заставили перенести занятия в бомбоубежище». В школе были созданы тимуровские команды в помощь обессиленному населению микрорайона.

19 января 1943 года – блокада прорвана. Но зима и весна 1943 года еще тяжелы: обстрелы, воздушные тревоги. Занятия продолжаются. В мае 1943 года школьники были приняты в комсомол. За работы в подсобных хозяйствах, за оздоровительную кампанию 1942-1943 года в ноябре 1943 года им были вручены медали «За оборону Ленинграда».

Светлая память всем погибшим блокадникам.

В подготовке к классному часу использованы материалы электронной библиотеки «Муравейник»:https://ant53.ru/article/94/; https://ant53.ru/article/120/

Новость на сайте школы: http://pestovo-school2.ru/index.php/shkolnye-novosti/1718-blokada-leningrada-novgorodskie-i-shkolnye-stranitsy

31.03.2019 02:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!