СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Насилие и закон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по теме "Насилие и закон" использовалось на курсах повышения квалификации "Организация деятельности социального педагога в условия стандартизации образования в 2015 году и имело положительную оценку к

«Закон и насилие»

Время: 90 минут

Форма работы: беседа, психодрамма, групповая работа, мониторинг

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, рабочие тетради, Административный и Уголовный кодексы, видео сюжеты.

Цель: донести до подростков понятие о насилии, о возмож­ностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву.

Заранее провести анкетирование по теме «Насилие»

Ход занятия

Организационный момент. Настрой на занятие.

Сядьте удобно. Откиньтесь на спинку стула. Сейчас я хочу, чтобы вы на короткое время закрыли глаза. Те фразы, которые я буду произносить, вы будете ярко себе представлять. Вы спокойны, вам легко и уютно. Вы как будто бы растворяетесь в воздухе. С каждым вдохом свежесть и бодрость вливаются в вас. Вы заряжаетесь бодростью и энергией.

А теперь представьте себе картинку. Вы cидете на скамейке в красивом, зеленом парке. Кругом поют птицы, светит солнце, вас обдувает свежий, летний ветерок. Вдруг вы видите, как со стороны к вам приближается компания подростков, поведение ребят очень развязное, демонстративное. Они пристают к спокойно гуляющим гражданам, оскорбляют их. Вы замечаете, как подростки просят закурить у одиноко гуляющего юноши. Юноша отказывает им, объясняя это тем, что не курит. Ребята начинают насмехаться над ним и толкать в разные стороны, постепенно усиливая удары. От ударов молодой человек наклоняется к земле, ему больно, он корчится. Вы встаете и начинаете звать на помощь. На ваш зов подбегают люди, сотрудники милиции. Увидев приближающихся людей, подростки убегают в разные стороны. Вам неприятно быть свидетелем поступка этих подростков. А теперь откройте глаза. (Слайд 2)

Как вы назовете поступок, который совершают подростки? Молодцы, правильно – насилие. На доску повесить слово насилие.

Сегодня мы будем говорить о деликатной теме, для кого-то, может быть, она неприятная, для кого-то - новая. Но мы должны об этом говорить, потому что с врагом легче бороться, когда его знаешь. Мы живем с вами в очень сложное и жестокое время. Преступления среди подростков увеличива­ются с каждым днем, формируются антиобщественные группи­ровки, совершающие преступления, растет число наркоманов. Мы с вами, простые граждане, уже не можем спокойно ходить по улицам вечером.

Актуализация знаний.

Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: «Что такое насилие?» (Ответы учащихся.) Испытывали ли вы на себе когда-нибудь насилие?

Историческая справка. (Слайд 3-12) (Приложение "История жестокого обращения с детьми")

Как вы понимаете высказывание граждан "Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается" (Ответы учащихся) (Слайд 13) – в российском праве - физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией РФ право граждан на личную неприкосновенность. (Слайд 14)

Какие формы насилия вы знаете? (Учащиеся предлагают свои варианты.)

Есть разные формы насилия, Каждая из кото­рых характеризуется по-своему. Посмотрите на схему и приве­дите примеры для каждой формы насилия. (Слайд 15, 16)

Физическое Экономическое Сексуальное Эмоциональное Пренебрежение нуждам ребенка (моральная жестокость)

Ученица. Психическое насилие - это оказание давления, унижение, угроза, порча принадлежащих вещей.

Ученик. Эмоциональное насилие - это грубые окрики, оскорбления, унижения чувства достоинства, постоянная кри­тика.

Ученица. Экономическое насилие - это когда не дают денег, контролируют, сколько и куда потратил, лишают собст­венных денег, во всем ограничивают.

Учитель. Сексуальное насилие - это изнасилование, при­нуждение к сексуальным отношениям, пошлые домогательства, вульгарные выражения.

Ученик. Пренебрежение нуждами ребенка - это отсут­ствие заботы, ограничения в еде, лишение одежды, лишение медицинского ухода, лишение жилья.

Учитель. Мы выяснили, какие формы насилия сущест­вуют.

Определите форму насилия в ситуациях: (Слайд 17)

Родители постоянно контролируют сына в использовании им денежных средств, даваемых ими на личные расходы (экономическое насилие) Дома отчим недвусмысленно пристает к падчерице, применяя жестокие формы отношений и злые шутки в ее адрес (сексуальное насилие) Петров на перемене приставал к однокласснице, при этом использовал вульгарные выражения и пошлые домогательства в ее адрес (эмоциональное насилие) На улице подростки пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие граждан (эмоциональное насилие) Иванов на улице остановил подростка и отобрал деньги (психическое насилие) Сидоров в школе постоянно требует от Игровой, чтобы та принесла ему деньги (психическое насилие) Учащийся Калинин оскорбил преподавателя словами нецензурной формы (эмоциональное насилие) Девочка воспитывается в семье, где низкий материальный достаток. Ей не дают денег на питание в школу, не покупают учебные принадлежности, не заботятся о воспитании и обучении (пренебрежение нуждам ребенка)

Какие виды насилия существуют? (Слайд 18)

Существует два вида насилия:

словес­ное (вербальное) физическое (невербальное).

Скажите, какая из всех перечисленных нами форм насилия на вас оказывает самое большое влияние и почему?

Скажите, какая из перечисленных форм насилия на вас оказывает большое влияние? Почему?

Статистика, совершаемых преступлений путем насилия. (Слайд 19)

Почему – то принято считать, что насилие совершается ночью, в глухом переулке маньяком со зловещими чертами лица и т. д. Но это далеко не так. По статистике, большая часть преступлений (до 70%) совершается вечером, от 18 - 23 часов, и лишь от 7 - 14% - ночью. Местом совершения преступления чаще всего (примерно в половине случаев) становится место жительства (квартира, дача). На улицах, во дворах и парках совершаются 18% преступлений. Почти столько же в подвалах, на чердаках и в подъездах.

Если говорить о преступниках, то подавляющее их большинство психически здоровы. Даже среди лиц, совершавших ''серийные'' убийства, подвергнутых судебно – психиатрической экспертизе, лишь 18% были признаны невменяемыми. Более того, чаще всего это самые ''нормальные'' в бытовом понимании люди. 80% насильников – люди до 30 лет, а каждый третий из них – школьник или учащийся ПТУ.

Ответственность за причинение насилия. (Слайд 20)

Должен ли человек отвечать за насильственные действия? Не думайте, что насилие можно причинять, не боясь быть наказанным. Нет, наш закон нас охраняет. Су­ществует ответственность за проявление насилия по отношению к другому человеку. Где записаны виды наказаний за совершенные насильственные действия?

В Уголовном кодексе есть законы, на осно­вании которых можно возбудить уголовное дело в тех случаях, когда действия обидчика соответствуют определению разных форм насилия (физического, психического, сексуального), и по­сле того, как эти действия уже были совершены: побои, угроза убийства, причинение тяжкого, среднего и легкого вреда, оскорбление, унижающее честь и достоинство; клевета - распространение заведомо лож­ных фактов (статьи 116,119,130, 129, 111, 112, 115 УК РФ).

Найдите статьи Закона в Уголовном Кодексе за различные виды насилия, запишите их в таблицу, как она называется и меру наказания.

Реши ситуацию. (Слайд 21, 22, 23)

Учитель. Сейчас мы разделимся с вами на три группы. Каждая группа получит свою ситуацию, обсудит ее, найдет статью нарушения и прокомментирует свои ответ. А потом мы вместе постараемся все проанализировать.

Ситуация 1

Во время обеда Петров обозвал нецензурными словами Сидорову за то, что она в столовой случайно пролила чай (Ст. 130/1). Услышав оскорбление Иванов, который испытывал симпатии к Сидоровой, кинулся к Петрову и нанес ему несколько ударов кулаком в торс (Ст. 116). Петров начал отбиваться, и также нанес удары по Иванову. Удары, наносимые Ивановым и Петровым, не повлекли за собой последствия.

Ситуация 2

После занятий по фитнесу Гришина в раздевалке демонстрировала свой телефон, остановившись на функции фотоаппарат, она сфотографировала Семенову. Семенова, посмотрев фото, попросила Гришину удалить фото, на что Гришина ответила отказом. Вечером того же дня Семенова просматривая свою страницу, увидела данное фото в социальной сети "Контакт", из-за чего впала в панику. (Ст. 130/2)

Ситуация 3

У Спиридонова на секции украли телефон, который ему подарили родители на день рождения. После выяснения обстоятельств, Спиридонов узнал, что похититель его товарищ по секции - Орлов. Спиридонов задумал сам наказать товарища и после секции избил Орлова, нанеся ему побои. От нанесенных ударов Орлов был госпитализирован в больницу на 2 недели. (Ст. 112)

Статьи Уголовного кодекса

Статья

Название статьи

Мера наказания

Ст. 111

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица

лишение свободы на срок до 8 лет

Ст. 112

Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, но вызвавшего длительное расстройство здоровья

ограничение свободы на срок до 3 лет

Ст. 115

Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности

- штраф в размере до 40 тыс. рублей

- арестом на срок до 4 месяцев

Ст. 116

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий

- штраф в размере до 40 тыс. рублей

- арестом на срок до 3 месяцев

Ст. 119

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы

ограничение свободы на срок до 2 лет

Ст. 129

Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию

-штраф в размере до 80 тыс. рублей ограничением свободы на 1 год

Ст. 130/1

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме

- обязательные работы на срок до 120 часов,

- исправительные работы на срок до 6 месяцев

Ст. 130/2

Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации

- обязательные работы на срок до 180 часов,

- исправительные работы на срок до 1 года

Что делать, когда тебе угрожают насилием? Куда обращаться? Кому доверять?

Что вы делали (или предполагаете делать), если к вам применяли насильственные действия?

Учитель. Но часто, когда над подростком совершается насилие, он побоится об этом сказать даже родителям. Что же делать в таком случае?

Учитель. Вы должны воспользоваться помощью человека, которому доверяете. Давайте, вместе определим, кто это может быть? (Слайд 24)

Кому мы доверяем

учитель

КДН

Кому мы доверяем?

Учитель. Плохо, что нам приходится говорить на эту тему. Было бы гораздо лучше, если бы ее вообще не существовало. Давайте сделаем вывод.

Ученик. Насилие в любой форме неприемлемо.

Ученица. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

Ученик. Если к вам проявляют насилие, надо защититься и вам помогут.

Ученица. Предостерегайте других от насилия.

Запишите, что необходимо делать, чтобы не было насилия со стороны.

Как себя защитить? (Слайд 25)

И чтобы как – то себя защитить, необходимо придерживаться элементарных правил:

всегда, в любой ситуации, демонстрируйте уверенность в себе как внешним видом (поведением, походкой, взглядом), так и ответами на вопросы; если вы идете в незнакомое место, попытайтесь фиксировать в уме для себя маршрут, как лучше и безопаснее вернуться назад, где находится ближайший телефон и люди, которые смогут помочь в случае опасности; если вам пришлось одной поздно вечером выйти из дома, заранее прикиньте маршрут так, чтобы избежать плохо освещенных улиц, мест сборов мужских компаний и т. п.; постарайтесь одеваться так, чтобы одежда не стесняла движений, но чтобы ее было трудно сорвать; ни в коем случае не входите в подъезд или лифт с незнакомым мужчиной; будьте осторожны при случайных знакомствах, избегайте называть свой адрес, а если можно, то и телефон, назначайте свидания в многолюдном месте; постарайтесь приобрести индивидуальные средства самозащиты (разрешенный законом газовый пистолет, баллончик, аэрозольный дезодорант или хотя бы свисток); если вам показалось, что вас преследуют, перейдите на другую сторону улицы, остановитесь (завязать шнурок, посмотреться в зеркальце) и проверьте, так ли это. Если опасения подтвердились, идите лоб в лоб противнику и, подойдя на достаточное расстояние, заговорите с ним.

Ученые считают, что, чем дольше он будет говорить с вами, тем труднее психологически ему будет причинить вам вред. И вообще, не бойтесь причинить вред преступнику. Закон дает право каждому на необходимую оборону. Главное только не превысить пределы необходимой защиты. Еще важно знать, что психически неуравновешенные люди очень боятся прямых долгих взглядов. Поэтому, всегда смотрите прямо в глаза, так труднее вас обмануть и причинить вам вред.

Последствия насилия для общества (Слайд 26)

Перенос детьми модели поведения в свою семью Рост преступности Бродяжничество Увеличение числа алкоголиков и наркоманов Повышение количества самоубийств Снижение уровня здоровья нации Увеличение жертв эксплуатации и работорговли

В заключении мне бы хотелось рассказать притчу.

Жил был один очень темпераментный мальчик. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал: каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столб было забито 37 гвоздей. На другой неделе мальчик сдержался, потом еще. Так, с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что контролировать свой темперамент легче, чем вбивать гвозди.

Наконец, настал день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из забора по одному гвоздю.

Шло время, пришел день, когда мальчик мог сообщить своему отцу о том, в заборе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, похожий на эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам все равно останется. Словесный шрам причиняет боли ничуть не меньше, чем физический»

Подведение итогов.

Что нового вы узнали на классном часе? Что необходимо делать, если вам угрожают? Кому вы должны доверять в первую очередь?

Домашнее задание.

Изготовить рекламный буклет (формата А4) или открытку (формата 10х15) в формате Microsoft Publisher отражающий насилие, направленное против детей, женщин, слабых, животных.

Придумайте ситуацию, которая будет подходить к одному из статей УК РФ по теме "Насилие"

оллег.

09.04.2015 11:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!