СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Колорит в живописи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Колорит в живописи – основной элемент художественной конфигурации, помогающий раскрытию содержания произведений искусства.

Термин «колорит» происходит от латинского слова «color», что означает цвет, краска.

Колорит в живописи – это «взаимосвязь всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения мира»

Энгр считал, «что цвет дополняет живопись украшениями, но она не больше чем придворная дама из свиты». Аналогичную идею высказывал Давид: «Линия – это контур реального, цвет – не больше, чем мираж».

Даже некоторые представители русской реалистической школы живописи XIX века придерживались аналогичных взглядов. П.П.Чистяков говорил: «Всякое искусство, как неотъемлемое достояние духа человеческого, проявляет себя в сущности, в черте. Эффект, колорит – это все вспомогательные средства, ими нужно уметь пользоваться в меру».

Однако, на ряду с приведёнными выше отношением к цвету как «вторичному» качеству живописи и лишь вспомогательному средству дополнения и украшения формы история искусств даёт нам многочисленные примеры использования цвета и колорита в живописи как активного средства в построении художественного образа.

В произведениях Тициана и Веронезе, Рембрандта и Рубенса, русских художников В.Сурикова, В.Серова, К.Коровина, М.Врубеля, П.Кончаловского, А. Лентулова и многих других активно используется колорит для выражения художественно - образного содержания творческого замысла. Известный армянский художник Мартирос Сарьян говорил, что живописец выражает мир и своё отношение к миру прежде всего в цвете.

Теория колорита претерпевала большие изменения с развитием теории, истории и практики искусства.

В XIX веке Гегель дал определение колорита по отношению к валёрной живописи. Сущность колорита, по его словам, «заключается в употреблении всех красок так, чтобы обнаружилась независимая от объекта игра отражений, составляющая вершину колорита; взаимопроникновение цветов, отражение рефлексов, которые переливаются в другие отражения и носят столь тонкий, мимолётный и духовный характер, что здесь начинается переход в музыку».

В XIX веке в основе теории колорита и художественной практики лежала идея подражания природе. Мастером колорита считался художник, умевший взять цветовой тон освещённых предметов, свойственный их природе, и придать гармонию цветовым сочетаниям живописного произведения.

В начале XX века немецкий исследователь Э.Утитц классифицировал разнообразные формы использования цвета как средства художественной выразительности и выделил три основных типа организации колорита в изобразительном искусстве – полихромию, гармонию и колоризм.

Полихромия, по мнению Утитца, сводится к раскраске и применяется в скульптуре, архитектуре, орнаменте, плакате. Гармония применяется в тех видах искусства, где необходима созвучность цветов, которая придает художественному произведению определённое настроение и влияет на содержание. Колоризм как принцип организации цветового строя, по мнению Утитца, возможен только при подражании натуре, присущ только xczживописи и редко применяется в декоративно-прикладном искусстве.

Другой немецкий ученый Ф.Енике выделяет три вида цветового строя картины, построенного по принципу подражания природе: абсолютный колорит, преувеличенный колорит, тональный колорит.

Абсолютный колорит передаёт все модификации цвета и тона изображаемой натуры, преувеличенный колорит – преувеличенную насыщенность цветовых сочетаний натуры, тональный колорит передаёт нереальные цвета изображаемой натуры, а преднамеренно сгармонизированные и выраженные через общий цветовой тон.

Колорит является средством художественного выражения в живописи и как элемент художественной формы неразрывно связан с идейно-смысловым и образным содержанием живописного произведения. Колорит выражает неповторимое мировосприятие художника, его эстетические взгляды и в опосредованном виде общую художественную культуру эпохи.

Колорит в живописи непосредственно взаимосвязан со спецификой изображения пространства. Основу колорита как системы организации цветовых пятен в реалистической изобразительной грамоте (пространственной светотеневой живописи) составляют цветовые и тональные отношения, валёр, тон, полутона, тональность, гаммы оттенки и т.д. Колорит в живописи включает в себя законы гармоничных сочетаний цветовых тонов, явления светлотного и цветового контрастов, законы оптического смешения цветов.

Термин «валёр» достаточно часто употреблялся практиками и теоретиками живописи XIX века, в настоящее время оно применяется реже. Валёр происходит от французского слова «valeur», что означает «стоимость», «ценность». Дословный перевод этого слова не отражает его содержания, которое вкладывают в него практики и теоретики изобразительного искусства. Некоторые художники и теоретики под валёром понимают разработку тональных градаций элементов изображения в живописи от светлого до темного при сохранении цветового богатства.

Более верную трактовку термина «валёр» приводит К.Юон: «Валёры – французский традиционный термин, употребляемый при анализе живописных достоинств картины и трудно переводимый. Он обозначает не столько какое-либо качество цвета, сколько качество самой живописи, разумея под последним совокупность всего в ней заложенного: качества цветовых, световых и технических фактурных сторон её».

Валёр в живописи создаётся незаметным переходом одного цветового тона и образованием в результате цветовой гаммы. Цветовая гамма – это совокупность созвучных цветов, близких между собой по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

Колорит живописного произведения часто характеризуют словами тёплый, холодный, серебристый, золотистый, охристо-красный, имея в виду цветовую гамму.

Часто цветовую гамму живописного произведения называют колористической гаммой. Иногда живописное произведение построено по принципу применения нескольких колористических гамм, но они в целом подчинены ведущей колористической гамме или служит для её оттенения, контраста.

Использование в живописи нескольких гамм создаёт определённую тональность, которую иногда называют колористической тональностью живописного произведения.

Применением различных колористических тональностей в живописи передаётся состояние времени года, суток, состояние погоды и т.д. Колористическое богатство живописи достигается также посредствам нюансировки цвета, поиском различных его оттенков.

«Нюанс» происходит от французского слова «nuance» и означает оттенок. Уточнение цвета, обогащение его оттенками создаёт ощущение вибрации цвета, его пространственности. Оттенок цвета живописцу дороже самого цвета. «Живопись, не дышащая в каждом своём цвете тысячью обогащающих её оттенков, есть мёртвая живопись», - говорил К. Ф. Юон.

Теоретик искусств Н.Н.Волков говорил: «Существовало много попыток создать систему правил для цветового построения картины. Все эти попытки, часто полезные для их авторов, скоро становились мёртвыми рецептами, ибо задачи, для которых были созданы правила, менялись.

Остаются лишь три самых общих закона – закон увиденности цвета, закон подчинения содержательной задаче образа и закон единства (цельности) системы переложения красок природы».

На колорит живописного произведения значительно влияют характер и цвет источника освещения среды изображения. Как бы ни были разнообразны цвета изображаемых элементов, характер и цвет освещения объединяют их колористически.

Чтобы понять принцип колористического объединения цветов иногда рекомендуют смотреть на элементы изображения через различные цветовые стёкла. Если посмотреть на натуру через желтовато-красные стёкла, получается впечатление, близкое к вечернему освещению, а если посмотреть через голубовато-синие стёкла, - впечатление, близкое к лунному освещению.

Колористическая объединенность различных цветов общим цветом освещения в природе – основа, ключ к созданию колорита, гармонического цветового строя живописного произведения.

Колорит в живописи выполняет также композиционные задачи. Благодаря соответствующей ритмической организации цветовых пластических масс на плоскости изображения и достижению равновесия всей изобразительной структуры живописного произведения. Колорит концентрирует внимание зрителя на наиболее важных для понимания образного содержания местах, способствует организации пространства и определяет последовательность зрительного восприятия.

В творческом плане особое внимание художниками уделяется «режиссуре» колорита, заключающейся в решении вопроса о главных цветовых акцентах и о развитии вариаций цветовых гармоний в пределах плоскости изображения.

В истории искусств правила и приемы построения колорита в живописи определяется живописной школой, обусловленной общими эстетическими воззрениями эпохи, особенностями неповторимого художественного видения художника, его палитрой, манерой письма, т.е. способом наложения красок на плоскость изображения.

Категория: ИЗО
04.01.2019 19:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!