СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативный тренинг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникативный тренинг.

Предположим, мы хотим научится управлять коммуникативными процессами в нашей жизни. С чего начать? В первую очередь нам необходимо понять, как устроен и из каких элементов состоит сам процесс общения, и по каким принципам мы должны организовать наш коммуникативный тренинг.

Проблемами межличностной коммуникации занимается (и это совершенно естественно) такая наука как психология.

Понятно, что данный вид тренингов выстраивается в соответствии с пониманием проблем межличностного общения именно психологией. Однако, помимо этой науки, изучением вербальной и невербальной коммуникаций с древних времен занимался театр. Психология в переводе с древнегреческого – «наука о душе». Слово «актер» произошло от древнегреческого же слова «act», что значит «действие». А искусство актера – это, по определению великого русского артиста М. А. Чехова – «психология в действии».

Коммуникативный тренинг нашего проекта. В чем отличия от традиционного подхода? Наши тренинги основаны на актерских технологиях.

Для начала попробуем разобраться с тем, что подразумевается под понятием «психотехника». Сам термин был предложен знаменитым психологом и ученым В. Штерном (Германия) и активно использовался в психологии начала двадцатого века в области практической психологии и психологии труда. Однако в актерскую терминологию это слово вошло через труды великого реформатора русского и мирового театра К. С. Станиславского.

В его работах данный термин имеет иной, нежели в науке, смысл. Разрабатывая свои тренинги для актеров (в том числе и коммуникативный тренинг, или, если быть точными, тренинг воздействия и общения),

К. С. Станиславский стремился к тому, чтобы с помощью, как он их называл, «элементов психической жизни артиста» или, по-другому, «психотехники» мочь воздействовать на «подсознание», то есть, на психологическую жизнь человека. В его методе главным принципом было возбуждение внутренней жизни актера через сознательный волевой акт. Такой метод он сам называл путем «от сознательного к подсознательному».

Казалось бы, при чем тут коммуникативный тренинг ?

Зачем человеку, желающему научиться общаться, либо воздействовать на аудиторию, это самое «от сознательного к подсознательному»? Ответ заключается в следующем: если перевести с «актерского языка» на «человеческий» слово «подсознание», то мы поймем, что речь идет о неком комплексе свойств психики выступающего или говорящего, которые импонируют или оказывают сильное воздействие на слушающих в процессе коммуникации. В этот комплекс входят такие свойства как непосредственность реакции, естественность поведения, эмоциональность, увлеченность, энергетика, заразительность и т.д.

Говоря иначе, общение с точки зрения актерских технологий – это не просто “разговор”, а процесс взаимного воздействия коммуникативных партнеров, в котором слова играют далеко не главную роль. Общеизвестным фактом является то, что на долю вербальной коммуникации в процессе межличностного общения приходится лишь десять процентов эффективного воздействия, тогда как на область невербальной коммуникации приходятся остальные девяносто.

Люди общаются подтекстами, а не текстом, эмоциями, а не информацией, «чувствуя» партнера, а не «просчитывая» его.

Коммуникативный тренинг должен учитывать эти особенности. В качестве доказательства данного утверждения приведем один пример. Предположим, вы посетили два разных театра, в котором посмотрели постановки по одной и той же пьесе. В одном случае вы долго пребывали под впечатлением от спектакля, а в другом – ушли после антракта. В чем здесь дело? Ведь слова и в том и в другом случае одни и те же. Не означает ли это, что далеко не так важно, что мы говорим, но гораздо важнее, как мы говорим?

Коммуникация, в которой уделяется минимум внимания информации, но максимум законам межличностного воздействия и есть верная с точки зрения актерских технологий. А для такого рода общения необходим навык управления элементами психической жизни. Проще говоря, для эффективного воздействия на коммуникативного партнера, нам необходимо развивать свое внимание, уметь быть чуткими к волевым импульсам нашего собеседника, к его эмоциональному состоянию, ценить свои средства выразительности и уметь ими пользоваться.

На коммуникативных тренингах проекта «Актёрские технологии », весь объем занятий состоит из двух, часто пересекающихся, направлений:

- работа по развитию основных психологических элементов (таких как воображение и фантазия, внимание и эмоциональность и т.д.)

- работа с так называемыми «внешними выразителями».

Про особенности первого направления в работе уже сказано достаточно много, тогда как в понятии «внешние выразители» нам еще только предстоит разобраться. Итак, представим себе, что мы научились быть искренними в общении, что мы «чувствуем» нашего собеседника, что наше развитое внимание позволяет нам улавливать малейшие изменения в тембре голоса и мимике нашего коммуникативного партнера, что наша речь будит наше воображение и подсказывает неожиданные, парадоксальные и интересные образы, встающие за каждой сказанной нами фразой и словом. То есть, другими словами, мы овладели необходимыми приемами «психотехники», позволяющими нам идти «от сознательного к подсознательному».

Однако, при всех этих, бесспорно, великолепных навыках, мы не обладаем интересным голосом, наша речь невнятна, дикция вялая и невыразительная, наше тело несвободно, а мимика просто отсутствует. Сможем ли мы эффективно воздействовать на нашего собеседника? Вряд ли. Для того, чтобы наш коммуникативный партнер нас слушал с интересом и был увлечен тем, что мы ему рассказываем, необходимо с помощью упражнений и тренировок, посещая коммуникативный тренинг и работая самостоятельно, вырабатывать «бисерную», четкую дикцию, расширять свой голосовой диапазон, освобождать тело от «зажимов».

Этот процесс достаточно долгий и кропотливый.

Мало того: чем старше становится человек, тем сильнее въедаются неверные коммуникативные привычки и тем больше усилий необходимо приложить для замены этих дурных и неэффективных привычек, полезными, позволяющими нам создавать атмосферу доверительного и продуктивного общения в любой коммуникативной ситуации. Такого рода занятия, как упражнения на развитие дикции и освобождение от мышечных зажимов, необходимо делать несколько раз в неделю, а лучше ежедневно. Это – стиль жизни, когда после того, как почистите зубы, вы будете чувствовать потребность сделать цикл упражнений на развитие средств выразительности.

Как при идеальной внутренней, но слабо развитой внешней технике, общение не может быть полноценным, так и при обратной ситуации, коммуникация останется ущербной. Совершенно естественным в данной ситуации станет развитие обоих направлений, составляющих коммуникативный тренинг проекта «Актёрские технологии».

И еще одно:

в актерском творчестве есть такое правило: никогда не стараться сделать что-то «через силу». Ведь наша природа очень пуглива и не терпит насилия над собой. Стоит только пойти по «внешнему», «формальному» рисунку межличностного общения, как пути к настоящей, живой и естественной коммуникации будут перекрыты. Поэтому на тренингах и курсах нашего проекта мы добиваемся от участников «верного», а не «хорошего» выполнения заданий и, естественно, соответственно этому принципу формулируем сами задания.

В качестве неверного построения коммуникативного задания можно привести в пример следующую фразу: «Дайте знать собеседнику, что вы его слушаете. Кивайте головой в такт говорящему, вставляйте междометия в его паузы. Таким образом, вы создаете у него ощущение, что он вам интересен». Верной с точки зрения актерских технологий будет следующая фраза: “С помощью навыка внутренних видений увлеките себя тем, что говорит ваш коммуникативный партнер. Неподдельный и искренний интерес с вашей стороны будет чувствоваться на подсознательном уровне и вызовет ответное доверие”. В первом случае мы пытаемся лишь скорректировать симптомы неумелой коммуникации, во втором же случае работаем с ее естественной природой

10.11.2017 11:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!