СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностно-ориентированные задачи в процессе обучения математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда и в результате определения тех требований, которые складываются на рынке труда по отношению к работнику. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как «мобильность, динамизм, конструктивность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение».

Компетентностный подход заключается в привитии и развитии у школьников набора ключевых компетентностей, которые определяют его успешную адаптацию в обществе.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении проблемы. Изучив и рассмотрев различные подходы к набору ключевых компетентностей, выделим основные, которые необходимо формировать на уроках математики: информационная, коммуникативная, исследовательская готовность к решению проблем и готовность к самообразованию. При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях. Задачи должны содержать вопросы различных типов- с выбором ответа, с кратким ответом и с развёрнутым ответом. Выделим компетентностно-ориентированные задачи трёх уровней: уровень воспроизведения (включает воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений), уровень установления связей (интеграция материала из разных математических тем), уровень рассуждения (математические размышления, требующие обобщения и интуиции).

Использовать задачи можно начиная с 5 класса. Чаще всего компетентностно-ориентированные задачи используют на уроках, курсах по выбору, реже на внеклассных мероприятиях, могут быть предложены в качестве домашней работы. Компетентностно-ориентированные задачи могут быть использованы на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщение и систематизация знаний, урок контроля, оценки и коррекции.

На уроках изучения нового материала с помощью компетентностно-ориентированной задачи можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения формул. К числу таких задач можно отнести задачу для 9 класса по теме «Арифметическая прогрессия»: «Больной принимает лекарство последующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, а в каждый следующий день – на 5 капель больше, чем в предыдущий. Дойдя до нормы 40 капель в день, он 3 дня пьёт по 40 капель лекарства, а потом ежедневно уменьшает приём на 5 капель, доведя его до пяти капель в последний день. Сколько пузырьков лекарства нужно купить больному, если в каждом содержится 20 мл лекарства (что составляет 200 капель)?»

На уроках комплексного применения знаний можно с помощью компетентностно-ориентированных задач сформулировать проблему, задачу, которую необходимо решить за определённое время. Например, задача для 6 класса: «Определить по карте расстояние от Соликамска до города Сочи. Используя свойство пропорции, рассчитать количество бензина, которое будет затрачено на дорогу, если известно, что на 100 км требуется 8 литров бензина?»

18.01.2020 12:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!