СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностный подход в образовании. Чтение как труд самовоспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель может совершить больше, нежели завоеватель или государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества. Н. Рерих «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», - учит Дидро, французский писатель и философ-просветитель. Во все времена на Руси у просвещенных людей Книга считалась источником знаний, главным учителем. Сегодня одной из главных проблем современного образования является снижение интереса к чтению. Из самой читающей страны мира Россия постепенно превращается в страну, где угрожающе растёт число людей, вообще не читающих книги. Всего 10% россиян не расстаются с книгой каждый день, а 36 % россиян практически не читают (по результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения). Учащиеся увлечены компьютерными играми, а старшеклассники уделяют больше внимания тем предметам, которые им предстоит сдавать в формате ЕГЭ. Их уже не привлекают серьезные художественные произведения, а сочинения написать можно и без глубокого знания содержания текста: на это есть Интернет, где можно воспользоваться готовыми работами. Средства массовой информации заменили книги, у ребят нет интереса к слову, произведения русской классической литературы читаются в лучшем случае в кратком изложении. В результате утрачивается духовный опыт и традиции, накопленные поколениями, что приводит к существенному снижению уровня грамотности населения, резкому падению общей культуры личности, разобщенности людей, скудоумию. Как сделать книгу другом, нравственным авторитетом, воспитателем? Каким образом увлечь школьников, вернуть их к истокам, приобщить к постоянному чтению художественной литературы? Сегодня цель литературного образования – дать знания по историко-литературному процессу. Ей соответствует и характер учебников. Да, казалось бы, что всё правильно и логично выстроено – каждый писатель, поэт соотнесен с той эпохой, в которую жил. Но разве это так важно для современных молодых людей? Их в большей степени интересуют поступки героя. Почему он так поступил, а не иначе? Что им двигало в той или иной обстановке? А кто-нибудь читал современный учебник по литературе, например для 11 класса? Скучно и неинтересно - пусть некоторые посчитают, что я говорю крамольные вещи, но, уважаемые коллеги, это правда, к сожалению, горькая. Думаю, что сегодня надо всем, кто преподаёт литературу в школе, раз и навсегда надо понять, что делаем мы это для воспитания личности, прежде всего. А если наша цель – воспитание, то наша задача – научить ребят самостоятельно извлекать из произведений нравственные ценности, спрятанные в тексте, осмысливать их, эмоционально переживать и, наконец, воплощать в поступках, сначала на вербальном (словесном) уровне – на уроке, а потом и на деятельностном – вне урока, в жизни. Только тогда, я уверена, растущий человек будет воспитываться, то есть будут формироваться его нравственные убеждения. Всё это можно осуществить, если мы, школьные преподаватели литературы, будем смотреть на свой предмет как на искусство, а на учеников – как на читателей. Тогда изменится и цель урока: не дать знания по истории и теории литературы, а организовать самостоятельную, творческую читательскую деятельность, содержанием которой являлось бы полноценное читательское освоение текста произведения. Давайте немного помечтаем. Как хорошо бы было, если бы ученик и учитель находились в ситуации сотрудничества: совместно осмысливали, оценивали поступки и мотивы действий героев произведения, что вывело бы их на понимание позиции автора. Но для такой работы нужен и другой учебник, я бы назвала его самоучитель, путеводитель по тексту произведения. А парты в классе должны стоять кругом, чтобы обеспечить учителю неавторитарное общение. Таким создаётся непринужденная обстановка, располагающая к разговору по душам. И тогда не нужна единообразная для всех программа, в основу которой положен историко-литературный принцип изучения литературы: научиться читательской грамоте можно на любом великом произведении. В перспективе такого литературного образования – потребность учеников в собственном творчестве, в создании собственного текста, своего произведения в любом жанре и в любом виде искусства, к чему у них есть влечение и способности. Это может быть осуществлено и на уроке, и вне его, в школьном театре, литературном клубе, где ученик оказывается в позиции автора своего сценария или произведения, актера, входящего в роль, художника, музыканта… Почему – то сейчас мало таких школ, где бы существовали литературные клубы. А может, я ошибаюсь? А ещё, я считаю, надо предоставить ребятам возможность выбирать то, что им интересно, самим определять уровень своего читательского развития. Постигая искусство, а через него жизнь и себя, школьник превращается в саморазвивающуюся личность, которая моделирует сама себя и свои отношения с другими людьми. Результатом такого литературного образования школьника должно стать его умение самостоятельно разобраться в любом незнакомом произведении и «по законам красоты», которая действительно «спасёт мир», строить собственную личность. Все своё представление о современном преподавании литературы я попыталась выразить в схеме. В ней видна перспектива развития литературного образования – и это не зря: «Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру». Из требований современного образования следует, что все в системе преподавания предмета «Литература» должно быть направлено на ученика, который должен построить свой собственный мир – театр: он будет являться и автором, и сценаристом, и актёром, и художником, и музыкантом. И в этом ему помогает учитель – организатор работы, своеобразный режиссёр. Таким образом, «через общение школьника с произведением мировой классики происходит знакомство с подлинными художественными ценностями и диалог с писателями, накапливается опыт коммуникации». Может быть, всё это пока мечты преподавателя литературы. Но надо решиться сломать стереотипы и начать работать так, как желает душа. Но как тогда быть с теорией литературы? Вопросов много. Но я абсолютно уверена, что самостоятельный анализ произведений, активная читательская позиция помогут ученику «войти внутрь жизни, пережить кусок жизни» (Б. Теплов), а это нелегкий труд самовоспитания, потому что идет процесс сопереживания чужой беде, жизни и соотнесения её со своей, рождающее споры, сомнения, толкающее на поиск истины. Как же помочь школьнику в самовоспитании грамотного читателя? Я, как учитель литературы, на уроках словесности решаю данную проблему следующим образом: 1) через чтение вслух и последующее обсуждение, помогающее ребенку проговорить сложные моменты, определить главную мысль текста и задать возникшие вопросы взрослому наставнику; 2) через уроки – презентации любимой книги. Ребятам нравятся такие уроки, хотя подготовка занимает немало времени. Презентация не оставляет равнодушными даже тех, кто не прочитал ни одной книги. Любители художественной литературы довольно сильно влияют на читательский интерес одноклассников; 3) через творческую деятельность: создание комиксов, диафильмов, сценария по произведениям известных писателей; 4) через ведение читательского дневника (со своими воспитанниками начинаем вести такой дневник с 5 класса, задание выкладывается на блог учителя). Интерес ребенка к книге можно пробудить с помощью проектных технологий. Практика показывает, что любой ученик, работая над проектом, спокоен, потому что знает точно, что никто не поставит плохую оценку за невыполненную работу. Учитель – консультант поможет через художественное осмысление текста принять окружающий мир и найти себя в нем, обрести уверенность и почувствовать себя творческой и преуспевающей личностью. Данная технология дает возможность учителю доказать ребятам, что чтение художественной литературы помогает им стать более успешными во всём. На уроках широко использую дискуссионные форму работы («круглые столы», устные журналы, диалоги, диспуты, игровые программы) Они позволяют мне узнать ближе своих учеников, их интересы, склонности, проблемные области, отношение к информации и к чтению художественной литературы. Считаю союзниками в работе по этому направлению новейшие достижения информационных технологий. Это и электронные пособия, и видеоматериалы, и медиаиллюстрации. Благодаря интерактивному содержанию модно работать с одним или несколькими произведениям одновременно, создавать закладки, обращаться к культурно – историческим комментариям. Приобщить к чтению и помочь в самопознании себя как личности помогает и внеклассная работа по предмету. И здесь я особое место отвожу литературным гостиным и семейным читательским конференциям, во время подготовки к которым ребята больше общаются с родителями. Такая работа объединяет всех общим делом, а главное - повышается интерес к художественному слову, реализуется главная задача при изучении предмета «Литература»: «развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности». И ещё считаю важным: не только учителей словесности должна волновать проблема чтения. Педагогам всех предметных областей необходимо помнить о том, что школьники, приобщаясь к чтению, учатся анализировать, отбирать необходимую информацию, работать с разными источниками. А это как раз те компетенции, которые заложены в государственных образовательных стандартах. Вот почему важно помнить, что учителя, как высказался Н. Рерих, «могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».
04.10.2020 13:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!