С каждым годом возрастает количество детей с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Неумение сконцентрироваться на задании, неряшливость в работе сразу бросаются в глаза. У этих ребят преобладает непроизвольное внимание. Как правило, у хорошо успевающих детей хорошо развито произвольное внимание. Но даже способные дети имеют пробелы в знаниях. Передо мной встал закономерный вопрос – можно ли научиться управлять вниманием? Развивая различные свойства внимания, можно ли повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам? Существуют ли упражнения, которые позволяют повысить эффективность концентрации внимания?
Да, такие упражнения есть. При регулярных занятиях количество ошибок уменьшается в 2-3 раза.
Задания на устойчивость внимания
Суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые символы в печатном тексте. Условия проведения: ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)
Примеры текстов, предлагаемых детям для обнаружения в них ошибок:
"На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетрати Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня".
«Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине» (Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л., 1974).
Работа проводится следующим образом. Каждому учащемуся дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время. При анализе результатов этой работы важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться,при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное и др.
После выполнения задания необходимо подсчитать количество ошибок, допущенных ребенком.
Не исправлено 1 – 2 ошибки высший уровень внимания;
3 – 4 ошибки средний;
не увидено 5 и более ошибок низкий.
Варианты:
- среди букв найти словарные слова и исправить ошибки :
СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА
- среди букв найти лишнее слово ЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬ
- отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку (можно добавить выполнение грамматического задания, связанного с темой урока – например, определить время глаголов, склонение имён существительных и т.д.)
ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ /Под лежачий камень вода не течёт./
Задания на распределение внимания
По полю, расчерченному на клеточки ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я диктую детям ходы, они передвигают по полю жука в нужном направлении. Делают это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
- При закреплении таблицы умножения и деления можно использовать следующие задание:
а) Упражнение “Ладонь – кулак”. Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую – в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица умножения.
Задания на концентрацию внимания
- Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения кого-либо образца
Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - разделенное на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Задания на переключение внимания
- Учимся быть внимательными
В начале целесообразно предложить упражнения, не требующие математических вычислений.
1. Спиши числа. Обведи однозначное число в кружок, а двузначное число — в квадрат: 16, 15, 8, 6, 37, 11, 9, 85, 2, 76.
2.Спиши числа. Каждое однозначное число увеличь в 3 раза, а каждое четное число уменьши в 2 раза.
|