СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексное занятие в подготовительной группе «Чудеса матушки – природы» (явления природы с учетом регионального компонента)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: - Закрепить знания детей об основных явлениях природы; - умение различать явления природы в разное время года (по сезонам); - способствовать развитию связной речи, логического мышления. Программные задачи: Воспитательные: - воспитывать экологическую культуру, любовь к природе; - умение объяснять и различать основные явления природы; Образовательные: - учить детей анализировать и делать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - закреплять умение классифицировать различные природные явления по временам года; - активизировать словарь по теме; воспитывать эстетическое восприятие природы. Предварительная работа: - наблюдения за сезонными изменениями; - чтение экологических сказок; - опыты с водой; статическим электричеством; флюгером. - беседы по теме. Методы и приемы: - игровой, наглядный, использование художественной литературы Материалы и оборудование: Ход занятия: Дети приветствуют гостей. Восп. :- Ребята, сегодня я хочу предложить вам отправиться в сказку, а что бы попасть в сказку, послушайте очень красивое стихотворение Марины Семкиной: Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг ? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле,речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром,туманы и роса, Человек и время года- Это МАТУШКА-ПРИРОДА! (слайд) Восп.: Ребята! Наша сказка будет называться «Чудеса матушки – природы». - Слушайте: - Жила-была матушка-природа. И все у нее было в порядке. Весной журчали ручьи. Зимой землю укутывал снег, осенью лили дожди, а лето радовало теплым солнцем. Но однажды случилась беда. Появилась злая колдунья Темнота, ее очень раздражали и злили яркие краски Природы. Она все явления заколдовала и спрятала в разных местах. Исчезли дожди и ветры, грозы и туманы. Предлагаю вам превратиться в отважных путешественников! Мы отыщем спрятанные чудеса и вернем Природе все явления. Но путь к сокровищу долог и труден, чтобы добраться до спрятанного клада. Вы согласны? Тогда – в путь! Восп.: Когда колдунья Темнота улетала в свой замок. Она обронила свою волшебную книгу, в этой книге заколдованные явления природы, которые мы с вами расколдуем. (слайд) 1 ЧАСТЬ ЗИМА: Воспитатель: Колдунья Темнота специально появилась зимой, когда природа спит. Но мы отважные ребята и поможем Матушке-природе. (открывает книгу) Восп.: Первое задание - отгадайте загадку « Он все время занят делом, он не может не идти. Он идет и красит белым все, что видит на пути.» (снег) Восп.: что такое снег? Ребенок: Снег – это вид атмосферных осадков. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, зимой замерзают и превращаются в снежинки. В мире не существует двух снежинок, похожих друг на друга! (слайд) Восп.: Посмотрите, здесь есть еще заколдованные снежинки. Чтобы они вернулись природе на них нужно подуть (дыхательная гимнастика – снежинки на ниточках для каждого ребенка). Восп.: ребята, когда идет снег и дует сильный ветер, как называют это явление природы? Дети: Это явление природы называется – метель. Сильный ветер поднимает кучи снежинок с земли, словно метлой. Снег с ветром так и называется метель. Иногда в народе её называют вьюгой. Восп: А что же происходит на реках и озерах зимой? Ребенок:. Когда зимой температура воздуха опускается до нуля градусов, вода замерзает. Это явление называется ледостав. Восп.: нам надо выполнить задание – собрать из льдинок озера (пазлы). (слайд) Восп.: Ребята, в книге колдуньи есть две картинки, мы должны правильно назвать эти явления природы. Они очень похожи. Но имеют разное происхождение и называются по- разному. (Дети сравнивают картинки изморозь и иней): (1я картинка) Ребенок: Пар поднялся от земли, и от холода замерз. Превратился в иней он – вот такой метаморфоз! Иней – тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности в холодные ночи. (слайд) (2я картинка) Упал туман, пришел мороз – все покрыла изморозь, Все деревья, провода… Красота – вот это да!

Изморозь — белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями. (слайд)

Восп.: Правильно ребята. Изморозь часто путают с инеем, но иней это -(замерзший пар, а изморозь – замерзший туман) 2 часть ВЕСНА Воспитатель: После зимы наступает какое время года? Дети: После зимы наступает время года – весна. Воспитатель: Что происходит со снегом весной? Дети: Снег начинает таять… и называется это явление природы – СНЕГОТАЯНИЕ (слайд) Воспитатель: Ребята, здесь есть картинка, на которой написано «песня», нам надо спеть песню про это явление природы. Что здесь изображено? Дети: явление природы – КАПЕЛЬ (слайд) (исполнение песни про капель 1 куплет) Воспитатель: Снег растаял, солнце светит! Просыпайтесь все на свете! Как тепло, в природе – пир Распахнитесь почки. Просыпайтесь от сна – пусть наступит весна! Воспитатель: Когда природа просыпается, все вокруг расцветает – как называется это явление природы? Дети: Это явление природы называется – ЦВЕТЕНИЕ (слайд) 3 часть ЛЕТО Воспитатель: Проснулась природа! И после весны наступило время года…? Дети: Наступило время года – ЛЕТО Воспитатель: Давайте поиграем в веселую – летнюю игру, которая называется - «Круговорот воды в природе» (игра имитация – физ. минутка) Туча по небу летела, - дети встают в круг, руки лежат на плечах друг у друга, Сверху вниз на всех глядела. Идут по кругу Поглядела, а потом, Пролилась она дождем - останавливаются, стучат пальчиками по ладошке Капли прыгают по ветке, По забору, по беседке.

В хороводе капли кружат - кружатся вокруг себя И ныряют прямо в лужу. – «ныряют» Солнце теплое выходит - поднимают руки снизу- вверх, пальчика раскрыты… И лучом по луже водит. – руки вперед - машут

Золотого солнца жар Превращает воду в пар. Пар поднимается выше и выше, - руки вперед, ладошками кверху поднимают снизу-вверх Облачко вдруг появилось над крышей… - руки в кольцо над головой Ветер их сгоняет в кучу, - дуют «ветерок» Превращает снова в тучу. – круг, руки на плечах друг у друга Загремит веселый гром, - топают Туча выпадет дождем. – стучат пальчиками по ладошке Воспитатель: давайте назовем явления природы, с которыми мы играли Ответы детей: (слайды: солнце, облака, туча, дождь, ветер …) Воспитатель: Ребята расскажите, как появляется дождь. 1й ребенок: Под действием солнечных теплых лучей вода начинает испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются облака. Они становятся все больше и больше. Из белых облачка превращаются в темные тучи. Это значит, что пара уже в них скопилось столько, что они не могут больше удерживать ее в воздухе. И вот края тучи темнеют, а скопившаяся вода начинает выливаться обратно на землю. И начинается дождь. Воспитатель: а что вы знаете про молнию и гром? 2й ребенок: Кроме воды тучи накапливают еще и электричество. Ветер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого столкновения происходит электрический разряд. Так возникает молния. А гром – это тот звук, который получается в результате этого электрического разряда. (слайд – дождь, молния, звук грома) Воспитатель: Нам нужно отгадать еще одну загадку про летнее явление природы «В платье семицветном, на холсте небесном дружит с дождиком она, озорная…» (радуга) (слайд) Воспитатель: Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды Воспитатель: Закончилось лето, природа готовится ко сну. Какое время года наступает? Дети: наступает время года – ОСЕНЬ. Воспитатель: Какое очень красивое явление происходит с растениями осенью? Дети: Листопад! Листопад – это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, характерный для осенней природы. Так природа готовится к отдыху, к встрече зимних холодов. (слайд) Воспитатель: Итак, мы нашли самые главные явления природы. Но явлений этих намного больше. Порой природа творит настоящие чудеса. Многие из этих явлений вы знаете. Ребята, наука которая изучает явления природы называется МЕТИОРОЛОГИЯ, а ученых, которые изучают явления природы называют МЕТЕОРОЛОГАМИ. Есть еще необычные явления природы, которые не связаны с сезонными изменениями «Как красивы полюса, там сверкают небеса! Яркий всполох там и тут, только это не салют. В небе сверкают краски разные, Как называют это явление прекрасное?» Дети: Северное сияние… (слайд) Воспитатель: «Посмотрите, что за чудо – с неба звездочки летят! Это Матушка-природа подарила…. (звездопад). Ну скорее не зевайте – вы желанье загадайте!» (слайд) Наши ребята приготовили для гостей звездочки (конструктивная деятельность), давайте подарим звездочки гостям (звучит песня «Мне звезда упала на ладошку…) – дети дарят звездочки. Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Мы помогли Матушке-природе вернуть природные явления, а злая колдунья Темнота пропала! (слайд) Итог занятия: Ребята, как называлась наша сказка? Дети: «Чудеса матушки-природы» Воспитатель: Какие чудеса мы помогли вернуть Матушке-природе? Дети: Явления природы … Воспитатель: Что нового вы узнали? Как называется наука о природных явлениях? Дети: Метеорология… Воспитатель: Вы так хорошо справились с заданием, мне очень хочется на память вам подарить маленькие солнышки -шоколадки, что бы они вам дарили радость, и вы были здоровы и счастливы.

06.07.2019 05:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!