СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный подход к эстетическому воспитанию в системе среднего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование подрастающего поколения яв­ляется одним из важных направлений государственного управления, которое является гарантом ее национальной безопасности и развития в будущем. Основы духовно-нравственного, физического, интеллектуального потенциала закладываются и формируется именно в сфере образования. Школа, как образо­вательная организация – важнейшее звено в фор­мировании, становлении и развитии грамотной, духовной и интеллектуальной эстетически воспи­танной личности.

В связи с этим, особую актуальность приоб­ретает рассмотрение сущности понятия «эсте­тическое воспитание школьников» как выявление у учащихся школы устойчивых мотивов, потреб­ностей и предпосылок формирования эстетиче­ской воспитанности в реалиях сегодняшней дина­мично развивающейся действительности. [1]

В научной литературе достаточно полно освещены различные аспекты эстетического воспитания школьников. Так, в работах Ю.В. Борева, А.И. Бурова, Э.А. Верба, А.Н. Зиминой, Д.Б. Кабалевского, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, Л.П. Печко, В.А. Разумного, В.К. Скатерщикова и др. выявлены специфика и сущность эстетического воспитания, его основные принципы, формы и методы.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. [2]

Д.С. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". [3]

Современные процессы модернизации образования и воспитания ориентируют на создание условий для формирования целостного восприятия художественно-образной картины мира и эстетически развитой личности школьников. В государственных образовательных стандартах общего образования ряда стран сделан акцент на формирование эстетических потребностей, ценностей, развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других. Освоение образных систем, средств выразительности, законов развития и бытования различных видов искусств позволяет уже в младшем школьном возрасте овладеть основами целостного познания художественной культуры и способствует эстетической воспитанности школьников. [2]

В комплексном подходе к эстетическому воспитанию в системе среднего образования выделяют следующие структурные компоненты:

– эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

– художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;

– эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

– воспитание творческих потребностей и способностей.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру, что способствует формированию целостной личности, творчески развитой индивидуальности, воспитанию нового поколения социально активных и ответственных граждан страны. [1]

Перечень литературы

  1. Цурюмова, С.В. Влияние личности педагога на формирование эстетической культуры учащихся [Текст] / С.В. Цурюмова // Среднее профессиональное образование.- Москва - 2007.- № 6.- С. 19-21.
  2. Искусство и эстетическое воспитание молодежи [Текст]: сб. науч. ст. / Ред. В.Г. Кисунько и др. М.: Наука, 1981. - 335с.
  3. Эстетическое воспитание. Актуальная вечная проблема [электрон.ресурс] / 2010.- Режимдоступа: http://dshisv.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_biblioteka/ehsteticheskoe_vospitanie_aktualnaja_vechnaja_problema/2-1-0-2
Категория: Завучу
24.02.2019 13:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!