СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Четвертая методика называется «Эмоциональный статус личности».
Она является модификацией цветового теста Люшера-Дорофеевой и позволяет исследовать психофизиологическое состояние ребенка. Методика диагностирует эмоциональный настрой и уровень внутренней активности во время проведения данного тестирования.
Для ее осуществления каждому ребенку необходимо иметь три цветных карандаша: красный, синий и зеленый.
Материал для тестирования представляет собой два ряда по три одинаковых квадрата.
Инструкция № 1: «Раскрась верхний ряд квадратов так, чтобы каждый из них оказался раскрашенным только в один цвет – каждый квадрат в ряду может быть или только красный, или только зеленый, или только синий. Все квадраты должны быть разного цвета».
Инструкция № 2: (После того, как ребенок выполнит раскрашивание верхнего ряда квадратов, ему дается новое задание) «Посмотри на раскрашенный тобой ряд и подумай, нравится ли тебе такое расположение квадратов по цвету. Хочется ли тебе его изменить, или ты хочешь все оставить по-прежнему? Второй ряд квадратов раскрась так, как тебе захочется».
Интерпретацию и расшифровку данной методики проводят по второму ряду раскрашенных детьми квадратов. Первое раскрашивание необходимо для ориентировки и тренировки ребёнка в выполнении задания, поэтому во внимание не принимается.
Цвета раскрашенных квадратов второго ряда записываются в виде формулы, буквы которой соответствуют цветовой раскладке данного испытуемого. Расшифровка каждой формулы даётся в таблице №1 «Интерпретация результатов».
Таблица № 1. Интерпретация результатов (по Дорофеевой и по Т.А. Огневой)
Цве-товая фор-мула |
Функцио-нальное состояние |
Описание функционального состояния |
Уровень |
К – С – З |
Функцио-нальное напряжение (ФН) |
Состояние настороженности, которому свойственны ориентировочные эмоции, повышение внимания, активность; это состояние является оптимальным вариантом реагирования функциональной системы. |
Высокий - 3 |
С – К – З |
Функциональное рас-слабление (ФР) |
Спокойное, устойчивое состояние, самое оптимальное для различных видов деятельности, не требующих напряжения; это состояние свидетельствует об отсутствии выраженных переживаний. |
Средний - 2 |
С – З – К |
Функциональное возбуждение (ФВ) |
Доминирование положительных эмоций - от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования. |
Высокий - 3 |
К – З – С |
Функциональное торможение ( ФТ) |
Состояние является следствием неудовлетворения потребностей (и полярно состоянию функционального возбуждения). Оно свидетельствует о доминировании отрицательных эмоций ( печаль, тоска); диапазон изменений – от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, перенапряжения всех систем организма. |
Низкий - 1 |
З – С – К |
Состояние аффективно-го возбуждения (АВ) |
Активные аффекты с диапазоном изменения эмоций от переживания чувства нетерпения, возмущения до гнева, ярости. |
Средний - 2 |
З – К – С |
Состояние аффективно-го торможения (АТ) |
Доминирование сильных отрицательных эмоций с диапазоном от состояния растерянности, психического дискомфорта до страха. |
Низкий - 1 |
Самым оптимальным для обучения шахматам является состояние функциональной напряженности или функционального возбуждения. Все остальные состояния не способствуют данной деятельности. С большой долей вероятности можно утверждать, что ребёнок откажется от занятий шахматами, если интеллектуальная деятельность вызывает у него сильный внутренний дискомфорт.
Данный блок методик позволяет с высокой прогностической точностью определять структуру детской группы по возможностям ее участников в обучении шахматной игре. Дети, показывающие высокие результаты в этом тестировании, с большей охотой и желанием будут учиться играть в шахматы и сохранять стабильный интерес в течение длительного времени. Это позволяет создавать достаточно устойчивые группы обучения детей, не умеющих играть в шахматы. В работе тренера малая текучесть в группе является важным условием эффективности его работы.
© 2017, Крестова Вера Петровна 295