СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс методик для определения зоны актуального развития каждого ребенка (Четвёртая методика)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Четвертая методика называется «Эмоциональный статус личности».

Она является модификацией цветового теста Люшера-Дорофеевой и позволяет исследовать психофизиологическое состояние ребенка. Методика диагностирует эмоциональный настрой и уровень внутренней активности во время проведения данного тестирования.

Для ее осуществления каждому ребенку необходимо иметь три цветных карандаша: красный, синий и зеленый.

Материал для тестирования представляет собой два ряда по три одинаковых квадрата.

Инструкция № 1: «Раскрась верхний ряд квадратов так, чтобы каждый из них оказался раскрашенным только в один цвет – каждый квадрат в ряду может быть или только красный, или только зеленый, или только синий. Все квадраты должны быть разного цвета».

Инструкция № 2: (После того, как ребенок выполнит раскрашивание верхнего ряда квадратов, ему дается новое задание) «Посмотри на раскрашенный тобой ряд и подумай, нравится ли тебе такое расположение квадратов по цвету. Хочется ли тебе его изменить, или ты хочешь все оставить по-прежнему? Второй ряд квадратов раскрась так, как тебе захочется».

Интерпретацию и расшифровку данной методики проводят по второму ряду раскрашенных детьми квадратов. Первое раскрашивание необходимо для ориентировки и тренировки ребёнка в выполнении задания, поэтому во внимание не принимается.

Цвета раскрашенных квадратов второго ряда записываются в виде формулы, буквы которой соответствуют цветовой раскладке данного испытуемого. Расшифровка каждой формулы даётся в таблице №1 «Интерпретация результатов».

Таблица № 1. Интерпретация результатов (по Дорофеевой и по Т.А. Огневой)

Цве-товая фор-мула

Функцио-нальное

состояние

Описание функционального состояния

Уровень

К – С – З

Функцио-нальное напряжение (ФН)

Состояние настороженности, которому свойственны ориентировочные эмоции, повышение внимания, активность; это состояние является оптимальным вариантом реагирования функциональной системы.

Высокий - 3

С – К – З

Функциональное рас-слабление

(ФР)

Спокойное, устойчивое состояние, самое оптимальное для различных видов деятельности, не требующих напряжения; это состояние свидетельствует об отсутствии выраженных переживаний.

Средний - 2

С – З – К

Функциональное возбуждение (ФВ)

Доминирование положительных эмоций - от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования.

Высокий - 3

К – З – С

Функциональное торможение

( ФТ)

Состояние является следствием неудовлетворения потребностей (и полярно состоянию функционального возбуждения). Оно свидетельствует о доминировании отрицательных эмоций ( печаль, тоска); диапазон изменений – от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, перенапряжения всех систем организма.

Низкий - 1

З – С – К

Состояние аффективно-го возбуждения (АВ)

Активные аффекты с диапазоном изменения эмоций от переживания чувства нетерпения, возмущения до гнева, ярости.

Средний - 2

З – К – С

Состояние аффективно-го торможения (АТ)

Доминирование сильных отрицательных эмоций с диапазоном от состояния растерянности, психического дискомфорта до страха.

Низкий - 1

Самым оптимальным для обучения шахматам является состояние функциональной напряженности или функционального возбуждения. Все остальные состояния не способствуют данной деятельности. С большой долей вероятности можно утверждать, что ребёнок откажется от занятий шахматами, если интеллектуальная деятельность вызывает у него сильный внутренний дискомфорт.

Данный блок методик позволяет с высокой прогностической точностью определять структуру детской группы по возможностям ее участников в обучении шахматной игре. Дети, показывающие высокие результаты в этом тестировании, с большей охотой и желанием будут учиться играть в шахматы и сохранять стабильный интерес в течение длительного времени. Это позволяет создавать достаточно устойчивые группы обучения детей, не умеющих играть в шахматы. В работе тренера малая текучесть в группе является важным условием эффективности его работы.

Категория: Всем учителям
16.09.2017 09:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!