СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ Упражнение 1. С помощью сюрпризного момента (из «чудесного ме-шочка», коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или лю-бимая игрушка (например, мишка). Взрослые совершают игровые действия с мишкой, сопровождая словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здорова-ется с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой» (взрослый побуждает ребен-ка к произвольному и сопряженному произнесению звукоподражания). Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее услож-нение - игру «Кто позвал?» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («У-у-у»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ре-бенка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, кото-рая его «позвала»). Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у») и па-ровозиком («у-у-у»). Упражнение 2. Игра «В гости пришла кукла». С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием: «а-а-а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое. Упражнение 3. Игра «Айболит». Взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, кроко-дил. • У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!» • Как плачет зайка? • У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п. Малыш произносит вместе во взрослым, повторяет за ним, потом про-износит самостоятельно звукоподражание «а-а-а!». Упражнение 4. Используя сюрпризный момент (из-за ширмы, из «чу-десного» мешочка, из кукольного домика, одновременно со звуковым сигна-лом - звуком колокольчика или барабана), взрослый показывает игрушку - пупсика, называя ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждает ре-бенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные за-труднения, можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит движение руками ребенка). Усложнение игры: «Кто позвал?», «У нас в гостях» с использованием игрушек из предыдущих занятий. Упражнение 5. Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик, волк), используя звукоподражание, на-зывает их («у-у», «а-а», «ау-ау»). Затем последовательно (по одной) предъяв-ляются контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывая парные картинки, друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания). Игра «Что пропало?»: взрослый убирает одну из картинок и просит на-звать ее, используя звукоподражание. Вопросы: • Кто ушел? (кукла: «Уа-уа!») • Что улетело? (самолет: «У-у-у!») • Кто убежал?(волк: «У-у-у») Упражнение 6. Игра «Положим спать» (проводится с игрушками): • На звук «а» укладываем спать куклу: Кукла-куколка, бай-бай, Спи спокойно, засыпай: «А-а, а-а, а-а». • На звук «у» укладываем бычка: На кроватке спит бычок, Он улегся на бочок: У-у, у-у, у-у». • На звук «и» укладываем мышку: Захотела мышка спать И полезла под кровать: «И-и, и-и, и-и». Упражнение 7. Различение звуков «му» и мяу». Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»). • Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка, корова ? • (Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»); • Кто кричит: «Му» («Мяу») ? • Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой кар-тинку с указанным изображением). • Видишь корову (кошку)? (Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»). • Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги.) • Кто позвал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ре-бенка выбрать соответствующую картинку). (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию). Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты: Му-му! Молока кому? Мяу-мяу! - кто пищит? У меня живот болит. Упражнение 8. Звукоподражания «ту-ту», «тук-тук», «тик-так». Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания. • Спрячь поезд (молоток, часы) • Что спрятала? (Одна картинка закрыта листом бумаги) • Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку). • На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд? • Чем гвозди забиваем? Покажи, как стучит молоток? • Что тикает? Как? Включать звукоподражания в стихотворные тексты: Вот поезд наш едет, колеса стучат: Ту-ту, ту-ту, ту-ту! А в поезде этом ребята сидят. Ту-ту, ту-ту, ту-ту! Строим, строим новый дом, Тук-тук молотком. Наши часики стучат: Тик-так, тик-так. (Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.М.: АСТ: Астрель, 2007.)

13.07.2017 10:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!