СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Композиторы Башкортостана

Нажмите, чтобы узнать подробности

До Октябрьской революции у башкир в основном развивалось устное музыкально-поэтическое творчество. Башкирские воины - участники битв с наполеоновской армией, вернувшись на родину, привнесли в национальный быт сведения о русской и европейской музыке, о хоровом пении, военных оркестрах. В 1-й половине XIX в. в орбиту интересов передовых русских музыкантов входит башкирская народная музыка. Начало этому было положено русским композитором А.А. Алябьевым, отбывавшим ссылку в Оренбурге в 1833-34. Он записывает башкирские и татарские народные напевы, создает на основе двух башкирской и одной «киргизской» мелодии вокальный цикл «Азиатские песни», а на башкирскую мелодию, сообщенную ему В.А. Верстовским, пишет «Башкирскую увертюру» для симфонического оркестра. В 1862 в Лейпциге был опубликован струнный квартет К.Б. Шуберта, русского виолончелиста, концертировавшего в 1850-е гг. в городах Поволжья. Шуберт предпослал квартету заголовок «Мое путешествие в киргизские степи» и использовал русские, татарские, башкирские мелодии. Финал квартета построен на варьировании известной башкирской мелодии «Перовский».

Важнейшие события культуры на первой стадии связаны, прежде всего, с системой музыкального образования.

Открытие в 1920 году музыкальной школы (с 1971 года — Первая детская музыкальная школа имени Н. Сабитова), а в 1921 — музыкального училища (ныне Уфимское училище искусств), позднее трансформированного в Техникум искусств (1926) и в Музыкальное училище с театральным и художественным отделениями (1932), заложило основы профессионального музыкального обучения. Именно здесь получали начальное и среднее музыкальное образование башкирские композиторы-любители: М. Баширов, К. Рахимов, Р. Габитов и другие. Историческим событием, положившим начало высшему профессиональному музыкальному образованию, явилось создание в 1932 году Башкирской студии при Московской государственной консерватории, выпускники которой в конце 40-х - начале 50-х годов сформировали первое поколение башкирских профессиональных композиторов. Открытие в 1938 году Башкирской филармонии и Башкирского театра оперы и балета ознаменовало начало «новой эры» в национальной культуре и определило всю дальнейшую театрально-концертную жизнь в республике. Так появляются песенные оперы: «Мергэн» (1940) и «Ашкадар» (1944) А. Эйхенвальда и балеты: «Журавлиная песнь» (1944) Л. Степанова по мотивам башкирской легенды и «Горная быль» (1951) А.Ключарева по мотивам уральских сказок.

Другой областью творчества композиторов первой генерации стали театральные постановки в традициях фольклорных синтетических действ: народные комедии, пьесы первых национальных драматургов (С. Мифтахова, Г. Ахметшина, М. Гафури, Б. Бикбая и т.д.). Результатом интенсивного развития музыкальной культуры предвоенных лет явилась организация в 1940 году башкирского Союза композиторов, первым председателем которого стал М. Валеев.

Рубеж 40-50-х годов знаменовал собой переход ко второй стадии — профессиональному композиторскому творчеству, связанному с началом деятельности молодых музыкантов, выпускников Московской консерватории: Х. Ахметова, З. Исмагилова, Р. Муртазина, Н. Сабитова, Х. Заимова и некоторых других. Первым башкирским композитором, последовательно работавшим в жанре симфонии, был Р. Муртазин. А в первых рядах выдающихся деятелей культуры республики — народный артист СССР, лауреат государственной премии Российской Федерации имени Глинки, лауреат государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, башкирский композитор, педагог, общественный деятель Загир Гарипович Исмагилов, внесший неоценимый вклад в развитие и процветание башкирской национальной культуры.

Важную роль в дальнейшем росте музыкальной культуры Башкортостана сыграло открытие Уфимского государственного института искусств. Выпускники УГИИ и других музыкальных вузов страны составили новое поколение башкирских композиторов, активно участвующих в музыкально-общественной жизни, в создании произведений различных жанров. Успешно совмещают творческую и педагогическую деятельность композиторы Лейла Исмагилова, Ильдар Хисамутдинов, Азамат Хасаншин, Валерий Скобелкин, Салават и Айсылу Сальмановы, Рашит Зиганов, Игорь Бурдуков, Азамат Азнагулов, Раит Гайсин, Ринат Хафизов.

С 2005 по 2009 год председателем Союза был Салават Низамутдинов. Под его руководством часто проводились юбилеи, фестивали, концерты молодых композиторов. В октябре 2009 года был избран новый председатель – им стал Айрат Гайсин.

Чрезвычайно важными событиями концертной жизни республики в 80-90-е годы стали ежегодные фестивали старинной и современной камерной, хоровой и симфонической музыки, концерты пленумов, съездов, фестиваль «Музыка композиторов Поволжья и Урала», проводимые Союзом композиторов Башкортостана, регулярные симфонические концерты оркестра Башкирского государственного театра оперы и балета и другие. Создание классического национального балета неразрывно связано с именем Н. Сабитова. Перу композитора принадлежат драматические балеты «Горный орел» на историческую тему времен восстания Емельяна Пугачева (в соавторстве с Х. Ахметовым), «Гульназира» — на тему гражданской войны, «Люблю тебя, жизнь» — борьбы с фашизмом, а также лирико-драматический балет «Страна Айгуль». Отдельное место в творческом наследии композитора занимает жанр детского балета: его «Буратино» и «Мурзилка-космонавт» стали любимыми спектаклями многих поколений школьников. В целом сочинения Н. Сабитова открывают основные пути, по которым будет развиваться башкирский балет в последующие годы.

На рубеже веков музыкальная культура Башкортостана представляла собой масштабное, многоплановое, национально-самобытное явление, неразрывно связанное с художественными процессами мировой культуры. Так, например, новым толчком в процессе развития музыкальной культуры Башкортостана стало создание в 1992 году Национального симфонического оркестра (главный дирижер — Рустэм Сулейманов). Важнейшим событием республиканского масштаба, новой «точкой отсчета» в судьбе института искусств (ныне — Уфимской государственной академии искусств) стало открытие после реставрации Концертного зала, названного именем Ф.И. Шаляпина, в сентябре 2000 года.

Новый этап развития жанра эстрадной музыки связан с освоением современных интонаций, ритмики и тембров, обогащенных электронно-акустическими эффектами. В 60-е гг. основателями нового стиля были руководители эстрадных коллективов Башкирской государственной филармонии Б. Гайсин, Н. Галеев и другие, а также композиторы Р.М. Хасанов, Р.Х. Газизов, А.Т. Каримов (70-е гг.). В 80-90-е гг. плодотворное развитие эстрадной музыки связано с творчеством композиторов Р.Х. Сахаутдиновой, А.М. Кубагушева, Р.Р. Зиганова, Н.А. Даутова, С.А. Низамутдинова, И.М. Халилова и др. Эстрадная музыка композиторов Башкортостана звучала на пленумах и съездах Союза композиторов СССР, в концертах Всесоюзного (1985) и Всероссийского (1987) праздников эстрадной музыки, фестиваля советской эстрадной песни «Сочи-89», песенных конкурсов в Юрмале (1988, 1989) и др. Большую роль в развитии культуры эстрадного исполнительства в республике сыграло открытие эстрадного отделения в Уфимском училище искусств (УУИ, 1974).

Активизацией культурно-музыкальной жизни республики отмечен рубеж второго-третьего тысячелетий. Возникают новые художественные коллективы: Национальный оркестр башкирских народных инструментов, Симфоджаз-оркестр при Башкирской государственной филармонии, открываются новые концертные залы.

Свидетельством роста музыкальной культуры и профессионализма композиторов и музыкантов Башкортостана является их успешное выступление на международных конкурсах.

Концертную деятельность ведут творческие коллективы республики: Национальный симфонический оркестр, камерный ансамбль «Башкирия», симфонический оркестр Башкирского государственного театра оперы и балета. Значительных успехов достигли башкирские музыканты в развитии различных жанров популярной музыки.

06.02.2020 10:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!