СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНКА - Конно-железная дорога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ко́нка (конно-железная городская дорога) — вид общественного транспорта, широко применявшегося до перевода железной дороги на паровую, тепловую, электрическую или канатную тягу. Наиболее распространённой областью применения конки был городской транспорт; таким образом, конка была предшественником электрического трамвая.

Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империал). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей. История появления и развития В 1820 году ме­ща­нин Иван Эль­ма­нов спро­ек­ти­ро­вал кон­но-рель­со­вую до­ро­гу, ко­то­рую на­зва­ли «до­ро­гой на стол­бах». Рель­сы для конки в Рос­сии ис­поль­зо­ва­лись плос­кие и же­лоб­ча­тые на де­ре­вян­ных леж­нях. Для за­го­род­ных ко­лей­ных дорог рус­ский изоб­ре­та­тель И. Н. Лив­чак пред­ло­жил ори­ги­наль­ную кон­струк­цию, в ко­то­рой оби­тые же­ле­зом де­ре­вян­ные рель­сы укла­ды­ва­лись на де­ре­вян­ном по­лотне из проч­но свя­зан­ных брусьев с до­ща­тым на­сти­лом, уло­жен­ным по­верх земли. Пер­вые в мире го­род­ские конки по­яви­лись в США: в Бал­ти­мо­ре (1828 год), Нью-Йор­ке (1832 год) и Новом Ор­ле­ане (1835 год). Од­на­ко, по-на­сто­я­ще­му успеш­ны­ми конки стали толь­ко после того, как в 1852 году Аль­фонс Луба изоб­рёл рель­сы с жё­ло­бом для ре­бор­ды ко­ле­са, ко­то­рые утап­ли­ва­лись в по­лот­но до­ро­ги. Вско­ре новый тип же­лез­ных дорог ши­ро­ко рас­про­стра­нил­ся в круп­ных го­ро­дах Се­вер­ной Аме­ри­ки и Европы. В 1854 году в окрест­но­стях Санкт-Пе­тер­бур­га, близ Смо­лен­ской сло­бо­ды, ин­же­не­ром По­ле­жа­е­вым была устро­е­на кон­ная до­ро­га из про­доль­ных де­ре­вян­ных брусьев, оби­тых же­ле­зом. В 1860 году ин­же­нер До­ман­то­вич по­стро­ил кон­но-же­лез­ную до­ро­гу на ули­цах Санкт-Пе­тер­бур­га. Сле­ду­ет упо­мя­нуть про­ект Вол­го-Дон­ской до­ро­ги и пути от Кри­во­го Рога до Ека­те­ри­но­сла­ва, ко­то­рые были за­ме­не­ны па­ро­вы­ми до­ро­га­ми, и про­ект Д. В. Кан­ши­на, вы­сту­пив­ше­го в 1867 году с пред­ло­же­ни­ем о по­строй­ке целой сети кон­но-же­лез­ных дорог боль­шо­го про­тя­же­ния за Вол­гой, на­чи­ная от Са­ма­ры до Орен­бур­га и далее. Вза­мен этого была по­стро­е­на Орен­бург­ская па­ро­вая же­лез­ная дорога. В Российской империи конка была построена в большинстве крупных городов и губернских центров — Санкт-Петербурге (товарная в 1860, пассажирская в 1863), Москве (1872), Казани (1875), Риге (1882), Саратове (1887), Самаре, Воронеже, Минске и др. В большинстве случаев конка строилась с участием иностранного капитала. В последующем, зачастую, фирмы-владельцы конки становились ярыми противниками внедрения электрического трамвая, конкуренцию с которым конка не выдерживала. Такая ситуация, например, была в Санкт-Петербурге, Харькове и Самаре, поэтому пути трамвая прокладывались параллельно путям конки. В других городах власти выкупали хозяйство конных дорог с целью превращения конки в трамвай (Москва, Кёнигсберг и др.). Такой ход событий был наиболее благоприятным для работников конки: они не лишались работы, а приобретали другого работодателя и переучивались. Использование конки в Москве продолжалось до 1912 года, в Петрограде — до сентября 1917, в Минске — до 1928.

04.12.2017 19:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!