СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Подцарство Одноклеточные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №3

Тема урока: Подцарство Одноклеточные, или Простейшие.

Цель: изучить общие признаки простейших и характерные признаки подцарства Одноклеточные.

Задачи:

- формировать знания учащихся о многообразии животного мира, обобщить, систематизировать знания об одноклеточных животных; изучить особенности строения, разнообразия одноклеточных.

- закрепить знания о внутреннем строении представителей типа Саркодовые и Жгутиконосцы, Инфузории; уметь сравнивать процессы жизнедеятельности представителей данных типов;

- закрепить знания о положении представителей данных типов в системе органического мира и их значение в природе и жизни человека.

- воспитание бережного отношения к живым организмам.

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала)

Оборудование таблицы, рисунки, презентация, микроскоп и готовые микропрепараты.

Структура урока

  1. Организационный этап ……………………………1—2 мин.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности……7 мин.

3. Изучение нового материала …………20 мин.

4. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся- 15мин

Домашнее задание …………………………… 1—2 мин.

Подведение итогов урока …………………………3 мин.

Ход урока

I. Орг. момент. /сообщение темы урока, задач/

II. Проверка знаний учащихся.

Ответить на вопросы кроссворда: «история зоологии»

III. Объяснение новой темы:

➣ В 1675 г. голландец Антон Левенгук, рассматривая под микроскопом каплю воды, впервые открыл в ней множество микроскопических, ранее неведомых организмов, среди которых были и простейшие. В начале всех Простейших назвал «инфузориями» и отнес к одной группе животных. В настоящее время выделяют целых семь самостоятельных типов одноклеточных. Почему? (потому что все они имеют различия в строении тела)

Мы ознакомимся с ними:

❖ Саркомастигофорами - (амебы, раковинная амеба, радиолярия, фораминифире) - клетки не имеют плотной оболочки, поэтому у них нет постоянной формы, у некоторых имеются внешние раковины, или минеральный скелет;

❖ Ресничные – ( инфузория туфелька, инфузория трубач, балантидий сувойка, опалина) - снаружи тело покрыто плотной оболочкой, передвигаются с помощью ресничек, имеют два ядра, клеточный рот, глотку

❖ Споровики – (малярийный паразит, кокцидии – поселяются в клетках кишечника и желудка кроликов, кур и др. животных, заболевшие животные отказываются от питания и погибают) – паразитические, паразитируют в клетках и тканях и органах животных и человека, у них нет органов захвата пищи и передвижения

Запись в тетрадь:

Органоиды — постоянные клеточные структуры, выполняющие определённые функции в клетках одноклеточных и многоклеточных организмов. К ним относятся: пластиды, митохондрии, рибосомы и др.

Среда обитания — все условия живой и неживой природы, образующие устойчивую систему, в которой существует организм. Среда обитания прямо или косвенно влияет на развитие, рост, размножение организма и целой популяции. Выделяют наземно-воздушную, водную, почвенную, организменную среды.

Ложноножки (псевдоподии) — органоиды движения, образующиеся благодаря выростам цитоплазмы. У простейших животных образуются в разных частях клетки, служат для захвата пищи, передвижения.

Циста (греч. kystis — пузырь) — временная форма существования многих одноклеточных организмов, характеризующаяся наличием защитной оболочки, которая также называется цистой. Коньюгация –особая форма полового процесса, не связанная с размножением. Во время коньюгации между двумя организмами происходит обмен генетической информацией, но новые особи не образуются.

4. Обобщение и систематизация ( заполняем 2 колонки)

Задание: заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Простейших».

Процессы жизнидеятельности

Амеба

Эвглена Зеленая

Инфузория-туфелька

Движение

При помощи ложноножек

При помощи жгутика

При помощи ресничек

Питание

Фагоцитоз, ложноножки, пищеварительная вакуоль

Фотосинтез

Рот, глотка, пищеварительные вакуоли

Дыхание

Через оболочку

Через оболочку

Через оболочку

Выделение

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль и порошица

Размножение

Бесполое

Бесполое

Бесполое и половое (конюгация)

Переживание неблагоприятных условий

Образование цисты

Образование цисты

Образование цисты

Сравнивая между собой представителей разных типов одноклеточных животных, что можно заметить?

- их тело состоит из одной клетки, которая выполняет все необходимые функции живого организма – передвижение, питание, дыхание, выделение и т.д. сходно у них происходит размножение и образование цист.

Все это указывает на то, что все Простейшие родственны между собой.

Самыми древними из одноклеточных животных ученые считают жгутиковых, способных подобно эвглене зеленой питаться как готовыми органическими веществами (на свету), так и органическими веществами (в темноте). Жгутиковые, имеющие хлоропласты, занимают как бы промежуточное положение между одноклеточными водорослями и одноклеточными животными.

5. Подведение итогов. 15 мин

Лабораторная работа №1

«Изучение строения и передвижения одноклеточных животных».

Цель: научиться готовить временные микропрепараты и наблюдать за живыми объектами под микроскопом, изучить особенности строения и выявить особенности передвижения одноклеточных. Сравнение увиденного, под микроскопом, с приведенным в учебнике изображением.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы:

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа каплю воды на предметном стекле.

3. Рассмотрите части клетки простейшего при большом увеличении.

Оформление результатов:

зарисуйте увиденных одноклеточных животных в тетрадь, подпишите части их клетки.

Сделайте вывод, перечислив признаки, характерные для одноклеточных, как представителей простейших, указав особенности их передвижения.

6. Домашнее задание- прочитать § 3 знать строение одноклеточных, их особенности жизнедеятельности. Подготовить сообщение о различных представителях одноклеточных.

14.09.2020 22:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!