СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект занятия в средней группе с элементами экспериментирования по формированию представлений о воде «Путешествие с капелькой».
Цель: Активизировать, расширить и обобщить представление детей по теме.
Программное содержание:
1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого. Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе.»
2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, газообразная, лаборатория.
3. Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал и оборудование:
Капельки из бумаги (большая и несколько маленьких),одноразовые стаканчики, сахар, краситель для воды, молоко, видеоролик о воде, аудиозапись шум моря.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому узнаете, если отгадаете загадку: Живою может быть и мёртвой, И жидкою и очень твёрдой. Таиться может в небесах, И в глубине земли скрываться, И испаряться на глазах, И тут же снова появляться. (Вода)
Воспитатель: Да это вода. Вот сегодня мы и отправимся в царство, где живёт Волшебница Вода.
(Видеоролик о воде)
Воспитатель: Ребята, закройте глаза, послушайте и определите, что это за звуки.(Звучит шум моря)
Дети: Это звуки воды.
(Видеоролик о воде)
Воспитатель: Действительно, это шумит море. К нам в гости пришла Капелька. Она вместе с нами отправится путешествовать в Царство Волшебницы - Воды. Эта Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море. в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте назовем водоемы в которых мы можем встретить капельку.
Дети: Озеро, море, океан, лужа, река, ручеек, болото.
Воспитатель: Значит, капелька - это частичка чего?
Дети: Воды.
Воспитатель: А как вы думаете кому нужна вода и для чего? (Ответы детей) А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей) Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле.
Ребята, а у нас в группе есть вода, где она находится?
Дети: В водопроводном кране.
Воспитатель: А как она туда попала? Откуда?
Дети: Из реки, по трубам, но сначала она прошла очистные сооружения.
Воспитатель: Дети, а какие свойства воды вы знаете? Какая вода? Хотите побольше узнать о воде? Чтобы узнать точно, так ли это, мы с вами отправимся туда, где проводят опыты, в нашу волшебную лабораторию, но сначала немного передохнем и наберемся сил.
Физминутка
На болоте
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Сегодня мы с вами будем говорить о воде и делать опыты с водой, как настоящие исследователи. А сейчас закройте глазки. ( Надеваю на голову атрибут тучки).
Вода небходима для жизни всего живого, вода имеет много свойств, она настоящая волшебница.
Опыт №1. «Пар – тоже вода».
А где мы можем увидеть воду в газообразном состоянии? (ответы)
Включаем чайник, а когда он закипит, поднесем зеркало к носику.
Зеркало запотеет и с него начнут скатываться капельки воды.
Вода еще имеет свойство приобретать твердое состояние, то есть замерзать и превращаться в лед, а если лед нагреть то он растает и превратится в жидкость. Посмотрите на эти льдинки
Опыт №1 «Вода – это жидкость»
Еще одно свойство воды, она не имеет формы, куда мы воду нальем, форму того сосуда она и примет. Я наливаю воды вот в этот сосуд, а сейчас вот в этот. Что происходит ? Вода принимает форму тех сосудов, в которые мы ее наливаем. А что будет если я налью воду на стол, она просто растечется. Посмотрите, какой схемой обозначается это свойство воды. (Показ схемы)
Воспитатель: Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Льётся вода? Почему?
Дети: Потому что она жидкая.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
Вода – действительно волшебница, она может быть в газообразном состоянии в виде пара, в твердом состоянии в виде льда, а также в жидком состоянии.
А как можно доказать, что вода прозрачная? А бесцветная?
Опыт №2: «Вода прозрачная, бесцветная»
Воспитатель: На столе у вас два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что заметили? А теперь – в стакан с молоком. – Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (вывешивается символ этого свойства).
Воспитатель: А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как?
Тогда я сейчас покажу вам фокус! Я для вас приготовила волшебные баночки, и если сказать волшебные слова, вода в банках окрасится. Попробуем?
Воспитатель: Повторяйте за мной:
Ты вода-водица,
Друг ты мой студёный.
Стань вода-водица,
Не светлой, а разноцветной!
Воспитатель: А теперь мы потрясем хорошенько баночку. Что мы видим?
Дети: Водичка окрасилась.
Воспитатель: В какой цвет превратилась?
Дети называют цвета (красный, зелёный, жёлтый).
Воспитатель: Правильно. Значит, вода может еще, и окрашиваться в разные цвета. Вот это вода-Волшебница! Кто желает попробовать сделать такой фокус?
Дети по желанию выполняют фокус.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье? Попробуйте это сделать дома, а потом нам расскажите.
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
1, 2, 3, 4. Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе раз - это брас
Одной другой - это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Ну что продолжим.
Опыт №3: «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная (вывешивается символ этого свойства воды).
Воспитатель: давайте проведём с вами следующий опыт. Насыпьте в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует – соль, сахар). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Воспитатель: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт №4: «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода не пахнет, у неё нет запаха.
Воспитатель: А давайте мы добавим капельку волшебного масла (воспитатель капает масло в стакан с водой, дети нюхают и отвечают).
Воспитатель: дети, есть еще одно свойство воды, она является растворителем. И сейчас мы в этом убедимся
Опыт №5. «Вода-растворитель»
Воспитатель: Насыпаем в стакан с водой сахар, соль и помешаем ложечкой. Куда делся сахар? (Ответы детей)
А как вы думаете песок растворяется в воде? Давайте проверим. Посмотрите, песок не исчез как сахар, какой можно сделать вывод? (песок не растворяется в воде)
Под звуки волшебной музыки дети возвращаются в сад.
Воспитатель: — Где мы побывали? (В царстве Волшебницы Воды).
Капелька просит нас беречь воду, когда мы моем руки нужно сразу закрывать кран
Вода — это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянии полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Капелька приготовила для вас сюрприз, в память о нашем путешествии в царство воды. (Раздаю детям наклейки.)
Рефлексия Что нового узнали из нашего занятия, чем запомнилось?
© 2019, Винокурова Татьяна Владимировна 317