СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему "Времена года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Времена года»

Возраст: младший школьный

Цель: формирование представлений детей о характерных особенностях разных времен года

Задачи:

Образовательные:

Формировать у учащихся представления об особенностях времен года;

Систематизировать знания о каждом времени года

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие мышления, путем отгадывания загадок, сопоставления признаков каждого времени года, нахождения нелепиц;

Развитие слухового восприятия, путем прослушивания звуков и с их соотнесением со временами года;

Развитие тактильного восприятия, путем действия с тактильными мешочками;

Развитие зрительного восприятия через выполнение заданий с использованием формы и цвета, такие как: «Восстанови скворечник», «Сбор грибов и ягод».

Воспитательные задачи:

Воспитывать умения работать в коллективе;

Воспитывать нравственные качества (бережное отношение к природе).

Оборудование:

Ход занятия

1. Разминка: ритуал приветствия радужный самолет. Разминка «Радужный самолетик». Участники называют свое имя и запускают самолетик с пожеланием: «Меня зовут Ксения Викторовна и я желаю вам ….». К кому прилетит самолетик тот и запускает его следующим.

Основная часть

Прочтение стихотворения психологом

Придумала мать дочерям имена, Вот Лето и Осень, Зима и Весна. Приходит Весна – зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса. А Лето пришло – всё под солнцем цветёт, И спелые ягоды просятся в рот. Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады. Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать? О временах года. Итак, назовите времена года, которые вы знаете.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное. Мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.

Психолог обращает внимание детей на рисунок-схему «времена года» (круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора - месяцы):

- Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают все времена года и их месяцы.

- Сколько всего времён года? (Четыре)

- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.

Поиск игрушек в сухом бассейне. Помогать в путешествии нам будут матрешки. Но они спрятались. Вам нужно угадать где.

«Во мне ты плаваешь и ныряешь, но сухим себя оставляешь». Как вы думаете, что это за место? (Сухой бассейн). Ваша задача, найти в сухом бассейне по 2 спрятанные матрешки.

После этого найденных матрешек просят выстроить в ряд от самой маленькой к самой большой, слева-направо.

В каждой матрешке спрятана загадка о том, в какое время года мы попадем. Начнем мы с самой маленькой матрешки.

Первая матрешка. Зима. Загадка:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(Зимой)

Задание «Зимние признаки»

Найдите признаки зимы. Каждый признак прикрепляется к дому с надписью «Зима» (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)

Назовите зимние месяцы, прикрепите их к ступеням домика, по порядку. (Декабрь, январь, февраль).

Упражнение «Тактильные мешочки»

Некоторые птицы остаются на зиму. Чем можно покормить птиц? Ваша задача, определить, что лежит в тактильных мешочках и сказать можно или нет, этим кормить птиц. (В отдельных тактильных мешочках спрятаны крупы)

В каком времени года мы сейчас побывали?

Прежде, чем отправиться дальше – отдохнем.

Релаксация «Снежинки» (Музыка «Зимняя прогулка»)

Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие – легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вздохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Вам хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке.

Вторая матрешка. Весна. Загадка:

Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает - Когда это бывает? (Весной)

Задание «Весенние признаки»

Найдите признаки весны. Каждый признак прикрепляется к дому с надписью «Весна»

Ребята, назовите весенние месяцы, прикрепите их к ступеням домика, по порядку (Март, апрель, май).

Игра «Восстанови скворечник»

Скажите, что происходит весной в природе? (Тает снег и лед, возвращаются птицы)

Какую помощь людям оказывают птицам? (Готовят скворечники). В городских условиях многим птицам сложно найти укрытое место для гнезда, и скворечник для них будет просто необходим. Поэтому мы с вами сейчас восстановим скворечники. (Детям предлагается конструктор по типу доски Сегена с прорезями для фигур, сооруженный в виде пирамиды, задачей является правильно вставить фигуры в прорези).

В каком времени года мы сейчас побывали?

Выражение эмоционального и психофизического состояния «Весна»

Выразите радость людей от встречи с весной. Мы греемся на солнышке, покажите, как вам тепло и приятно. Представьте себя доброй и ласковой Весной. Подарите деревьям листву, лугам — траву и цветы. Весна принесла хорошее настроение не только нам, но и всему живому.

Третья матрешка. Лето. Загадка:

Ярко солнце светит

В воздухе тепло

И куда не глянешь

Всё кругом светло

По лугу пестреют

Яркие цветы

Золотом облиты

Тёмные кусты.

- Как вы думаете, в какое время года мы попали?

Задание «Летние признаки».

Найдите признаки лета. Каждый признак прикрепляется к дому с надписью «Лето»

Ребята назовите летние месяцы (Июнь, июль, август) и прикрепите их на ступени, ведущие к домику.

Скажите, что мы делаем летом? Вы ходите в школу летом? Наступают каникулы. Все ученики отдыхают. Раз на улице тепло, значит можно отправиться в поход. Приходим в лес, где звонко поют птички.

Упражнение «Сбор грибов и ягод»

По дороге мы соберем с вами ягоды и грибы. Соберите все грибы коричневого цвета. И положите в круглую корзинку. Соберите все грибы белого цвета и положите в корзинку овальной формы. Соберите все ягоды красного цвета и положите их в корзинку прямоугольной формы.

Мы все устали, отправимся отдохнуть в палатку.

Релаксация «Путешествие волшебный лес» (Музыка «Жасмин»)

«Лягте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения. Чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».

Упражнение «Собери по образцу»

Возвращаемся на поляну, где собирали грибы и ягоды, прилетает божья коровка и приносит задание сложить по образцу бабочку из геометрических фигур.

Какое время года мы посетили, какие месяца входят в это время года?

Четвертая матрешка. Осень. Загадка:

Пусты поля, мокнет земля,

Лес облетает, когда это бывает.

А теперь подберите картинки в домик, что бывает осенью? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)

Ребята назовите осенние месяцы (Июнь, июль, август) и прикрепите их на ступени, ведущие к домику.

Игра «Осенние листья». Ребята, подойдите к дереву, скажите, какого цвета листья становятся осенью? Оставьте на дереве только те листья, которые имеет дерево осенью.

Какое время года мы посетили, какие месяцы входят в это время года?

Прослушивание релаксационной музыки. (Музыка «Золотая осень»)

Заключительный этап.

Игра «Какое время года». Задание заключается в прослушивание звуков, которые характеризуют каждое время года и назвать к какому времени года относится тот или иной звук.

Игра «Что перепутал художник». Демонстрируется картинка с перепутанными действиями в тот или иной период времени года. Задачей является найти нелепицу и объяснить в чем заключается ошибка.

Какие времена года мы сегодня посетили? Посмотрите на домики каждого времени года. Назовите зимние/осенние/летние/весенние месяцы.

Рефлексия: "Пирамида позитивных пожеланий" (или "Коллективное рукопожатие").

Психолог вытягивает вперед руку ладонью вниз и произносит пожелание группе. Участники поочередно кладут ладони на ладонь ведущего с пожеланиями, затем на счет "три" дружно вскидывают руки вверх.

19.01.2017 16:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!