СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: «Времена года»
Возраст: младший школьный
Цель: формирование представлений детей о характерных особенностях разных времен года
Задачи:
Образовательные:
Формировать у учащихся представления об особенностях времен года;
Систематизировать знания о каждом времени года
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие мышления, путем отгадывания загадок, сопоставления признаков каждого времени года, нахождения нелепиц;
Развитие слухового восприятия, путем прослушивания звуков и с их соотнесением со временами года;
Развитие тактильного восприятия, путем действия с тактильными мешочками;
Развитие зрительного восприятия через выполнение заданий с использованием формы и цвета, такие как: «Восстанови скворечник», «Сбор грибов и ягод».
Воспитательные задачи:
Воспитывать умения работать в коллективе;
Воспитывать нравственные качества (бережное отношение к природе).
Оборудование:
Ход занятия
1. Разминка: ритуал приветствия радужный самолет. Разминка «Радужный самолетик». Участники называют свое имя и запускают самолетик с пожеланием: «Меня зовут Ксения Викторовна и я желаю вам ….». К кому прилетит самолетик тот и запускает его следующим.
Основная часть
Прочтение стихотворения психологом
Придумала мать дочерям имена, Вот Лето и Осень, Зима и Весна. Приходит Весна – зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса. А Лето пришло – всё под солнцем цветёт, И спелые ягоды просятся в рот. Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады. Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать? О временах года. Итак, назовите времена года, которые вы знаете.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное. Мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.
Психолог обращает внимание детей на рисунок-схему «времена года» (круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора - месяцы):
- Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают все времена года и их месяцы.
- Сколько всего времён года? (Четыре)
- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.
Поиск игрушек в сухом бассейне. Помогать в путешествии нам будут матрешки. Но они спрятались. Вам нужно угадать где.
«Во мне ты плаваешь и ныряешь, но сухим себя оставляешь». Как вы думаете, что это за место? (Сухой бассейн). Ваша задача, найти в сухом бассейне по 2 спрятанные матрешки.
После этого найденных матрешек просят выстроить в ряд от самой маленькой к самой большой, слева-направо.
В каждой матрешке спрятана загадка о том, в какое время года мы попадем. Начнем мы с самой маленькой матрешки.
Первая матрешка. Зима. Загадка:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)
Задание «Зимние признаки»
Найдите признаки зимы. Каждый признак прикрепляется к дому с надписью «Зима» (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Назовите зимние месяцы, прикрепите их к ступеням домика, по порядку. (Декабрь, январь, февраль).
Упражнение «Тактильные мешочки»
Некоторые птицы остаются на зиму. Чем можно покормить птиц? Ваша задача, определить, что лежит в тактильных мешочках и сказать можно или нет, этим кормить птиц. (В отдельных тактильных мешочках спрятаны крупы)
В каком времени года мы сейчас побывали?
Прежде, чем отправиться дальше – отдохнем.
Релаксация «Снежинки» (Музыка «Зимняя прогулка»)
Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие – легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вздохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Вам хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке.
Вторая матрешка. Весна. Загадка:
Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает - Когда это бывает? (Весной)
Задание «Весенние признаки»
Найдите признаки весны. Каждый признак прикрепляется к дому с надписью «Весна»
Ребята, назовите весенние месяцы, прикрепите их к ступеням домика, по порядку (Март, апрель, май).
Игра «Восстанови скворечник»
Скажите, что происходит весной в природе? (Тает снег и лед, возвращаются птицы)
Какую помощь людям оказывают птицам? (Готовят скворечники). В городских условиях многим птицам сложно найти укрытое место для гнезда, и скворечник для них будет просто необходим. Поэтому мы с вами сейчас восстановим скворечники. (Детям предлагается конструктор по типу доски Сегена с прорезями для фигур, сооруженный в виде пирамиды, задачей является правильно вставить фигуры в прорези).
В каком времени года мы сейчас побывали?
Выражение эмоционального и психофизического состояния «Весна»
Выразите радость людей от встречи с весной. Мы греемся на солнышке, покажите, как вам тепло и приятно. Представьте себя доброй и ласковой Весной. Подарите деревьям листву, лугам — траву и цветы. Весна принесла хорошее настроение не только нам, но и всему живому.
Третья матрешка. Лето. Загадка:
Ярко солнце светит
В воздухе тепло
И куда не глянешь
Всё кругом светло
По лугу пестреют
Яркие цветы
Золотом облиты
Тёмные кусты.
- Как вы думаете, в какое время года мы попали?
Задание «Летние признаки».
Найдите признаки лета. Каждый признак прикрепляется к дому с надписью «Лето»
Ребята назовите летние месяцы (Июнь, июль, август) и прикрепите их на ступени, ведущие к домику.
Скажите, что мы делаем летом? Вы ходите в школу летом? Наступают каникулы. Все ученики отдыхают. Раз на улице тепло, значит можно отправиться в поход. Приходим в лес, где звонко поют птички.
Упражнение «Сбор грибов и ягод»
По дороге мы соберем с вами ягоды и грибы. Соберите все грибы коричневого цвета. И положите в круглую корзинку. Соберите все грибы белого цвета и положите в корзинку овальной формы. Соберите все ягоды красного цвета и положите их в корзинку прямоугольной формы.
Мы все устали, отправимся отдохнуть в палатку.
Релаксация «Путешествие волшебный лес» (Музыка «Жасмин»)
«Лягте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения. Чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».
Упражнение «Собери по образцу»
Возвращаемся на поляну, где собирали грибы и ягоды, прилетает божья коровка и приносит задание сложить по образцу бабочку из геометрических фигур.
Какое время года мы посетили, какие месяца входят в это время года?
Четвертая матрешка. Осень. Загадка:
Пусты поля, мокнет земля,
Лес облетает, когда это бывает.
А теперь подберите картинки в домик, что бывает осенью? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Ребята назовите осенние месяцы (Июнь, июль, август) и прикрепите их на ступени, ведущие к домику.
Игра «Осенние листья». Ребята, подойдите к дереву, скажите, какого цвета листья становятся осенью? Оставьте на дереве только те листья, которые имеет дерево осенью.
Какое время года мы посетили, какие месяцы входят в это время года?
Прослушивание релаксационной музыки. (Музыка «Золотая осень»)
Заключительный этап.
Игра «Какое время года». Задание заключается в прослушивание звуков, которые характеризуют каждое время года и назвать к какому времени года относится тот или иной звук.
Игра «Что перепутал художник». Демонстрируется картинка с перепутанными действиями в тот или иной период времени года. Задачей является найти нелепицу и объяснить в чем заключается ошибка.
Какие времена года мы сегодня посетили? Посмотрите на домики каждого времени года. Назовите зимние/осенние/летние/весенние месяцы.
Рефлексия: "Пирамида позитивных пожеланий" (или "Коллективное рукопожатие").
Психолог вытягивает вперед руку ладонью вниз и произносит пожелание группе. Участники поочередно кладут ладони на ладонь ведущего с пожеланиями, затем на счет "три" дружно вскидывают руки вверх.
© 2017, Шелудченкова Ксения Викторовна 635