СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки 5 класса "Ты, Моцарт-Бог".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание урока.

Вход, организация:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Введение в тему урока:

Учитель: Сейчас прозвучит фрагмент музыкального произведения. Чтобы лучше определить фамилию композитора, перед вами на партах лежит задание, в котором зашифрована фамилия этого композитора. Послушайте внимательно музыку и выполните задание.

Задание №1.

1

М

е

л

о

д

и

я

2

О

п

е

р

а

3

Ц

и

ф

р

ы

4

А

р

и

я

5

Р

о

я

л

ь

6

Т

е

м

п

  1. Благодаря её звучанию мы запоминаем песню или музыкальное произведение.
  2. Это музыкальное произведение мы можем услышать в театре.
  3. С помощью них мы записываем годы жизни композитора.
  4. Её можно услышать в операх. (она даёт характеристику героя).
  5. Инструмент клавишной группы. (концертный вариант).
  6. Скорость музыки.

Учащиеся: Это произведение Моцарта.

Учитель: Музыка Моцарта – праздник для хора, Прошлых столетий бесценный привет, Сколько в ней солнца, огня и простора, Сколько надежды на новый рассвет.

Но не только о Моцарте у нас пойдёт речь на уроке, но и как писатели поэты отзывались о музыкальном искусстве в целом, и, конечно же, о музыке Моцарта.

Тема нашего урока: Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты Моцарт-Бог и сам того не знаешь…». Эти строки принадлежат перу Александра Сергеевича Пушкина из трагедии «Моцарт и Сальери". Вот как отзывается о В.А.Моцарте Сальери.

(после исполнения Моцартом музыкального произведения, Сальери произносит следующие слова:

Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;

Я знаю, я.

Этот удивительный композитор родился в– Австрии в г.Зальцбург в 1756 году. Что выдаёт, что этот композитор жил в XVIII веке?

Учащиеся: У Моцарта белый парик, старинный костюм.

Учитель: Вольфганг Амадей Моцарт родился в музыкальной семье: его отец-Леопольд Моцарт играл на скрипке, старшая сестра – Наннерль прекрасно пела. Эту талантливую австрийскую семью знала вся Европа, так как когда будущему композитору исполнилось 5 лет, семья стала гастролировать, давать концерты. Публика восхищалась маленьким гением, так как Моцарт играл так, как будто бы взрослый музыкант. Будучи ребёнком Моцарта называли вундеркинд (что означает «гениальный ребёнок»).

Перу композитора принадлежат многие произведения: оперы, симфонии, концерты, музыкальные произведения для одного или нескольких инструментов. Мы познакомимся с музыкальным произведением, которое Моцарт сочинял незадолго до своей смерти и так и не успел закончить до конца. Реквием дописывал ученик Моцарта-Зюсмайер. Это музыкальное произведение окутано тайной. Вот как пишет об этом А.С.Пушкин в «Моцарт и Сальери».

Моцарт Признаться

Мой Requiem меня тревожит.

Но странный случай.

Не сказывал тебе я?

Так слушай.

Недели три тому, пришёл я поздно

Домой. Сказали мне, что заходил

За мною кто-то. Отчего - не знаю,

Всю ночь я думал: кто бы это был?

И что ему во мне? Назавтра тот же

Зашёл и не застал опять меня.

На третий день играл я на полу

С моим мальчишкой. Кликнули меня;

Я вышел. Человек, одетый в чёрном,

Учтиво поклонившись, заказал

Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас

И стал писать - и с той поры за мною

Не приходил мой чёрный человек;

А я и рад: мне было б жаль расстаться

С моей работой, хоть совсем готов

Уж Requiem. Но между тем…

Мне совестно признаться в этом.

Мне день и ночь покоя не даёт

Мой чёрный человек. За мною всюду

Как тень, он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третий

Сидит.

  • Вот какая таинственная история, связанная с написанием реквиема.

Реквием-это заупокойная католическая месса, которая исполняется на латинском языке хором, симфоническим оркестром и певцами-солистами. Всего в Реквиеме 14 номеров, но мы послушаем только 2 из них: «Dies irae» и «Lacrymosa». Перед вами неполные тексты двух номеров. Одинаковые ли они по характеру?

  • «Dies irae» - жёсткий, горячий, бурный, а «Lacrymosa» - печальный, слёзный.

Учитель: Давайте попробуем предсказать: какая нас ожидает музыка. Мы поиграем в игру: «Я-композитор». Для этого мы поделимся на 2 группы. Одна команда придумывает- Dies irae, другая- Lacrymosa. Вам нужно будет описать какими будут в вашем номере:

Задание №2

2. Темп.

3. Тембр музыкальных инструментов (исполняющих мелодию).

4.Характер исполнения.

5. Динамика.

6. Состав исполнителей.

Учитель: Давайте послушаем насколько совпали наши предположения.

(слушание «Dies irae» и «Lacrymosa» из «Реквиема» В.А.Моцарта.)

  • Кто исполнял Реквием? Одинаковое ли настроение в этих двух номерах?

Учащиеся: Dies irae исполняется в быстром темпе, громко, напористо, страшно. Играет весь симфонический оркестр. Часто выделяются медно-духовая группа. Она звучит зловеще как предупреждение для грешников. Lacrymosa - плавно, печально. В самой мелодии интонации как тихо падает слеза. Звучание напоминает молитву о прощении человека.

  • Вот как подействовала музыка на Булата Окуджаву, что появилось удивительное стихотворение, которое называется: «Вот музыка та, под которую…»

Вот музыка та, под которую

Мне хочется плакать и петь.

Возьмите себе оратории,

И дробь барабанов, и медь.

Возьмите себе их в союзники

Легко, до скончания дней…

Меня же оставьте с той музыкой:

Мы будем беседовать с ней.

Мы много узнали об австрийском композиторе Вольфганге Амадее Моцарте. Вам предлагается ответить на вопросы в форме теста. Проверим наши знания.

  • Как я уже сказала о музыке сочиняли поэты стихи, появлялись рассказы Паустовского, Бианки, различные сказки, в которых музыка была главным героем. Сочинять стихи – трудное творческое занятие. Поэтому мы с вами попробуем сочить мини сочинение о Моцарте. Ответить на главный вопрос: Кто такой Моцарт –композитор XVIII века для нас –поколения XXI века.

Задание №4: Составление синквейна.

Пример: Моцарт

Солнечный, волнующий

Окрыляет, даёт надежду, не устаревает

Музыка помогает в трудную минуту

  1. Зачем и для чего слушать по- настоящему хорошую музыку? Почему столько много написано стихов, рассказов, высказываний философов об этом виде искусства? На эти вопросы нам поможет ответить песня современного композитора Людмилы Семёновой, которая называется: «Песня о песне». Послушайте, пожалуйста.
  2. Музыка помогает в трудные минуты, она окрыляет. Музыка «лечит душу».

(разучивание песни)

Учитель: Много звучало стихов, цитат о музыке. Кто-нибудь из вас подготовил к этому уроку стихотворения о музыке, музыкантах. Прочитайте их.

Учитель: Калифорнийские учёные исследовали влияние музыки на человека и выяснилось, что музыка Вольфганга Амадея Моцарта влияет на умственные способности людей. Кто слушает музыку этого австрийского композитора тот выигрывает в шахматы и лучше даются такие предметы как математика и иностранный язык. Поэтому я желаю вам больше слушать музыку Моцарта и быть здоровыми.

Категория: Музыка
15.10.2015 15:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!