СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей на тему: «учебная несамостоятельность ребёнка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности ребенка.

Задачи:

1. Ознакомить родителей с понятием «самостоятельность»;

2. Формировать у родителей понимание необходимости развития учебной самостоятельности;

3. Создать условия для анализа родительской позиции в воспитании ребёнка.

Форма проведения: интерактив.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

Приветствие:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашей консультации.

Сегодня я бы хотела начать со слов великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского «Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».

- Как вы понимаете данное высказывание? (варианты: ребёнок должен быть самостоятельным/проявлять самостоятельность)

Я согласна с каждым из ваших высказываний, мне бы хотелось добавить, что самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Поэтому помогать развивать самостоятельность как моя, как учителя начальных классов, и ваша как родителей.

- Прежде чем выявить тему нашего родительского собрания, я подготовила проблемные ситуации, с которыми могут столкнуться или уже столкнулись наши дети. Попрошу Вас разделиться парам. Каждой паре я раздам раздаточный материал. Вам нужно изучить ситуацию, обсудить её и ответить на главный вопрос.

Ситуация 1. «Катя с бабушкой всегда вместе выполняли домашнюю работу, иногда бабушка даже делала её за внучку. Но случилось так, что она уехала на дачу. И теперь Кате требует того же от мамы. Но она каждый день работает и не может элементарно помочь ребёнку, так как делала это бабушка. Мама рассказывает, что если Катя сталкивается с сложным заданием, не пытаясь разобраться в нём, она его не делает»

· Как вы думаете, почему Лена не выполняет некоторые задания?

Прочитайте ситуацию и ваш комментарий по данной ситуации.

- Кто из вас уже догадался, какая тема нашей сегодняшней встречи?

- Тема звучит следующим образом «Развитие учебной самостоятельности у младших школьников».

- Как вы думаете, какова цель?

(узнать, каким образом можно развивать самостоятельность)

- Определите, какие задачи мы поставим для сегодняшнего собрания, используя план на слайде.

· Ознакомиться с понятием «самостоятельность»;

· Сформировать понимание о развитии учебной самостоятельности;

· Проанализировать родительскую позицию в воспитании ребёнка.

- Давайте разработаем план нашей встречи, используем для этого план на доске, нужно выстроить верную последовательность.

1. Дать определение понятию «самостоятельность»

2. Определить причины несамостоятельности детей в младших классах

3. Узнать об учебной самостоятельности младших школьников и как её развивать

4. Выделить варианты решения проблемы

- Дорогие родители, теперь попробуйте сформулировать определение к понятию «самостоятельность».

· Самостоятельность - это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Она означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

Какое мы с вами можем предположить определение, что такое учебная несамостоятельность?

Учебная несамостоятельность, термин, подразумевающий под собой несостоятельность блоков планирования у детей младшего школьного возраста. Педагоги и родители всё чаще сталкиваются с проблемой учебной несамостоятельности у детей. Умный и любопытный ребёнок оказывается совершенно неготовым вникать в учебный процесс без участия взрослых.

Выделение проблемы: в течение некоторого времени я наблюдала за работой наших детей, и пришла к выводу, что некоторым детям сложно даются задания, по характеру выполнения, которые являются самостоятельными, детям нужен контроль, а также их нужно периодически «подгонять», чтобы они выполняли работу. Скажите, замечали ли вы за своими детьми, что есть некоторые моменты, когда они несамостоятельны? В частности, при выполнении может домашней работы? Подготовке к урокам? (предполагается, что родители дадут положительный ответ, что им приходится довольно часто помогать и направлять, заставлять своих детей выполнять домашнюю работу)

Определение причин: Давайте вместе с вами попробуем предположить варианты, почему же наши дети могут быть несамостоятельны или проявлять несамостоятельность в учебной деятельности. Какие у вас есть варианты? (чем больше вариантов, тем лучше, с разных точек зрения/с точки зрения гендера). (варианты: Перестраховываемся, запрещаем что-то детям «на всякий случай», Недооцениваем возможности ребёнка, Скупы на похвалу, но очень скоры на критику, Показываем пример несамостоятельности или лени сами). Верно, зачастую, названные вами причины и являются в дальнейшем причинами несамостоятельности ребёнка не только в учёбе, но и в повседневной жизни.

Предпринимаем попытку решения:

- Развитие самостоятельности у детей - процесс сложный и противоречивый. Тем не менее можно говорить об определенной логике, выделить основные этапы.

- Сейчас я раздам каждому лист с этапами. Ваша задача проставить по смыслу предложенные этапы в правильном порядке.

_________ Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).

_________ Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).

_________ Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).

Давайте теперь сверим ваши варианты с планом на экране.

Первый этап. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).

Второй этап. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).

Третий этап. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).

- Самостоятельность ребёнка можно развивать во всех сферах его жизни: дома, в школе, в общении и игре с детьми и взрослыми. Ведущая роль в развитии взрослости детей принадлежит родителям. Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Необходимо помнить, что у ребёнка нет потребности эти обязанности выполнять, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности.

Как вы думаете, как можно поощрять ребёнка за его самостоятельность?

- В выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. И ни в коем случае — никакого крика, раздражения, упреков. Представьте себе, что вы делаете какую-то работу впервые или недавно, а «над душой» кто-то стоит и все время понукает, раздражается и кричит. Как вы себя будете чувствовать? Неважно. Вот так и ребенок, которого вы хотите чему-то научить и не набираетесь достаточного терпения.

Давайте с вами попробуем проанализировать предложенные ситуации, обратите внимание на экран.

СИТУАЦИЯ 1. Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают. Какие могут быть ваши варианты?

Решение. Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

СИТАУАЦИЯ 2. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки? Какие могут быть ваши варианты?

Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка: на строчку, где допущена ошибка; на слово с ошибкой; спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

Часто мы сами не замечаем за собой отстранённости в направлении воспитания самостоятельности. Ребёнок будет следовать указаниям взрослых, и им не надо будет искать новых способов и форм взаимодействия с ним, а значит для нас это может быть проще. Но, не сделав этого, не расширив полномочий ребёнка, невозможно будет изменить его образ мыслей. Несмотря на все усилия, наказания, он будет по-прежнему надеяться на нашу опеку.

Определяем участников проблемы

Как вы думаете, в первую очередь, кто будет главным помощником в том, чтобы сформировать у детей самостоятельность?

Изменения необходимо начать с себя, нужно попробовать изменить своё поведение. Прежде всего посмотрите на ребёнка своими глазами (забудьте, что говорят о нем соседи, учителя и т.д.). Вы лучше знаете его. Какие качества характера вам в нем нравятся, какие не нравятся, что вы хотели бы изменить в нем? Например, вы знаете о своем ребенке, что он очень дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои замечания с опорой на это качество ребенка. Не угрожайте ему: «Попробуй не прийти сегодня вовремя!», а поделитесь своими чувствами: «Я была бы так рада, если бы ты сегодня пришел пораньше. Мы бы посидели за чаем, обсудили бы проблемы».

Общее мнение

Давайте же выделим теперь общее для нас мнение, идеи по поводу того, как нам с вами можно развить у наших детей самостоятельность. Для этого я предлагаю вам на листочках записать ваши варианты, и мы создадим корзину идей, а после этого выберем часто встречающиеся идеи для решения нашей проблемы.

В ходе данного приемы мы выделяем следующие пути решения:

- Учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и правильно оценивать результаты своей деятельности.

- Использовать подготовленные памятки для более рациональной организации работы по выполнению домашних заданий детьми. Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.

- Предоставлять помощь детям в случае возникновения существенных осложнений во время выполнения домашних заданий.

-Составить график консультаций с психологом для желающих родителей;

- Заниматься воспитанием детей дома, прививать навыки правильного поведения, общения, чаще беседовать и выяснять успехи и неудачи, помогать ребенку, если он вас просит об этом, находить время каждый день на своего ребенка.

И, чтобы нам было проще помогать друг другу, я подготовила для вас памятки, выв можете их использовать, чтобы сделать наших детей лучше, формировать и развивать их самостоятельность.

В заключение хочется сказать, что в каждой семье ситуации складываются разные. Вы можете следовать каким-то рекомендациям, можете выбирать свои методы решения проблем. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребенку, вы не забывали и о его праве на собственный взгляд на вещи, о праве самому принимать решения и нести за это ответственность.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1)Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, постепенна у него появиться его личная обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом- выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни).

2) Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать. Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны их возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам (кроме исключительных случаев, например, если он себя плохо чувствует). Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний, вы все равно все сделаете за него, и просто не будет реагировать на ваши слова. Если вы несколько раз собрать и приготовить одежду на завтра, а он этого не сделает, пусть он хоть раз поволнуется утром сам. Даже если он опоздает в этот день в школу, это будет его ответственность, не ваша.

3)Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение. То же касается и конфликтных ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы, предложенных решений, старайтесь приходить к компромиссам.

4)Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,- спокойным и доброжелательным поинтересуетесь его успехами.

5)Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания- он должен сам научится их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит вам, как они делали подобные задания в классе,- ведь вы учились так давно, что плохо помните школьные требования. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе в словаре- это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой- приучит сына или дочь пользоваться справочной литературой.

6)Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания и развитие у ребенка чувства времени. Это чувство можно развивать, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько времени необходимо, чтобы записать предложение, позавтракать и т.д.).

7)Если ребенку важно посмотреть какую-либо передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе рассчитать время так, чтобы все успеть. Попробуйте предположить, сколько времени может занять выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только то задание, которое сделано полностью и аккуратно.

8)Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т.д.), какие учебные предметы ему более интересны. Затем, учитывая эти особенности, вместе составьте план выполнения уроков на каждый день. Постепенно ребенок приучится рассчитывать время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата. Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где ему будет удобно и приятно заниматься. Ни в коем случае не позволяйте ему за уроки при включенном телевизоре, радио, компьютере, по возможности создайте на время подготовки домашних заданий спокойную и тихую обстановку.

9) Собирать портфель с первого класса ребенок должен сам, ничего не забывать ему поможет список предметов, которые надо взять с собой в тот или иной день. Собирать портфель в 4-ом классе- это унижение для него, и для вас.

10)Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения. Если вы говорите, что в выходные дни он наказан и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание.

24.08.2023 13:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!