СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей: "Ранняя коррекционно- развивающая работа с детьми с церебральным параличом.".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Признаки детского церебрального паралича у ребенка обна­руживаются с рождения, поэтому уже в первые недели жизни нарушается весь ход психического развития малыша, в частно­сти замедляется и искажается процесс формирования его речи. Как правило, в дальнейшем возникает тяжелое речевое расстрой­ство — дизартрия.

Несмотря на то что нарушения доречевого развития можно обнаружить в первые месяцы жизни, логопедическая работа иногда начинается только после достижения трех лет и направ­лена на исправление уже закрепившегося стойкого нарушения речи. Кроме того, замедленное и искаженное речевое развитие детей с ДЦП приводит к нарушению познавательной и эмоцио­нально-волевой сферы ребенка.

В связи с этим встает первостепенная по своей важности задача ранней коррекционно-развивающей работы с детьми с ДЦП, направленной на предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка.

Как же организовать жизнь ребенка с церебральным пара­личом в самый ранний период?

Многих родителей беспокоят трудности, которые возникают у ребенка во время еды (с трудом жует, глотает, может поперх­нуться пищей, наблюдается отсутствие аппетита, иногда появ­ляется отвращение к определенным блюдам и т.д.).

Для того чтобы облегчить процесс кормления, прежде все­го следует выбрать удобное положение ребенка при кормлении. Часто бывает достаточно положить руку на шею ребенка и од­новременно наклонить вперед плечи или зафиксировать одну руку, голову наклонить вперед.

При тяжелых поражениях ребенка следует кормить в поло­жении лежа. При этом голову необходимо приподнять, а тело или поддерживать, или придать ему наклонное положение.

Следует избегать позиции кормления птиц (голова запроки­нута, пища заливается в рот), поскольку она вызывает трудно­сти при закрывании рта и глотании.

Поднося ложку ко рту ребенка, необходимо внимательно следить за его губами. Если малыш пищу выталкивает языком, ее следует вводить сбоку.

Для улучшения глотательного рефлекса проводятся подгото­вительные упражнения, направленные на снижение саливации и улучшение движений губ и языка. Чтобы облегчить глотание, голову ребенка можно слегка наклонить, накладывая кусочки льда на скуловую кость, быстрыми и давящими движениями потирать затылок. Этому способствует также питье жидкости в маленьком количестве из чашки. При этом нужно слегка погла­живать горло. Прикосновения к горлу выполняются вверх к ос­нованию языка и к подбородку.

Нельзя допускать, чтобы ребенок кусал край чашки. Если возникают трудности при закрытии рта, следует закрыть губы, слегка прижав их пальцами. Для полного смыкания губ можно использовать и такие упражнения, как удерживание губами или зубами сначала толстых предметов (пробковый стержень), а за­тем тонких (соломинка, зубочистка и т.д.). Практическим упраж­нением для хорошего закрывания губ (рта) является питье через трубочку.

Чтобы побудить ребенка к глотанию, его приучают брать пищу с ложки губами, а не засовывают ее в рот. Поглаживаю­щие движения горла назад, вперед и вниз, затем снова назад и вверх способствуют улучшению акта глотания.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок ел в кругу семьи или других детей. Совместный прием пищи способствует развитию чувства сопричастности.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с церебраль­ным параличом должна проводиться ежедневно.

С первых дней жизни под влиянием патологических тони­ческих рефлексов (характерный симптом детского церебрального паралича) у ребенка формируются патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), поэтому не-

обходимо индивидуально подбирать для каждого ребенка поло­жение тела, при котором бы патологические тонические рефлек­сы не проявлялись вообще или проявлялись минимально. Такие положения туловища, конечностей, головы, носящие название «рефлекс запрещающие позиции», придаются ребенку до нача­ла проведения занятия и сохраняются во время занятия. К ним относятся следующие позы.

  1. Поза эмбриона — в положении на спине приподнимают и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени согнуть и привести к животу. В этой позе производятся плавные покачи­вания до 6-10 раз, направленные на достижение максимальновозможного мышечного расслабления.
  2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.
  3. В положении на спине с обеих сторон голову ребенка фиксируют валиками, которые удерживают ее на средней линии.
  4. В положении на боку ребенок помещается в «позу эмбри­она».
  5. В положении на животе под грудь ребенка подкладывает­ся валик, а ягодицы фиксируются поясом с грузом.

Для нормализации состояния и функционирования органов артикуляционного аппарата большое значение имеют массаж и артикуляционная гимнастика.

Массаж проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.

В первые недели жизни у ребенка, как правило, не отмеча­ется повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус нарастает, в связи с чем проводятся (после выбора позы «рефлекс запрещающие позиции») следую­щие приемы расслабления.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом раз­глаживания:

в направлении от середины лба к вискам;

от бровей к волосистой части головы;

от линии лба вниз через все лицо к шее;

от мочек уха по щекам к крыльям носа;

по верхней губе от угла рта к середине;

по нижней губе от угла рта к середине.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замед­ленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раз, по време­ни массаж не превышает 3 минут, проводится ежедневно.

Расслабление языка:

точечный массаж в области подчелюстной ямки;

вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под уг­лами челюсти;

легкое поглаживание, похлопывание, вибрация деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

Каждое упражнение выполняется в течение 15 секунд.

Расслабление мышц шеи осуществляется путем пассивных движений головы. Правая рука помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивается то в одну, то в другую сторону, покачивается вперед. Расслабление шейной мускулатуры вызывает расслабление корня языка.

При выраженной вялости артикуляционной мускулатуры проводятся специальные приемы массажа, направленные на ук­репление мышц этой зоны путем поглаживания, растирания, глу­бокого разминания, вибрации.

Артикуляционная гимнастика с детьми до года проводится в пассивной форме, т.е. с помощью руки с использованием мар­левой повязки.

Особое внимание уделяется движениям губ, языка.

Упражнения для губ:

оттянуть слегка углы рта, видны передние зубы, объем дви­жения, как при артикуляции звука «и»;

округлить губы, как при артикуляции звуков «о», «у»;

сомкнуть, разомкнуть губы;

поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу, максимально обнажая верхнюю и нижнюю десну;

натянуть верхнюю губу на нижнюю и удерживать на счет 3-5;

натянуть нижнюю губу на верхнюю и удерживать на счет 3-5;

вытянуть губы вперед воронкой.

Упражнения для языка выполняются рукой, с использовани­ем марлевой повязки:

вытянуть язык вперед;

поднять язык на верхнюю губу;

опустить язык на нижнюю губу;

отвести язык вправо, затем влево.

Детский церебральный паралич проявляется прежде всего в двигательных расстройствах (нарушение общей, мелкой мотори­ки рук, артикуляционной моторики). Развитие двигательных функций как у здорового, так и у ребенка с церебральным пара­личом происходит поэтапно. Здоровый ребенок сначала учится удерживать в правильном положении голову, потом туловище, учится садиться, ползать, вставать, переступать, наконец ходить. У ребенка с церебральным параличом также, прежде чем развить возможность самостоятельного передвижения, вначале надо сформировать необходимые для этого предпосылки: удержива­ние головы и туловища и т.д.

При детском церебральном параличе у ребенка наблюдает­ся нарушение не только моторики, но и познавательной деятель­ности, эмоционально-волевой сферы. Нарушение познавательной деятельности на ранних этапах развития проявляется в наруше­нии зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Для развития и коррекции общей, мелкой моторики и вос­приятия эффективными являются упражнения, приведенные в разделе «Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми с фактором риска в речевом развитии».

У многих детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения. У одних детей отмечаются беспокойство, расторможенность, суетливость, у других — вялость, пассивность, безынициативность. Для этих детей характерна повышенная впечатлительность, раздражитель­ность, плаксивость. Кроме того, часто наблюдается расстройство сна: плохо засыпают, спят беспокойно. У некоторых детей име­ет место ночной, а иногда и дневной энурез (недержание мочи).

Все эти особенности определяют необходимость соблюде­ния определенного режима при воспитании ребенка с церебраль­ным параличом.

Родителям необходимо, посоветовавшись с врачом, организо­вать четкий режим питания и сна и проводить систематические курсы лечения. При неправильном воспитании нарушения нерв­ной деятельности усиливаются и принимают стойкий характер.

Иногда родители, чувствуя свою вину за врожденную пато­логию ребенка, растят его в «тепличных условиях», упреждая все его желания. Постоянная опека ведет к формированию у ребен­ка таких качеств, как неприспособленность, страх, трусость, неловкость, задерживает развитие самостоятельности, целеуст­ремленности, активности. Ошибки в воспитании ребенка приве­дут не только к затруднению проведения систематической рабо­ты с ним, но и к трудностям в адаптации в детском коллективе.

Долг родителей — не только дать жизнь ребенку, но и по­мочь ему реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал, что требует постоянного, изо дня в день, кропотли­вого труда.

11.11.2019 20:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!