СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контакты Российского государства с представителями неправославных конфессий в XI — последней четверти XVIII в

Нажмите, чтобы узнать подробности

История контактов Российского государства с представителями католической, мусульманской и иудейской конфессий восходит к начальным векам существования Древней Руси. первые контакты с католиками на территории Руси стали устанавливаться еще в древнем Киеве, а уже в XII в. имелась католическая церковь в Новгороде С подчинением Новгорода Москве Иван III отнял церковь у немецких купцов. Василий III на основании перемирия между новгородским наместником и ганзейскими городами 25 мая 1514 г. возвратил им церковь и двор. Но уже во второй половине XVI в. от церкви святого Петра в Новгороде были лишь развалиныВ XVI в. Московское государство окрепло, и перед ним встала задача промышленного развития. Взоры были обращены на Западную Европу, и основным вопросом стало обустройство духовных дел людей с Запада,. Кроме того, в XVI в. Рим стремился сблизиться с Россией из-за боязни нашествия турок на Западную Европу. В России католики видели потенциального союзника в противостоянии мусульманам, поэтому отношения были частыми. Посольству А. Поссевино от папы римского в Москву в феврале 1582 г. ставилось условие — введение католицизма в России. Иван IV отклонил эти требования. В 1594 г. было организовано посольство в Москву из Рима Пиролама Камулея с целью еще раз попытаться склонить Россию в католицизм и начать совместную борьбу с турками. Миссия окончилась безуспешно.

В Смутное время начала XVII в., для "природных" католиков было разрешено свободное богослужение, а при дворце была построена каплица для Марины Мнишек. В Смутное время Лжедмитрий I обещал привести Московское государство «к единению с католической церковью», а в одной из своих грамот 25 мая 1604 г. разрешил строить в Новгороде и в Пскове «монастыри и церкви» латинской веры. После избрания на царство Михаила Романова доступ католического духовенства в Московское государство был категорически запрещен. Поэтому в XVII в. католики при посольствах могли совершать свои богослужения лишь с помощью священников, входящих в свиту послов. По указу 1631 г. запрещалось принимать в число солдат иноземного строя католиков.

Таким образом, до XVIII в. в Московском государстве в отношении католиков действовали только ограничительные, а правильнее сказать, запретительные меры. Кроме того, руководство католической церкви в тот период и не скрывало своего стремления объединить всех христиан под своей властью. Поэтому Римом проводилась политика религиозной экспансии на Восток, где проживали христианские «схизматики». Не случайно то, что в XVII в. предпринимаются попытки иезуитов закрепиться в Московском государстве, и главный объект их деятельности состоял в «совращении» православных и католичество. Результатом этих действий стало выдворение иезуитов за пределы Московии. Первые послабления католикам были даны в начале XVIII в. Петром I по политическим причинам. Петр I Гродненским актом 1705 г. предоставил католикам свободу вероисповедания и право строить костелы. После восшествия на престол Анна Иоанновна окружила себя немцами-протестантами. В результате католицизм оказался у власти не в чести, и в 1730 г. принимается закон, запрещающий пропуск в Россию поляков с целью пресечения католической пропаганды в стране

По вступлении на престол Екатерина II издала манифест от 4 декабря 1762 г., где обещала всем иностранцам, кроме иудеев, принять их в России и оказать им монаршую милость и благословение.

Католичество было признано одной из «терпимых» религий государства. Это означало, что они автоматически переходили под монаршее покровительство.

Первые контакты русского населения с мусульманским миром восходят к X в. Особенно активно они стали развиваться на северо-восточных земелях Руси, контактирующих с исламизированной Волжской Булгарией

Следующим этапом тесного соприкосновения с исламом стали отношения с Золотой Ордой.Последующее противостояние с Ордой не носило религиозного характера и определялось прежде всего политическими интересами.

По мере расширения Московского государства в его состав в XVI в. вошли территории, населенные мусульманами (Среднее и Нижнее Поволжье, Западная Сибирь). Первые законы были выдержаны в жестко карательном духе. Так, Соборное Уложение 1649 г. предусматривало смертную казнь за обращение православных в магометанскую веру. в Российской империи в 40-е годы XVIII в. ужесточились меры к православным, перешедшим в ислам.

В 50-е годы XVIII в. принимаются меры к переселению магометан из православных деревень и сел в Поволжье в чисто мусульманские, и о разрешении только последним строить мечети

Первые контакты славянских земель с иудеями относятся ко времени образования древнерусского государства. Иудеи упоминаются арабским географом Ибн-Хордадбехом (середина IX в.). Он упоминает о маршрутах иудейских купцов из Китая в Западную Европу. Они проходили и через Киев

В середине 60-х годов X в. князь Святослав наносит ряд тяжелых поражений хазарам, правители которых приняли иудаизм. Взятые в плен хазары поселяются Святославом в Киеве.

В XII в. встречается упоминание иудеев и в северо-восточной Руси. У князя Андрея Боголюбского при дворе жили два иудея — Ефрем Моизич и Анбал Ясин с Кавказа, ключник великого князя. Оба они были участниками заговора, в результате которого был убит Андрей Боголюбский.

Я. И. Рабинович упоминает о связях Новгорода с иудейскими купцами: в 1282 г. для новгородского епископа Климента был составлен еврейско-русский словарь

Упоминания о контактах Московского государства с иудеями в XVI в. относятся к Ливонской войне. В 1563 г., после взятия города Полоцка войском московского царя, всем проживавшим там иудеям было предложено креститься. Отказавшиеся (их оказалось 300 человек) были утоплены в реке Двине

Таким образом, мы видим, что до конца XVI в. Московское государство всеми возможными методами удерживало свои земли от проникновения в них иудеев.

В Смутное время начала XVII в. возросли контакты Московии с Западом. С воцарением Лжедмитрия I на московском престоле с ним прибыла многочисленная польская свита, в которой находились и иудеи.

В середине XVII в. иудеи попадали в пределы Московского государства лишь в качестве пленных (при войнах 1632-1634 гг. и 1654-1667 гг. Постепенно большинство из них растворилось среди русского населения

В начале XVIII в. Петр I стремился развивать активные отношения с Западом. Для этих целей были созданы различные облегчения для торговых отношений всем государствам, народам и религиозным конфессиям.

При Екатерине I, в апреле 1727 г., под влиянием князя А. Д. Меньшикова был издан указ «О выселении евреев из России и о не допуске их впредь в оную»

Но уже при Петре II в 1728 г. был разрешен временный допуск иудеев в Малороссию для занятия торговлей, и, как было оговорено, только оптовой.

Еврейская энциклопедия соотносит факт благосклонного отношения Анны Иоанновны к иудеям с деятельностью финансиста Леви Липмана. Отношение к иудеям изменилось при императрице Елизавете Петровне, которая новела жесткую политику по вытеснению иудеев из Российской империи. При Петре III возобновились ходатайства иудеев об официальном их водворении в пределы Российской империи. Этот вопрос стал решаться уже при Екатерине П. Первоначально она продолжила линию Елизаветы Петровны.

Если предыдущие законы запрещали пускать иудеев в Российскую империю, то в 1769 г. было дано указание «выдавать им паспорта без указания их национальности и не наводя справок об их вероисповедании, а обозначать в паспортах только их имена»

Таким образом, до последней четверти XVIII в. католическая, мусульманская и иудейская конфессии жестко ограничивались законами Российской империи по проблемам проживания и распространения своих религиозных учений на территории России.

19.08.2021 18:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!