СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. Народная мудрость гласит: «Самое лучшее наследство – воспитанность». На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентирует государственная политика (Национальная доктрина образования РФ), Всеобщая декларация прав человека, выступления и публикации ведущих специалистов и классиков в этой области педагогики: Ш. А. Амонашвили, В.А.Сухомлинского, Ч.В. Иванова, Е.П. Белозерцева, Н.А. Селивановой и др.
Приступая к работе классного руководителя, важно помнить, что нет работы более сложной и трудной. Деятельность классного руководителя сложна и многообразна, круг обязанностей очень широк. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом. Классное руководство – это радость общения, это круг своих детей. Классное руководство – это реализация педагогического сотрудничества. Классное руководство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека. В центре внимания классного руководителя находится личность, индивидуальность каждого воспитанника, его защита и развитие.
Цель, характер, функции, задачи и содержание взаимодействия субъектов моей воспитательной деятельности определяются:
- запросами школьников, родителей, общества в области воспитания;
- особенностями внутренней и внешней среды школы, класса;
- особенностями личностно- ориентированной и социальной моделей воспитательных систем, взятых за основу.
В ходе реализации концепции воспитательной деятельности, направленной на развитие у учащихся творческих способностей, я выделяю следующие аспекты:
1) творческий подход к решению любых проблем;
2) творческое мышление – это не способность, присущая избранным, но навык, который люди осваивают в процессе учебной деятельности;
3) только эмоции способны всколыхнуть и заставить учеников думать;
4) не «проходить» материал, а жить в нем;
5) учитель-ученик-родители – это партнеры, объединенные общей целью и общей мотивацией, отсюда и благоприятные отношения, служащие необходимым условием и эффективным средством обучения и творческого развития каждого ребенка;
6) индивидуальные творческие задания - каждому ребенку в зависимости от его способностей.
В результате класс превращается в коллектив личностей. Один – красноречивый докладчик, расскажет об истории открытия материка, другой – неплохо рисующий, создаст картосхему маршрута исследователей континента, третий – особо неравнодушный к компьютеру, приготовит презентацию или слайд-фильм о достопримечательностях изучаемой территории; четвертый, мечтающий стать журналистом, подготовит репортаж с места событий; пятый – любитель всех и все покритиковать, проанализирует работу своих одноклассников, выявив все ее достоинства и недостатки; шестой – попробует сложить стихи о своих впечатлениях об изучаемой местности; седьмой – усидчивый, неторопливый, приготовит кроссворд по теме.
Цели и задачи воспитательной концепции
Цели:
• Создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика, исходя из принципа «все способны».
• Предоставление учащимся возможности личностного саморазвития и интеллектуальной независимости.
• Воспитание свободной и критически мыслящей личности, способной осознать себя и найти свое место в мире.
Задачи:
• Сосредоточение внимания на личности и личном опыте.
• Подчёркивание таких исключительных свойств, как выбор, творчество, самоактуализация, индивидуальные способности.
• Признание человеческого достоинства и индивидуальности как самостоятельных ценностей и установка на развитие потенциальных возможностей каждого человека.
Основные принципы концепции:
Принцип природосообразности: воспитание с учетом природы ребенка, его индивидуальных биологических, физиологических и психических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.
Принцип культуросообразности: обеспечение режима наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции, формировании личности ребенка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьей.
Принцип дифференциации: создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объемом, отбором содержания, форм и методов воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Принцип педагогической поддержки - создание условий для оказания превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Принцип создания ситуации успеха – создание условий для формирования позитивной «Я концепции» учащихся.
Принцип самоактуализации - развитие и поддержка стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей для успешного взаимодействия с социумом.
Принцип событийности: введение в жизнь ребенка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
Для реализации целей и задач воспитания я использую методику педагогики сотрудничества И.П. Иванова, которая представляет собой создание такой обстановки в классе, при которой у детей появляется возможность проявлять инициативу, творчество, самодеятельность. Мною используются методы и формы работы, которые, на мой взгляд, позволяют создать условия взаимодействия с классом:
- индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления);
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, поездки и др.).
Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от умения работать в тесном контакте с родителями. Классный руководитель должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи, влияние семьи на личностное развитие ребенка, его характер, поведение. Классный руководитель совместно с родителями должен создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, учитывая интересы детей и их возрастные особенности. Педагогу необходимо знать какова сфера материального бытия ребенка, образ его жизни, традиции и обычаи семьи. Поэтому работа с родителями включает следующие направления:
1) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (анкетирование, беседы, посещение семьи);
2) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
3) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей. Помощь родителей в учебно-воспитательной работе.
4) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
5) содействие родителей в материально-техническом оснащении кабинета.
Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. В свою очередь, я регулирую отношения учителей и родителей ребёнка, информирую педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организовываю встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах и не удачах учащихся, привлекаю учителей-предметников к подготовке и проведению собраний с родителями. Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы с ребёнком и предупредить возможные трудности и конфликты.
Основные направления воспитательной деятельности:
(тематические уроки «Моя малая Родина», «Памятные даты истории России», исследовательская работа и составление летописи «Военная история моей семьи», участие в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах)
(участие в мероприятиях месячника безопасности, месячника правовой грамотности, месячника по военно-патриотической работе, акции «Внимание - дети!», «Скажи экстремизму и терроризму – нет!», «Ветеран живет рядом», «Забота», «Поздравляем, ветеран!», «Письмо ветерану», «День пожилого человека», «Напиши письмо маме», «Тепло сердец наших – тебе, солдат России», «Дети Ставрополья - солдатам войны», участие в КТД «Салют, Победа!»)
(участие в Днях здоровья, неделе физической культуры, спортивных праздниках «Веселая зима», «А ну-ка, парни», «Быстрые, сильные, ловкие», в акциях «Один день без табака», в товарищеских встречах по спортивным играм, забегах здоровья, участие в краевых, городских, районных спортивных соревнованиях, турнирах);
(определение психологического климата класса, анкетирование учащихся «Подростки и психоактивные вещества», диагностика уровня воспитанности, анкетирование учащихся «Мое здоровье» и др.)
(участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню города; участие в школьных, районных, городских…конкурсах газет, плакатов, поделок, чтецов; посещение театра драмы им. М.Ю. Лермонтова, филармонии, музеев, Дворца культуры и спорта, цирка, СДДТ, кукольного театра, кинотеатров…)
(организационный сбор учащихся и родителей перед началом нового учебного года; выборы классных и общешкольных родительских комитетов, Совета отцов; выборы органов самоуправления, вовлечение учащихся в деятельность школьного вожатского отряда, тимуровского отряда, юнармейского отряда и т.д.)
(участие в операции «Чистый город», «Школьный двор», «Посади дерево»; «Санитарные пятницы»; дежурство классов по школе и в закрепленном кабинете; профориентационные классные часы и т.д.)
© 2018, Баркова Эвелина Ивановна 592